IV Международная Карпатская страховая конференция
Роль посредников в инженерном страховании.
1. Классы инженерного страхования?
Я специально употребил в названии своего выступления термин «инженерное страхование», поскольку требуется уточнение понятия «строительно-монтажное страхование» или «страхование строительно-монтажных рисков”. Это даст единую методологическую основу для всех участников строительного процесса.
Содержание «инженерного страхования» давно определилось в мировой практике. Оно включает:
• страхование взрыва котлов - Boiler Explosion (BE) Insurance;
• все риски подрядчика - Contractor‘s All Risks (CAR);
• страхование строительных механизмов и машин – Contractor’s Plant and Machinery Insurance (CPM);
• все риски монтажа - Erection All Risks (EAR);
• электронное оборудование - Electronic Equipment (EE);
• страхование неотъемлемых дефектов - Inherent Defects Insurance (IDI);
• страхование поломок машин - Machinery Breakdown (MB) Insurance;
• гарантия - Guarantee (G).
В этой классификации нет понятия строительно-монтажного страхования. В него включаются несколько классов, а именно: CAR, EAR, CPM, TPL,G. Только эти виды страхования получили распространение в странах СНГ. Другие виды страхования технических рисков - страхование машин и оборудования от поломок, страхование электронного оборудования и т.п. - пока не получили должного развития.
2. Строительно-монтажное страхование
Готовность новых и сложных систем финансирования недавно сделала возможным развитие больших и сложных проектов, как в области гражданского строительства, так и в индустриальном секторе. Успешное завершение этих проектов требует не только более сложных методов руководства проектом, но также и более всесторонних схем страхования, обеспечивающих покрытие в непредвиденных ситуациях, могущих поставить под угрозу завершение строительства. CAR и EAR полисы являются теми инструментами, которые и служат для защиты объектов строительства от материальных убытков.
Полис CAR. По этому полису обеспечивается покрытие всех рисков подрядчика, которые могут возникнуть на строительных объектах всех видов, при этом покрываются ущербы строительным работам, оборудованию стройплощадки и/или строительным машинам. Кроме того, предлагается страховая защита и против требований третьих лиц на основе материального и физического ущербов, имеющих связь с проведением строительных работ, по которым страхователь может быть принужден нести ответственность. Если в ходе строительных мероприятий проводится монтаж машин, установок и стальных конструкций, то они могут быть одновременно застрахованы в рамках страхования CAR, однако только тогда, когда преобладает доля строительных работ.
Полис EAR. По данному полису страховая защита предусматривается при производстве монтажных работ на стройплощадке. Исключаются риски изготовителя, т.е. ущерб из-за ошибок в конструкции, материала. Однако в отдельных случаях «риск изготовителя» может быть застрахован за счет увеличения премии, если изготовитель сам выполняет монтаж застрахованных объектов и одновременно является страхователем.
Полис CPM. В рамках полиса CAR может быть заключен договор CPM (Contractors' Plant and Machinery Insurance), он означает – страхование строительных машин и механизмов на строительной площадке. Этот вид страхования, надеемся, будет востребован лизинговыми компаниями, которые специализируются на аренде строительного оборудования, это единственный путь для строительных компаний – обновить устаревшие и изношенные основные фонды. Многие строительные организации начали приобретать в лизинг сложную строительную технику и оборудование (краны, бульдозеры, тяжелые самосвалы, буровые установки для сооружения свай мостов, бетононасосы, бетоносмесители).
Полис TPL. В рамках полисов CAR/EAR страхования можно обеспечить покрытие по ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам. Первоначально страхование строительных рисков компенсировало только материальный ущерб и не включало в себя страхование ответственности за ущерб третьим лицам (TPL). До настоящего времени такое положение сохраняется на некоторых развитых рынках, когда TPL страхование не включается в полис страхования строительно-монтажных рисков. К этим странам относятся США, Германия, Швейцария и Австрия. При TPL страховании покрывается как физический, так и материальный ущерб третьим лицам.
Статистика ущербов по TPL страхованию. На протяжении последних 8 лет на Тайване 90% полисов CAR и 70% полисов EAR выпускались с разделом TPL. Это означает, что TPL покрытие, обеспеченное по полисами CAR/EAR, широко используются местными подрядчиками и инвесторами для защиты их от претензий третьих лиц, которые почти всегда неизбежны в период строительства или монтажа. Средняя убыточность по страхованию TPL по полисам CAR и EAR полисам была 92.4% и 157.8% соответственно в течение того же самого периода времени.
Одна из самых крупных аварий произошла при строительстве 3-й линии метрополитена в Сингапуре. Общая стоимость инвестиций составила 6.7 млрд. Сингапурских долларов. Строительство началось в 2001 и планировалось завершить в 2010 г. Но 20 апреля 2004 г. произошел обвал двух стен готовой подземной дороги, в результате образовался котлован размером 150 м. в длину, 100 м в ширину и в 30 м глубину. В результате была повреждена дорога, высоковольтные кабели, газовые трубы и трубы водоснабжения и многое другое. Общий ущерб составил: по имуществу 25 млн. Сингапурских долларов, по разделу TPL полиса CAR – 15 млн. Сингапурских долларов. При чем ответственность подрядчика была застрахована только на 10 млн. Сингапурских долларов.
Рис. 1. Разрушения на строящейся линии метрополитена в Сингапуре в апреле 2004 г.
Примерно такая же авария, но чуть меньшего масштаба, произошла в Киеве на Московской площади в конце 2006 г., когда обвалились стены котлована на строящейся линии метрополитена. Размеры ущерба неизвестны. Примерно, три дня наш офис сидел без интернета и телефонов. Были разрушены и другие инженерные коммуникации. В том числе в образовавшийся котлован упал кран. О числе человеческих жертв тоже неизвестно. Например, в Харькове, 14 августа 2007 г. во время прокладки труб в траншее глубиной 6 метров, погибло 3 работника водоканала, которых засыпало землей из-за обвала стенок траншеи.
На одной из последних конференций по строительной тематике в выступлении руководителя надзорного органа России прозвучала такая информация. На 1000 кранов случается 334 случая со смертельными исходами. Данные по Украине отсутствуют как в былые старые советские времена, когда все было хорошо. Хотя в Киеве и на территории Украины было также немало случаев падения кранов, пожаров, взрывов, в результате которых был нанесен ущерб третьим лицам. В Советские времена говорили, что Устав Вооруженных Сил СССР написан кровью погибших. На ошибках других учатся, чтобы не допускать их впредь. Так же и на статистике убытков в строительстве страховщики должны учиться и использовать этот опыт в риск – менеджменте строительных проектов. Вот теперь посмотрим, какую статистику представляет международная ассоциация IMIA.
3. Кража строительной оборудования и техники
Эта проблема стала очень актуальной во многих странах мира. Свидетельством тому является доклад объединенной группы специалистов нескольких стран-участниц IMIA, который был опубликован в 2005 г. (Theft of Construction Plant & Equipment / IMIA-WGP-43(05)).
В общем случае под строительным оборудованием и техникой понимается:
• Гусеничная и колесная строительная техника типа: подъемные краны, экскаваторы, самосвалы, погрузчики, дробильные машины и др.;
• Оборудование типа трамбовок, осветительное оборудование, компрессоры, генераторы, сварочное оборудование, насосы, лебедки, обогреватели;
• Портативные инструменты и оборудование типа перфораторов, дрелей, трансформаторов;
• Оснастка типа пневматических или гидравлических перфораторов, резаков, захватов, сверл, распылителей, распорок и трейлеров;
• Другие виды оборудования: лестницы, подмостки, ограждения, подсобные помещения в виде передвижных строительных кунгов и ручных инструментов.
Виды краж
В большинстве случаев кража оборудования, особенно дорогостоящего, осуществляется организованными преступными группировками. Профессиональные воры могут осуществлять кражу "под заказ" конкретного потребителя. Они могут перевести украденное оборудование в течение часа на очень большие расстояния. Считается, что в Европе воровство оборудования является одной из разновидностей деятельности организованных преступных группировок наряду с контрабандой людей, топлива, наркотиков, алкоголя и табака, хищения транспортных средств и отмыванию грязных денег. Кража оборудования является источником получения наличных неучтенных денежных средств.
Другим типом подобной деятельности является кража ради забавы. При этом воры даже не могут полностью оценить характер оборудования и его ценность.
Другой формой воровства является мошеннические действия, когда какая-либо подставная компания берет в лизинг сложное оборудование и затем исчезает вместе с ним.
Часто рабочие на строительной площадке являются участников подобных действий.
Для чего крадут оборудование?
Оборудование крадется с целью перепродажи. Для транспортировки украденного несамоходного оборудования исполнители этих преступлений используют грузовики, трейлеры, погрузчики и контейнеры. При этом преступные группировки используют реальных перевозчиков, экспедиторов и грузоотправителей для вывоза со стройплощадки оборудования.
Воровство оборудования является мало рисковым преступлением потому что:
• Имеется высокий спрос в стране в странах Восточной Европы на строительное оборудование из-за высокой его стоимости, что делает этот бизнес высокодоходным;
• Наличие непритязательность покупателей, использующих ворованное оборудование, что дает возможность быстро его реализовать на рынке за наличные деньги;
• Недостаточные меры безопасности на стройплощадках позволяют относительно легко украсть требуемое оборудование;
• Риск обнаружения, возвращения украденного оборудования и судебного преследования довольно низки так как:
a) обнаружение факта воровства и извещение в полицию происходит с опозданием, так как воруют в основном в выходные дни и праздничные, когда на строительных площадках отсутствует должный контроль за оборудованием;
b) Относительно низкий приоритет данного вида воровства предоставляется в полициях многих стран, из-за недостатка ресурсов или отсутствия криминалистов, обученных таким видам краж;
c) Сложность или отсутствие стандартных маркировок для идентификации и регистрации такой техники ведет к невозможности оценить какое оборудование было украдено и установить собственника в случае его нахождения;
d) Оборудование часто разбирают на запчасти, делая невозможным поиск и идентификацию украденного оборудования;
e) Оборудование быстро эвакуируется из страны, где оно было украдено, в другие европейские государства, из-за открытости границ.
В Европе уже появились специальные организации, которые занимаются поиском украденного оборудования. Их также нанимают страховые компании в случае, если оборудование было застраховано.
Стоимость украденного оборудования
Установить истинные размеры хищений в области строительного оборудования не представляется возможным. Европейская Конфедерация Дистрибуторов Оборудования (European Confederation of Equipment Distributors) указывает на величину в $ 9 млрд. Правительство Великобритании оценивает ущерб от этого вида деятельности в размере $ 750 млн. Хотя по некоторым данным потери от воровства в этой стране составляют до $ 1.8 млрд. (http://www.crimereduction.qov.uk/site.htm). Согласно Американским источникам размер краж оборудования достигает $ 1 млрд. Конечно, эти оценки приблизительные потому что:
a) в большинстве случаев оборудование было не застраховано;
b) не учитываются дополнительные потери, которые невозможно измерить.
Даже затраты на страхование оборудования трудно оценить, поскольку только в нескольких странах существует национальная доступная статистика.
Безотносительно фактических размеров убытков разумно предположить, что, по крайней мере, в Европе и США, воровство оборудования в строительной индустрии наносит ощутимый вред строительной индустрии. Значительная часть оборудования фактически не застрахована. Даже в случаях, когда оборудование застраховано, убытки в размере франшизы, которые постоянно увеличиваются, покрываются страхователем. Кроме того, имеются значительные дополнительные расходы, которые несет страхователь, в виде:
• задолженности по оплате за аренду или лизинг оборудования;
• аренды подменного оборудования;
• более высокой стоимости подменного оборудования;
• оплаты дополнительных услуг по обеспечению безопасности;
• перерыва в производстве из-за невозможности работать без этого оборудования;
• договорные штрафы;
• потерянного дохода в форме потери арендной платы или расторгнутых контрактов;
• увеличенные страховые взносы и франшизы при пролонгации договоров страхования.
Кража оборудования является существенным бременем для всего сообщества, так как доходы от продажи оборудования могут идти на финансирование других преступных действий таких как реализации наркотиков и финансирование террористических актов.
Примеры объемов краж строительного оборудования в некоторых странах.
Вот примеры только нескольких стран.
В Европе ежегодно совершаются кражи оборудования на сумму около оборудования $9 млрд. Наиболее часто крадут более легкое оборудование типа перфораторы, генератор и компрессоров, но также повышается количество краж тяжелого оборудования такого, как бульдозеры и экскаваторы. Несмотря на усилия правоохранительных органов удается разыскать и вернуть только 10% от украденной техники.
Бельгия. По данным за 2000 г. в этой стране было совершено краж на сумму $38 млн. По данным за 2001 г. пострадало от краж 374 строительные компании. Из них 79% были жертвами воровства в предыдущие 3 года. Полицией было найдено только 8% украденного оборудования.
Франция. Согласно независимым экспертым оценкам французские строительные компании и страховщики понесли потери от кражи в размере $74 млн. Другие источники называют цифру $144 млн. 60% украденного обрудования возвращалось владельца. Большинство ворованной техники экспортировалось в Югославию, Румынию, Болгарию, Польшу, Россию, Португалию, Испанию и Африку. Средняя стоимость украденного оборудования составила от $9,500 до $15,000. По данным за 1999 г. краденная техника распределилась по следующим видам:
• Компрессоры - 40 %
• Ковшовые экскаваторы -16 %
• Мини-экскаваторы - 15 %
• Грузовики - 11 %
• Перевозчики мусора - 9 %
• Гидравлические экскаваторы - 3 %
• Другое оборудование - 6 %.
Нидерланды. В 2000 г. было украдено около 2,500 единиц техники, что в стоимостном выражении составляет около $90 млн. Украденная техника реализуется в странах Восточной Европе, особенно в Польше.
Великобритания. Ежегодно в этой стране осуществляются кражи на сумму от $90 до $125 млн. Средняя франшиза составляет $920. Только 40%-50% строительных компаний страхуют свое оборудование. Ежегодно полиция регистрирует от 8500 до 9500 фактов воровства оборудования. По данным Британской Ассоциации страховщиков строительных машин 50% требований к страховым компаниям относятся к выплатам по фактам кражи. Средняя стоимость украденной техники составляет $10,000 - $15,000.
Австралия. Страховые компании напуганы количеством претензий по фактам кражи оборудования. По некоторым оценкам ущерб от кражи составил 15% от общей сумы убытков по строительному оборудованию. Некоторые страховые компании стали требовать установки системы GPS на все виды самоходной строительной техники. Франшиза по факту кражи составляет 1% от страховой суммы, но не менее $400. В некоторых случаях страховщики подняли франшизу до $2,300. Средняя величина ущерба составила $19,000.
4. Статистика
В этом и других разделах были использованы статистические данные за 2004-2006 г.г., опубликованные Международной ассоциации страховщиков технических рисков IMIA.
По количеству собранной в 2006 г. премии по инженерному страхованию страны члены IMIA разместились в порядке, указанном на рис. 2.
В 2006 г. лидером по сбору премии по инженерному страхованию среди стран - членов IMIA была Франция. Наибольшие убытки по инженерному страхованию имели также французские страховщики, (убыточность 85%). Причем большая доля убытков в портфеле приходилось по полисам CAR/EAR. Результаты этого года ухудшились из-за несколько крупных убытков, один из которых составил более 8 млн. евро.
Немецкие компании оказалась на втором месте по сбору премии. По полисам CAR сбор премий увеличился на 6.7%. Убыточность инженерного страхования на протяжении 3-х лет остается на уровне 70%.
Страховые компании США оказались на 3-м месте по сбору премии. Если убыточность в страховании имущества и ответственности (P&C) уменьшилась с 74.6% до 65.1%, то в инженерном страховании убыточность уменьшилась с 23.3% до 20.2%.
В Испании средний показатель убыточности в 2006 г. составил 51.2%. Все отрасли инженерного страхования имели хорошие показатели убыточности, за исключением EAR страхование, убыточность по которому была в 2005 г. 138.4%, а в 2006 г. – 81.1%.
2004
|
2005
|
2006
|
78.8
|
81.8
|
85.0
|
70.6
|
70.8
|
70.1
|
27.5
|
23.3
|
20.2
|
40.8
|
27.3
|
51.2
|
39.5
|
41.5
|
40.4
|
47.5
|
43.9
|
53.1
|
44.7
|
61.3
|
54.6
|
19.7
|
16.8
|
13.4
|
12.7
|
6.3
|
10.7
|
62.7
|
55.7
|
52.6
|
54.0
|
44.9
|
54.7
|
25.2
|
31.3
|
36.0
|
36.2
|
57.0
|
45.5
|
37.7
|
32.0
|
36.4
|
53.9
|
51.7
|
52.8
|
43.6
|
50.3
|
31.9
|
33.2
|
47.6
|
45.5
|
46.9
|
61.1
|
51.1
|
54.5
|
97.0
|
54.6
|
35.7
|
45.3
|
73.0
|
Рис.2.
Динамика роста премий в странах членах IMIA по годам представлена на рис.3.
Рис. 3.
Согласно статистике IMIA премия, собранная в странах, членах этой Ассоциации по полисам CAR, EAR и G, в среднем составляет 30% по данным за 2004-2006 г.г., а ее динамика роста и суммарный размер выплаченных убытков по этим полисам представлена на рис. 4 .
Рис. 4.
Крупными убытками в классификации IMIA считаются убытки свыше 1 млн. евро. На рис. 5 представлена динамика изменения крупных убытков в странах-членах этой международной организации. Если в 2004 г. суммарный ущерб составил в размере US$ 1,256 млн., то крупные убытки в совокупности дали US$ 520 млн. В 2006 г. крупные ущербы уменьшились почти в 3 раза. Этому способствовала методологическая, аналитическая и исследовательская деятельность в странах-участниках IMIA. На ежегодных конференциях, проводимых этой влиятельной организацией, рассматриваются очень важные вопросы развития инженерного страхования в различных регионах мира, а специалистами разных стран готовятся ежегодные обзоры и аналитические материалы по состоянию отдельных классов инженерного страхования. Например, 30 января 2006 г. была подготовлена «Инструкция по риск - менеджменту при проведении туннельных работ», подготовленная «Международной тоннельной страховой группой». В разработке этой «Инструкции..» принимали участие признанные специалисты Allianz AG, Allianz Global Risks UK, Assicurazioni Generali, Munich Re, Scor, Swiss Re, Zurich Global Corporate. Перевод этой инструкции на русский язык организовало Представительство перестраховочной компании Munich Re в Москве во главе с Петером Мюллером. Думаю, что наши метростроевцы никогда в глаза ее не видели. А ведь в этой инструкции использован богатейший опыт «Британского общества тоннелестроения» и «Международной тоннельной ассоциации».
На рис. 6 показаны графики изменения общей убыточности по полисам CAR-EAR-G и убыточности по крупным убыткам за рассматриваемый период.
Рис. 6
На рис.7 показаны причины, приведшие к убыткам при страховании строительно-монтажных рисков. Как видно из графика, одной из главных причин возникновения аварий в 2006 г., приведших к материальным ущербам при строительстве, являются ошибки в проектах (US$ 46 млн.) и пожары (US$ 31 млн.). Нельзя не учитывать убытки, возникающие из-за использования дефектных материалов (US$ 30 млн.). В Украине отсутствует организация, которая осуществляла бы мониторинг страховых событий и ущербов, возникающих при проведении строительных работ. Но недавний пожар, правда, не связанный со строительством, когда горело имущество складов на Корчеватом в Киеве, думаю, заставят призадуматься и регулятора, и профессиональные объединения участников страхового рынка о необходимости работать не вслепую, а с какими-то конкретными цифрами, анализом событий и т.д. Настало время принятия конкретных мер по раскрытию информации на страховом рынке и накоплению данных по страховым событиям, особенно крупным. Принцип ценообразования в страховании един для всех видов: вероятность наступления страхового события, средняя частота наступления страхового события и величина среднего ущерба, т.е. это вероятностная оценка на основе статистических данных. Такой статистикой не обладает ни одна компания в Украине. Кроме того, ни одна компания в Украине не сможет покрыть полностью взятый на себя риск по строймонтажу. Поэтому ценовая политика на развивающихся рынках полностью зависит от тарифной политики крупных западных перестраховочных компаний. Процесс андеррайтинга может занимать период от нескольких недель до месяца и более. Каждый объект по-своему уникален, и тарифная политика поэтому также индивидуальна.
Рис. 7
На рис. 8 представлена диаграмма распределения крупных убытков по полисам CAR / EAR/ Guarantee
по данным 2005 и 2006 г.г. Как видно из рисунка наиболее крупные убытки имели место в гражданском строительстве (US$ 55 млн.) и при строительстве заводов с монтажом производственных машин и технологического оборудования (US$ 17.5 млн.). Есть над чем задуматься инвесторам и подрядчикам, реализующим подобные проекты в Украине. Лучше использовать опыт других стран, чем кусать локти, когда такие аварии могут случиться в нашей стране.
Рис. 8
5. Участники рынка страхования строительно-монтажных рисков и особенности страхования
Страхование строительно-монтажных рисков - это очень сложный вид деятельности, который по плечу только отдельным страховщикам. Риски очень велики, премия достаточно маленькие. Здесь нужно подготовленные кадры, профессионалы своего дела. Все эти риски обслуживаются на мировых рынках только брокерскими компаниями, поскольку нужен профессиональный подход к риск - менеджменту, знания в области строительных рисков. Уникальность этих видов страхования подчеркивается ограниченным количеством участников на международном рынке. Давайте посмотрим количество членов в IMIA. Как было видно из рис. 2 в этой очень солидной мировой организации объединяются профессионалы всего 20 стран, из каждой страны всего несколько страховых компаний. Например, Россия представлена только двумя крупнейшими компаниями: Ингосстрах, «Гефест». Последняя компания была принята в эту международную организацию только в 2004 г. Нашу страну не представляют в этой организации ни одна страховая компания.
Шесть крупнейших перестраховочных компаний мира являются членами этой мировой ассоциации: Munich Re, Gen Re, Scor, XL Re Europe, Partner Re, Swiss Re.
У нас же этими рисками пробуют заниматься страховые компании, не имеющие ни специалистов, ни соответствующих активов и даже опыта страхования имущества от огневых рисков. Многие риски обслуживаются кэптивными компаниями и на рынок не попадают. А это может привести к дискредитации в глазах строительных компаний идеи страхования и самого рынка страхования в целом.
Мне пришлось выступать на трех специализированных конференциях по строительно-монтажной тематике, на которых знания специалистов строительных профессий в области страхования оставляют желать лучшего. И наши доклады имели направленность популяризации идеи страхования. Да это и понятно. Ведь в строительном университете не читают дисциплину страхование. Как же мы можем привнести культуру страхования в строительный бизнес, если в ВУЗах этого профиля не дают основы страхования. Думаю, что мы смогли в рамках Лиги страховых компаний Украины помочь организовать такую дисциплину в рамках нашего строительного университета. Тем более, что опыт чтения подобных дисциплин в других экономических ВВУЗах уже у нас имеется. Где мы берем специалистов себе? Готовим сами. Также и специалистов по страхованию строительных рисков нужно готовить самому, как готовим специалистов по другим специальностям, например, по сельскохозяйственным рискам.
6. Состояние рынка страхования строительно-монтажных рисков
Несмотря на строительный бум в Украине эти виды страхования не в почете у подрядчиков и инвесторов. «Петух еще не клюнул». Хотя есть серьезные прецеденты. Возьмите разрушившийся дом по ул. Жилянской, 120-Б. Сколько средств хватило подрядчику на размещение жителей этого дома в гостинице? Аж всего на одну неделю. А была бы страховка ответственности перед третьими лицами, то на этапе риск - менеджмента страховой брокер уже подсказал бы возможные последствия от строительства на таком маленьком пятачке огромного жилого дома. А ведь в последнее время именно так увеличивается жилищный фонд в центральной части Киева. В США, например, страховые компании, а не какой-то государственный орган, осуществляют разработку регуляторных актов в строительстве. Только страховщики заинтересованы в отсутствии убытков в строительстве. Может быть и нам следует перенять опыт этой страны для организации и разработки регуляторных документов. Такая же картина наблюдается в Германии и Австрии, где страховые компании осуществляют регистрацию автотранспорта, а не полиция. Я уже приводил пример разработки инструкции по проведению тоннельных работ, в которой участвовали специалисты многих стран, члены Международных организаций страховщиков, а не государственных надзорных органов.
Наше законодательство в области страхования строительных рисков пока достаточно слабое. Только Гражданский Кодекс Украины имеет соответствующие рекомендательные нормы по страхованию объектов строительства. Но контроля исполнения этих норм пока нет. Если строительные компании начнут обновлять свои основные фонды путем приобретения строительной техники в кредит или лизинг, то только тогда возможно они станут приобщаться к страхованию и то под давлением банков и лизинговых компаний. Это связано со многими причинами, одной из которых является слабая страховая культура населения в целом, строительных компаний, в частности, и малое доверие к страховым компаниям.
Сегодня эта отрасль развита очень слабо. В портфеле даже серьезных системных страховщиков премии по полисам CAR/EAR составляют всего несколько процентов от размера премий, собранных по имущественному огневому страхованию. Из-за непрозрачности нашего рынка и отсутствия данных трудно установить более точные соотношения в этой отрасли.
Более прозрачная картина в России, поскольку она обязана подавать свои ежегодные отчеты в IMIA. Так, по инженерному страхованию в 2006 г. было собрано премий на сумму 9.9 млрд. рублей (рост 68% по сравнению с предыдущим годом), что составило 4.36% от общего объема премий, собранных по имущественному страхованию. Причем, 90% собранных премий приходится на страхование CAR/EAR. Доля других видов инженерного страхования очень незначительная. Такой рост собранных премий по CAR/EAR страхованию результат продолжающегося развития экономики и дальнейшего проникновения страхования в бизнес-среду.
Во Франции в 2006 г. по инженерному страхованию было собрано премий 2.3 млрд. евро, что на 15% больше, чем в 2005 г., что составило 17.4% от премии, собранной по имущественному страхованию в 2006 г. Как было отмечено ранее, это самый высокий показатель среди 20 стран членов IMIA.
В Польше у некоторых брокеров этот портфель уже доходит до 30%. Перспективы в этой отрасли, как и во всей экономике в целом, одинаковы: придут серьезные западные инвесторы в строительную индустрию, то этот вид страхования начнет развиваться, возможно, даже через своих брокеров и уже существующих на нашем рынке крупных мировых игроков, таких как AXA, Allianz и др.
Какие проблемы существуют в данной отрасли страхования в Украине?
• Большая ответственность и малые премии. Поэтому эти риски и этот вид страхования под силу только серьезным и крупным страховым компаниям, имеющим облигаторные договора перестрахования с крупными западными перестраховщиками;
• Кэптивность этого вида страхования (каждый строительный концерн хочет иметь собственную или аффилированную страховую компанию). В связи, с чем эти риски не попадают на рынок страхования;
• Страхование некоторыми компаниями, в том числе и аффилированными, осуществляются по правилам имущественного страхования, когда в полисе прописываются конкретные риски: пожар, взрыв, стихийные бедствия и др. Отсюда и возникают конфликты между страховщиком и страхователем при наступлении страховых событий. А ведь еще в 30-х годах прошлого века по инициативе немецкий и британский страховых компаний были разработаны программы страхования в строительстве от всех рисков (conractor's all risks (CAR), eraction’s all risks (EAR));
• Низкая страховая культура в строительных компаниях. Ведь в строительных ВВУЗах не читают дисциплину по страхованию;
• Отсутствие специалистов в области инженерного страхования, к которым относится страхование строительно-монтажных рисков.
• Полное отсутствие и не урегулированность вопросов подготовки, обучения и сертификации аджастеров, сюрвейеров. У нас существует монополия торгово-промышленной палаты в оценке стоимости ущерба. Ее вердикт окончательный и обжалованию не подлежит. В Америке существуют два вида аджастеров: независимый аджастер и публичный аджастер. Одного нанимает страховщик, другого – страхователь. Они и решают спорные вопросы в оценке стоимости ущерба, а не сам страховщик или какой-то представитель торгово-промышленной палаты в регионах. Как мы сможем оценивать крупные ущербы в области страхования строительно-монтажных рисков, полагаясь только на специалистов торгово-промышленной палаты;
• Заинтересованность в страховании только в случае «откатов». В настоящее время строительные компании выбирают страховщика по принципу – кто больше заплатит комиссионных.
7. Какие требования к страховым компаниям, которые занимаются страхованием строительно-монтажных рисков?
Помимо наличия обязательной лицензии на страхование строительно-монтажных рисков, страховая компания должна иметь:
• специалистов в области строительно-монтажных рисков и опыт проведения таких видов страхования;
• облигаторные договора перестрахования с крупными зарубежными компаниями, которые являются членами IMIA;
• реальные активы и технические резервы для покрытия собственных обязательств.
Какие страховщики отвечают этим требованиям? Думаю, что их можно сосчитать на пальцах одной руки. Большинство страховых компаний Украины имеют уставные фонд в виде пустых акций, а технические резервы формируются на дату подачи отчетов путем взятия кредитов и их возвратом после сдачи квартального отчета. Поэтому Госфинуслуг и предпринял конкретные шаги по контролю реальности активов страховщиков.
В качестве примера, в Турции по строительно-монтажному страхованию работают 25 страховых компаний. В настоящее время в Турции обсуждается концепция введения обязательного страхования CAR. При строительстве жилья, которое осуществляется при поддержке и контроле правительства и финансируется банками под очень низкие проценты на период от 10 до 15 лет, а также при автодорожном и железнодорожном строительс<