VII Международный Ялтинский форум участников страхового рынка

Размер текста
05.12.2007

Об одном подходе в реализации пруденциального надзора по автомобильному страхованию в Украине

Приводится пример использования рэнкингов страховых компаний для ранней диагностики их финансового состояния по моторному страхованию. Некоторые наши предостережения и рекомендации на сегодняшний день уже реализовались, и компании ушли с рынка.

«С какого-нибудь амвона тебя все равно
предадут анафеме»
«Пшекруй».

1. Что такое пруденциальный надзор?

Ни в одной существующей литературе по страхованию нет определения пруденциального надзора. Пруденциальный надзор происходит от английского слова prudential, которое переводитcя как “благоразумный". Таким образом, "пруденциальному надзору", то есть предварительному, "раннему" надзору отводится первостепенная роль в мировой экономике. Ранняя диагностика трудностей, возникающих у страховщиков, требует дополнительного инструментария и методов анализа. Традиционные методы, в том числе закрепленные в нормативных документах, не всегда дают удовлетворительный результат, так как фиксируют уже свершившееся. Для ранней диагностики - и в этом принципиальное отличие – характерна регистрация потенциальной возможности осложнений. В силу этого все показатели, применяемые в ней, можно охарактеризовать как вероятностные. При выявлении первых признаков проблемности практически всегда существуют пути исправления ситуации.

Поэтому важность разработки таких показателей и их мониторинг и составляют основу пруденциального надзора страхового рынка.

2. Почему рассматривается предлагаемый подход применительно к автомобильному страхованию?

Применение некоторых элементов пруденциального надзора к автомобильному страхованию стало актуальным, поскольку этот вид страхования превратился в самый массовый вид для всех страховщиков. В портфеле страховых компаний Украины страхование наземного транспорта составляет в среднем чуть меньше 50%, а у некоторых компаний, особенно связанных с банками, этот портфель достигает 90%. Все это благодаря массовым продажам автомобилей в кредит. Только за 2006 г. в Украине на покупку новых автомобилей было затрачено около 6 млрд. долларов США, из которых 45% приобретались в кредит. В марте 2007 года было продано 42 тыс. автомобилей. В связи с такой ситуацией на рынке имеет место вакханалия в тарифной политике страховщиков. Можно встретить случаи, когда страховщики страхуют автомобили марки «Порше» с нулевой франшизой с тарифом 5.9%, когда у этой машины только одна фара стоит более 1000 долларов. У нас уже есть примеры тяжелых финансовых положений отдельных страховщиков, которые очень усердствовали в этом виде страхования благодаря аккредитации по «неписанным правилам» в банках, которые последние сами устанавливали на рынке. Многие серьезные страховщики стали отказываться от таких драконовских правил, фактически выполняющие функции надрегуляторного органа страхового рынка. Аналитики агентства Standart & Poor's давно предупреждали, что такая практика аккредитации  страховщиков в банках и концепция bancassurance «негативно сказывается на ее финансовой гибкости и может подвергнуть страховую компанию значительному кредитному риску контрагента – данного банка, а также поставить под угрозу ее конкурентное положение на рынке».  Мы сейчас имеем возможность наблюдать за некоторыми компаниями, которые уже находятся в трудном финансовом положении. Но до сих пор встречаемся с маркетинговыми приемами, например, «три полиса в одном по цене одного» некоторых страховщиков, которые идут на авантюрные, заведомо убыточные проекты, лишь бы заманить клиента. Но в штатах таких компаний до сих пор нет дипломированного актуария. Вот почему уже у нашего регулятора вызывает тревогу положение на рынке с этим видом страхования.

3. Какова последовательность анализа?

Информации по финансовым показателям страховых компаний вполне достаточно для демонстрации методики анализа. Проводится исследование и мониторинг страхового рынка по нескольким показателям.

Первый показатель, это объем собранной премии. Это один из главных показателей активности страховщика на рынке. Он публикуется во всех отчетах страховщиков и рынков каждой страны. На сайтах регуляторов стран можно найти всю необходимую информацию по страховому рынку и каждой компании в отдельности.

Второй показатель - это изменение премии за какой-то период времени. Если страховая компания из года в год наращивает объемы собранной премии, то это говорит о стабильном росте ее авторитета. Вместе с тем, регулятора и страхователей должны настораживать те компании, которые имеют очень высокие темпы роста страховых премий. Нужно проводить дальнейший анализ с формальной и содержательной точек зрения этого феномена. С формальной точки зрения высокие темпы роста являются аномальными и не могут быть включены в анализируемую совокупность, так как выходят за четырехсигмовый интервал. С содержательной точки зрения это означает, что механизм достижения таких результатов у этих компаний иной, чем у других страховых компаний. Чаще всего это достигается тем, что мелкие компании проходят так называемую аккредитацию в банках и получают доступ к страхованию залогового имущества при кредитовании покупки автомобиля.

В экономической литературе отмечается, что значение этого показателя должно находиться в пределах "плюс-минус 33%". В некоторых книгах  по стратегическому развитию можно найти такие показатели лидера рынка или «покорителя рынка»:

• Двухпроцентное изменение (увеличение или потеря) рыночной доли;
• Ежегодное увеличение объемов сбыта товаров или услуг на 10%;
• Ежегодное превышение объемов продаж товаров или  услуг на 5% по сравнению с объемом роста в среднем по рынку.

Третий показатель - размер выплат страховых возмещений. Этот показатель напрямую связан с выполнением обязательств страховой компании перед своими клиентами. Но абсолютное значение выплат еще ни о чем не говорит. Поэтому наряду с этим показателем используются различные относительные характеристики.

Четвертый показатель характеризует брутто-норму убыточность. Этот показатель часто называют коэффициентом понесенных убытков (insured loss ratio) или просто уровнем выплат. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы всех выплат за конкретный период к сумме собранной страховой премии за тот же период. Поскольку числитель и знаменатель этого показателя  включаются в отчетные данные для контролирующих органов и публикуются в печати, то анализ рейтингов по этому показателю всегда интересен для всех субъектов страхового рынка, включая и регулятора.

Значение показателя брутто-норма убыточности зависит от уровня развития страхового рынка и вида страхования. На этапе его становления значение этого показателя находится в пределах от 15% до 60%. Для западных страховых компаний величина данного показателя, особенно по автомобильному страхованию, может доходить до значений 80%-90%. Такое положение свидетельствует о том, что страховые компании на Западе имеют эффективные финансовые механизмы  размещения свободных средств, позволяющие не только обеспечить высоколиквидное резервирование, но получить реальную прибыль. В то же время, украинские страховые компании, в виду отсутствия такой возможности, вынуждены закладывать свою прибыль в тарифы. Поэтому для нашего страхового рынка значение  убыточности больше 60% говорит о том, что страховая компания слишком много средств тратить на страховые выплаты и запас ее финансовой устойчивости очень низкий и не хватает средств для ее развития. Ведь часть средств идет на оплату налогов, зарплату сотрудников компании, аренду помещений офисов, оплату комиссионных посредникам, включая банкам и салонам, о которых страховые брокеры могут только мечтать. Значение брутто-убыточности больше единицы свидетельствует о том, что страховая компания больше отдает, чем получает, расходуя свой собственный капитал.

Показатель брутто-норма убыточности можно использовать регуляторному органу и самим страховщикам для приближенной оценки рентабельности страховых операций, поскольку суммарное значение страховых выплат приближенно можно считать значением нетто-ставки, а сумму страховых взносов величиной брутто-ставки. Так как для страховых компаний допускается 50%-ное соотношение между нетто-тарифом и брутто-тарифом (брутто-тариф равен нетто-тарифу плюс нагрузка, доходящая до 50%), то значение показателя брутто-убыточности меньшее или равное 50% свидетельствует о рентабельности данного вида страхования. В противном случае, страховая компания должна проанализировать андеррайтерскую информацию, выяснить причины такой убыточности и принять соответствующие меры по нормализации страхового процесса, вплоть до пересмотра тарифной политики.

Наконец, пятый показатель – это сбалансированность портфеля страховщика - важное условие финансовой устойчивости компании. Что это означает?

Во-первых, это учет страховщиком закона больших чисел и выборки, т.е. выравнивание и разделение рисков. Это задача решается через тарифную политику компании, выравнивание страховых сумм застрахованных объектов и передачу части видов страхования или их стоимости другим страховщикам на перестрахование.

Во-вторых, это наличие в портфеле, как можно ближе к  равномерному процентному отношению, различных видов страхования. Например, портфель компании А на 65% состоит из обязательных видов страхования, а 35% - по остальным видам страхования. Страховая компания В имеет в своем портфеле договоры по всем видам страхования, причем процент полученной премии и страховые суммы по ним примерно одинаковы. Какая страховая компания более финансово устойчива и какой из них отдаст предпочтение грамотных потенциальный страхователь? Конечно последней!

По этим вербальным критериям и анализу информации о структуре портфелей можно составить рэнкинг страховых компаний. Потенциальные страхователи должны обязательно анализировать этот показатель, прежде чем доверять свои средства потенциальному страховщику, даже если компания аккредитована в банке и ее настоятельно рекомендует менеджер банка.

4. Пример использования данной методики для раннего предупреждения тяжелого финансового положения страховщиков и их банкротств.

Пример использования данной методики приведем на основе анализа результатов деятельности страховых компаний Украины за первое полугодие 2007 г. по автомобильному страхованию. Какие изменения произошли в расстановке первых 100 компаний?

Во-первых, в первую сотню по собранным премиям (см. таблицу №1) по автострахованию не попали такие компании, как: «Укрнефтетранс», «Мир», «Акваполис», «Велта» (Харьков), «Украинский СК» и «Велта» (Киев), которые занимали в рэнкинге по итогам за 1-й квартал 2007 г. по автострахованию, соответственно, 83, 85, 89, 96, 97, 99 места. Вместе с тем, в первой сотне во втором квартале их заменили следующие компании: «Аванте», «Столичное страхование»,  «Глобус», «Аско-Медсервис», «ИнтерТрансПолис» и «Автограф».

Во-вторых, темпы роста премии (см. таблицу №2) более 100% во втором квартале 2007 г. по сравнению с первым кварталом 2007 г. имели 9 малоизвестных страховщиков. Такой рост характерен для развивающихся рынков. Еще мало опыта в таких компаниях, не накоплена статистика по убыткам, поэтому тарифная политика слабо подкреплена актуарными расчетами. В эти компании пока лучше потенциальным клиентам не обращаться. Нужно к ним присмотреться, пока они поднимутся до уровня рыночных средних компаний. Не стоит рисковать своими деньгами и повышать их уровень капитализации. На 10-м месте разместилась компания «Краина» с приростом премий за квартал 95.2%. Постоянные лидеры по сбору премий в этом виде страхования на протяжении нескольких лет, «Дженерали Гарант», «Оранта» и «Инго Украина» имели рыночные, более низкие темпы роста премий, соответственно, 38.8%, 48.7% и 49.2%. В первом полугодии в их число вошла компания «Ингострах», связанная с Приватбанком, с приростом премии в 71.7%. Очень низкие показатели прироста за этот период имела компания «Кредо-классик», всего 4.8% (84-е место). Начиная с 86-го места, страховые компании имели отрицательный прирост премий, т.е. собрали во втором квартале меньше, чем в первом. Среди известных компаний сюда попали следующие страховщики: «Европейский страховой альянс», -0.8%, «УОСК», -33.8%. Прирост в целом по рынку автострахования составил в среднем 45.4%. Как видим, это количественно подтверждает, что все украинские компании кинулись сломя голову в автострахование, самый денежноемкий, радующий акционеров, но в то же время, самый убыточный вид страхования. На развитых рынках намного меньше компаний, чем в Украине, которые специализируются, на так называемом, motor insurance. Но эти компании имеют богатый опыт работы в этом виде страхования, накопили собственную статистику и на ее основе проводят грамотную тарифную политику и формируют реальную резервы, а не берут краткосрочный кредит на момент подачи отчетности по резервам.

В-третьих, не изменилось положение лидеров по страхованию среди физлиц и юрлиц. Среди юрлиц места распределились, как и в прошлом квартале, в следующем порядке: «Оранта», «Инго Украина», «Дженерали Гарант». По собранным премиям среди физлиц произошли изменения, в первую тройку вошла компания "Инкомстрах", аффилированная с "Приватбанком", а места распределились следующим образом: "Оранта", "Дженерали Гарант", "Ингосстрах", "ИНГО Украина".

В-четвертых, первая тройка страховщиков по выплатам осталась та же, что и в первом квартале (таблица №3). Это "Дженерали Гарант", "Оранта", "ИНГО Украина". Лидерами с конца, не выплатившими за второй квартал ни одной гривны по самому убыточному виду страхования, являются  пять компаний: «Аванте», «Столичное страхование», «Эскалибур», «Пивд-Схид СК», «Будинвест». Надеюсь, что выплаты впереди. Ведь мы проанализировали финансовую, а не андеррайтерская информацию.

В-пятых, по показателю брутто-норма убыточности (см. таблицу №4) число компаний, у которых этот показатель превысил 100%, сократилось до 3-х. В первом квартале их было 7. Но лидером на протяжении двух кварталов остается компания «Форум» (убыточность в первом квартале составила 189.2%, во втором -131.1%). Затем за ней следует «Авионика» (125.8%) и, наконец, на третьем месте компания «Инкомстрах» (101.1%). На протяжении уже нескольких лет «Инкомстрах» никак не может выйти из затянувшегося кризиса. Если у «Авионики» небольшой портфель по автострахованию, всего 25.9%, то у компании «Инкомстрах» - почти 40%. Размер портфеля по автострахованию у компании «Форум» составляет рекордную для Украины цифру – 89.7%. В первом квартале этого года ее портфель составлял 91.7%. Но уже по итогам 2005 г. нужно было предпринимать какие-то превентивные меры, поскольку портфель по автострахованию составил 81.1%, при убыточности 44.8%. Обратите внимание на тот факт, что при самой большой убыточности и при самом большом портфеле по автострахованию в Украине компания «Форум» собирает всего 2.7 млн. грн премий по всем видам страхования и не попадает в первую сотню компаний по сбору премий. Очень опасно в этих компаниях размещать какие-либо риски, особенно в компании «Форум», аффилированной с одноименным банком.

В-шестых, основная масса страховых компаний бросилась в автострахование. В среднем по рынку портфель по автострахованию составил 27,9% (таблица №5). Среди физлиц этот показатель еще выше и составляет 58,25% (см. таблицу №6), а среди первых 100 страховых компаний он превышает 62%. При этом страховщики мало уделяют внимания капитализации, формированию резервов, обучению кадров. В результате в этих компаниях наблюдается несбалансированность портфеля и низкая финансовая устойчивость.

В-седьмых, в сложном финансовом положении оказалась «Украинская охранно-страховая компания» (УОСК). По собранным премиям по всем видам страхования компания впервые не попала в первую сотню страховщиков Украины. По итогам первого квартала 2007 г. она занимала 90 место, собрав 6.6 млн. грн премии по всем видам страхования. Это вполне закономерный процесс, так как поступления премии за второй квартал по сравнению с первым того же года уменьшились на 33.8%, при этом убыточность по автострахованию увеличилась с 85% в первом квартале до 87.9% - во втором. А ведь портфель по автострахованию у этой компании в первом квартале составлял всего 39.2%.

Вы можете сами провести анализ различных характеристик и оценить положение своей компании по сравнению с другими участниками страхового рынка Украины. В условиях возрастающей конкуренции среди страховщиков и аккредитации их в банках при страховании залогового имущества эта информация также будет полезна для СМИ и потенциальных страхователей.

5. Выводы

1. Нужно уже сейчас обратить самое серьезное внимание на компании «Форум», «Авионика» и «Инкомстрах», имеющие показатель брутто-норма убыточности» свыше 100%. Здесь имеет место явный признак несбалансированности портфеля и слабого финансового фундамента. Также имеют очень высокие значения этого показателя и ряд других компаний, портфель у которых имеет перекос в сторону автострахования. Финансовая устойчивость таких компаний очень низка, особенно когда не возможно проверить наличие фактических резервов и реальность активов, поскольку в большинстве компаний уставные фонды формируются в виде ценных бумаг, не котирующихся в листинге ПФТС.

2. Также требует серьезного внимания состояние компании УОСК, возглавляемая Ириной Окаянюк. Эта компания имеет существенное снижение своих показателей уже при портфеле по автострахованию менее 40%. Такое состояние отражает политику руководства компании, когда в интересах PR-акций отдавали предпочтение страхованию звезд шоу-бизнеса. В этой компании купили полисы Ани Лорак, Ян Табачник, Александр Пономарев, Святослав Вакарчук. Может наступить серьезный скандал и подрыв авторитета всего рынка в целом.

Еще по теме:

ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ НАДЗОР

 

Обзор DEDALINFO