Фрагменты
Предисловие
к русскому изданию
НАЕМНИКИ. ШАРОМЫЖНИКИ. ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ. ЛЕТУНЫ. СВОБОДНЫЕ ХУДОЖНИКИ.
Кажется, что в русском языке для людей свободных профессий нет обобщенного
названия без примеси некоторого негативизма. В наследство от плановой системы
хозяйствования нашим новым предприятиям достался закостенелый рынок трудовых
ресурсов, в котором до сих пор практически так и не созданы полноценные условия
для свободной миграции между регионами, условия для оперативной переподготовки
и профессионального роста, условия для смены занятости и временной
нетрудоспособности. Фактически, выбор невелик. Или непрерывно и неустанно
трудись на одного работодателя в надежде на постепенную прибавку зарплаты и на
корпоративные льготы. Или пускайся во все тяжкие по бурному и непредсказуемому
океану предпринимательства. Но третий путь на самом деле есть. И об этом убедительно, красиво, я бы даже сказал, лихо пишет Дэниел Пинк в своей книге «Нация
свободных агентов», которая закрывает трилогию «Радикальный вызов бизнесу»
(первые две книги: «Вдребезги» и «Алхимия корпорации»
— вышли в издательстве «Секрет Фирмы»).
Этот третий путь, путь
свободного агента трудовых отношений, выбирает, согласно социологическим
исследованиям автора, только в США каждый четвертый трудоспособный член
общества, а это — более 33 миллионов американцев. В их число входят «солисты» -фрилансеры,
временные работники и микропредприниматели. На Западе
свободные агенты трансформировали протестантскую этику в собственное трудовое
кредо, включающее четыре основные ценности: свободу, возможность оставаться
самим собой, ответственность и индивидуальные критерии успеха.
Этот массовый отказ от
лояльности крупным корпорациям стал возможен благодаря развитию соответствующей
инфраструктуры, обслуживающей потребности работы и быта новой трудовой
прослойки. В эту самоорганизующуюся инфраструктуру входят и широкополосные
линии электронных коммуникаций, и предложение недорогой компьютерной и офисной
техники, и бизнес-центры, и экспресс-химчистки,
и почасовые секретари и многое другое, что позволяет организовать полноценное
рабочее место на дому или временный офис буквально в ближайшей кофейне.
Разумеется, социальное
положение и правовой статус свободных агентов в мире, где все вертится вокруг
крупного бизнеса, далеки от идеала. У временных работников зачастую нет
возможности получить полноценную медицинскую страховку, они страдают от
запутанного и противоречивого налогообложения, и вдобавок существуют законы,
запрещающие им организовывать ряд бизнесов на дому. Тем не менее
все больше людей предпочитают заключать с обществом новый социальный договор,
меняя свои таланты (продукты, услуги, консультации) на возможности (деньги,
знания, удовольствие и связи).
Если даже в развитых
странах представители свободных профессий пока немногочисленны и испытывают
столько трудностей, отказываясь от служения Организации (Большому Брату), то,
что уж говорить о России, где упомянутые тенденции и инфраструктура находятся в
зачаточном состоянии даже в самых крупных городах. Тем не менее, наша трилогия
посвящена вызовам и угрозам, с которыми столкнутся крупные российские компании
уже в ближайшем будущем. Процессы глобализации неумолимы и обладают одинаковыми
характеристиками повсеместно, а новейшие технологии, те и вообще не знают
границ.
Очевидно, что сознательный
выбор наиболее талантливыми и высококвалифицированными людьми индивидуального
подхода к трудовым отношениям представляет собой прямую, явную и
непосредственную угрозу безмятежному благополучию многих и многих иерархических
организаций. Бизнес делается не штучными лидерами и свирепыми начальниками, а многочисленным
слоем трудолюбивых и ответственных специалистов и менеджеров среднего звена. И
если эти трудолюбивые и ответственные специалисты и
менеджеры завтра стройными рядами покинут пределы вашей организации, увидев для
себя другие цели в жизни, то никакие прозорливые планы, стратегическое видение
и бизнес-процессы не помогут. Останутся наиболее лояльные,
но, скорее всего, наименее умелые и талантливые.
Но, как это часто
случается, любой вызов несет в себе дополнительные возможности. Уже сегодня
российским предпринимателям предстоит заново отстраивать и налаживать трудовые
отношения и системы мотивации внутри своих организаций. Менять привычные
представления о роли и функциях службы персонала. Лучший персонал будет
находиться не внутри организации, а за ее границами. И его, этот персонал,
предстоит не нанимать, а с ним предстоит налаживать отношения взаимовыгодного,
пусть и временного, сотрудничества. Прежде всего, такие отношения придется
выстраивать с людьми креативных, интеллектуальных,
творческих профессий, как-то: с юристами и маркетологами,
рекламистами и журналистами, дизайнерами и инженерами. Принципы взаимодействия
с ними похожи на принципы функционирования временных голливудских команд во
время съемок очередного блокбастера. Есть проект —
все собираются и напряженно сообща трудятся. Нет проекта — команда рассыпается
и ее бывшие члены переходят в режим ожидания. Примерно так, кстати, обстоят
дела с занятостью и в знаменитой Силиконовой долине, где в новом «доткоме» бывший подчиненный может стать начальником над
своим бывшим начальником из уже разорившегося «доткома».
Казалось бы, очевидные
принципы командной и проектной занятости. Но как тяжело они будут внедряться
именно в России, где исторические особенности и константы сегодняшней
общественно-политической практики способствуют укреплению властных вертикалей в
традиционно-иерархических структурах бизнеса. Многие хозяева бизнеса до сих пор
тешат свое самолюбие, нанимая либо за гроши, либо за какие-то безумные барские
деньги людей, которые не вписываются в авторитарную корпоративную культуру.
Сколько необъяснимых громких отставок и увольнений происходит на наших глазах
только по той причине, что обе стороны до сих пор мыслят устаревшими
стереотипами Большой Организации.
Книгу Дэниела
Пинка, таким образом, полезно прочитать обоим «высоким
договаривающимся сторонам». Как и тем, кто мечтает, наконец, превратиться в
гордого и независимого свободного агента. Так и тем работодателям и заказчикам,
которым придется с этой тенденцией как-то смириться и захочется понять повадки,
психологию и образ жизни доселе «невиданного зверя» под названием «свободный
агент».
Эта книга стала
бестселлером в Америке, а знаменитый бизнес-журнал Fast Company включил идею о свободных агентах в число
своих самых дерзких и многообещающих идей, опубликованных на страницах журнала
за все 10 лет его существования. Мы надеемся, что и в России эта книга,
впрочем, как и вся наша трилогия, не останутся незамеченными. Пафос и послание
(сейчас модно говорить message) наших трех книг: не надо
бояться новых вызовов, а надо как можно быстрее превращать их в многообещающие
возможности для своего бизнеса. Важно успеть сделать это превращение в
правильном направлении и раньше своих конкурентов. Необходимые подробности для
неизбежной стратегической трансформации — в наших книгах.
Игорь Гансвинд главный редактор
книжного издательства «Секрет фирмы»