Новости интернет-партнеров

Размер текста
04.10.2011

Физический износ автомобиля при страховом возмещении

Физический износ - износ, обусловленный частичной или полной потерей первичных технических и технологических качеств объекта оценки.

Износ вычисляется в виде коэффициента физического износа составляющих и деталей транспортного средства (ТС), который зависит от условий эксплуатации деталей и транспортного средства в целом.

Легковые автомобили при определении износа их деталей распределяются на классы в зависимости от объема двигателя:

N

Рабочий объем двигателя, см3

Класс

1

меньше 1200

І

2

От 1200 до 1800

ІІ

3

больше 1800

ІІІ

В зависимости от характера износа все детали транспортного средства разделяют на пять групп:
 
1. Детали, которые практически не снашиваются в процессе эксплуатации транспортного средства, а также:

 a.Скрытые детали салона, которые не имеют влияние от водителя и пассажирова;
 b.Скрытые детали багажника.
 
2. Детали, которые имеют незначительный износ в процессе эксплуатации ТС:

 a.Стекла дверей и заднего вида;
 b.Корпусные детали салона;
 c. Электрооборудование в салоне и багажнике
 
3. Детали, износ которых может быть определен в зависимости от пробега с учетом их технического состояния или сроком службы:

 a. Пневматические шины;
 b. Тормозные колодки и накладки;
 c. Аккумуляторные батареи.
 
4. Детали, в которых увеличивается износ пропорционально пробега и срока эксплуатации. При документальном подтверждении замены в процессе эксплуатации ТС деталей, срок эксплуатации высчитывается от даты замены деталей до даты определения износа. К такой группе относятся:

 a. Внешние детали салона и багажника;
 b. Внешние детали кузова;
 c. Приборы освещения;
 d. Стекло ветряного окна;
 e. Элементы подвески ТС;
 f. Детали трансмиссии;
 g. Детали двигателя, коробки передач и т.д.
 
5. Детали, которые относятся к системам активной безопасности или влияют на безопасность эксплуатации ТС в целом:

 a.Подушки безопасности, ремни, системы активной безопасности
 b.Рулевое управление, тормозная система.
 
Определение износа деталей ТС
 
На детали 1 и 5 группы износ не начисляется.

На детали 2 группы максимальные значения износа составляют:

  • Для легковых автомобилей – 30%;
  • Для всех остальных – 50%.

Срок эксплуатации деталей или ТС в целом, лет

Износ, %

Легковые автомобили по классу

 

І

ІІ

ІІІ

До 1

0

0

0

1

0

0

0

2

3

0

0

3

7

3

0

4

10

7

3

5

13

10

7

6

15

13

10

7

17

15

13

8

20

17

15

9

23

20

17

10

25

22

20

11

27

24

22

12

30

26

24

13

30

28

26

14

30

30

28

15

30

30

30

Больше 15

30

30

30

На детали 3 группы
 
Износ аккумуляторной батареи определяется по формуле:
 
Износ = 100хТф/Тст,
 
где Тф – фактический срок эксплуатации аккумуляторной батареи (лет);
Тст – середнестатистический срок эксплуатации аккумуляторной батареи до ее замены (лет).
 
Среднестатистический срок эксплуатации аккумуляторной свинцово-кислотной батареи для легковых автомобилей независимо от ее емкости принимается равным трех годам, если пробег ТС, на котором она установлена, до 40 тыс. км в год и больше, и четырем годам – при пробеге до 40 тыс. км на год.
 
Фактический срок эксплуатации аккумуляторной батареи определяется от даты ее установки на ТС до даты определения износа, но при отсутствии такой документально подтвержденной информации – от даты ее изготовления до даты определения износа с учетом 50% гарантийного срока сбережения аккумуляторной батареи.
 
Износ пневматических шин определяется по результатам измерения фактической высоты протектора шины по формуле:
 
1-(Но-Нп)/(Но-Нд)х100,
 
где, Но – высота протектора новой пневматической шины, мм;
Нп – фактическая высота протектора, мм;
Нд – допустимая высота протектора, мм.
 
Допустимая высота протектора:

  • Автобусы – 2,0 мм;
  • Легковые автомобили – 1,6 мм;
  • Грузовые автомобили – 1,0 мм;
  • Мотоцыклы и мопеды – 0,8 мм.

При наличии дефектов пневматических шин, которые не позволяют их дальнейшее эксплуатирование износ составляет 100%. При срок эксплуатации пневматических шин мотоциклов, мотороллеров, мопедов больше 7 лет, а для других ТС больше 10 лет, износ составляет 100%.
 
Износ тормозных колодок и тормозных накладок рассчитывается на основании измерения фактической толщины рабочего шара по формуле:
 
1-(Но-Нп)/(Но-Нд)х100,
 
где Нок – толщина рабочего шара новой тормозной колодки или накладки, мм;
Нпк – фактическая толщина рабочего шара тормозной колодки или накладки, мм;
Ндк – допустимая толщина рабочего шара тормозной колодки или накладки, мм;
 
Допустимая толщина рабочего шара тормозной колодки или накладки устанавливается производителем ТС. В случае отсутствия подобной информации допустимая толщина рабочего шара тормозной колодки или накладки принимается равной 2,0 мм. При наличии дефектов тормозных колодок или накладок, которые не позволяют их дальнейшую эксплуатацию согласно рекомендаций производителя ТС, износ 100%
 
Максимальное значение износа для деталей группы 4 устанавливается на уровне 70%
 
Градация износа по группе 4:

Срок эксплуатации деталей или ТС в целом, лет

Износ, %

Легковые автомобили по классу

 

І

ІІ

ІІІ

До 1

0

0

0

1

5

0

0

2

10

5

0

3

15

10

5

4

20

15

10

5

27

20

15

6

33

25

20

7

40

30

25

8

47

37

30

9

55

43

37

10

60

50

43

11

65

55

50

12

70

61

55

13

70

67

61

14

70

70

67

15

70

70

70

Больше15

70

70

70

Корректирование износа по группе 4 в зависимости от условий хранения и эксплуатации
 
Для срока эксплуатации больше 5 лет ТС производства стран СНД и больше 7 лет для других ТС:

  • Износ внешних деталей кузова легковых автомобилей, по таблице 3 уменьшается на 10% при отсутствии коррозийного повреждения деталей кузова
  • Износ внешних деталей кузова легкового автомобиля по таблице 3 уменьшается на 5% при отсутствии следов аварии и перекраски кузова.

Независимо от срока эксплуатации ТС:

  • Износ внешних деталей кузова легковых автомобилей по таблице 3 увеличивается на 0,25%-6% при наличии коррозийных повреждений;
  • Износ внешних деталей кузова легковых автомобилей по таблице 3 увеличивается на 10% при наличии следов аварийных повреждений;
  • Износ деталей (кроме внешних деталей кузова), по таблице 3 увеличивается:
  • При эксплуатации в режиме такси – на 15%
  • При собственности юридического лица – на 5%
  • При эксплуатации в условиях автошкол – на 20%
  • При эксплуатации как скорая помощь – на 15%

Выше приведенная методика расчета физического износа деталей ТС применяется для расчета страхового возмещения по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств.

Источник: proDENGI - Актуально о Деньгах
 

Обзор DEDALINFO