Новости интернет-партнеров
Семь страховых компаний потеряли право продавать «автогражданку»
Лишение статуса означает, что эти компании больше не могут продавать полисы обязательного автострахования. К примеру, СК «Крона» была исключена из бюро из?за долгов по оплате членских взносов.
Остальные шесть компаний из?за того, что так и не смогли доформировать базовый гарантийный взнос в фонд защиты потерпевших МТСБУ.
Вторая очередь
«Согласно законодательству, страховщик, который в течение 2 месяцев имеет задолженность по уплате взносов или отчислений в наши фонды, теряет статус члена бюро», — объяснили свое решение в пресс-службе МТСБУ. Суммарная доля рынка «автогражданки» у вышеназванных страховщиков невысокая — 1,1?%. Но это уже вторая партия страховщиков, покинувших бюро после вступивших в силу 5 ноября 2013 г. изменений в закон об ОСАГО, увеличивающих до € 500 тыс. гарантийные отчисления компаний в фонд защиты потерпевших МТСБУ. Первыми покинули МТСБУ в конце прошлого года четыре компании: «Крымская», «Энергорезерв», «ИнтерЭкспресс» и «Каштан». «Мы собираем в год 1?1,5 млн грн премий, а довнести в фонд в этом году нужно 2 млн грн», — объяснила «Капиталу» предправления СК «Энергорезерв» Татьяна Бажутина, — Поэтому акционеры компании посчитали финансово нецелесообразным пополнять фонд». Еще у двух компаний — «Провита» и «Страховой капитал» — Нацкомфинуслуг осенью 2013?го анулировала лицензию.
Надежды и реалии
Страховщики, потерявшие в январе 2014?го статус продавцов «автогражданки», до последнего надеялись довнести недостающие средства в фонд защиты потерпевших бюро. В страховой компании «Наста» не оставляют эту надежду до сих пор. «В ближайшее время мы ждем поступления инвестиций в компанию, после чего внесем необходимые средства в гарантийный фонд и останемся участником бюро, о чем уже есть договоренности с руководством МТСБУ», — сообщила представитель СК «Наста» Алена Ковалева. Среди покинувших бюро есть и страховщики, которые еще 5 ноября 2013?го решили не вносить недостающие деньги в фонд и продолжали продавать «автогражданку», пользуясь своим правом на двухмесячную отсрочку взноса. Большинство же из 28 компаний, которые 5 ноября прошлого года задолжали перед бюро, за прошедший период свой долг погасили. В бюро считают, что эти компании найдут деньги и в конце 2014?го, когда придется делать второй взнос в фонд защиты потерпевших.
Путь в агенты
Компании, которые потеряли статус участников МТСБУ, скорее всего, не смогут отказаться от полисов «автогражданки». «Но будут продавать их на других условиях — как агенты, от имени тех страховых компаний, которые входят в бюро», — уверена Алена Ковалева.
Для небольших страховщиков, по мнению экспертов, это даже более выгодно, чем продавать «автогражданку» от своего имени. «Хотя закон ограничивает агентское вознаграждение 20?%, на украинском страховом рынке реально платят более высокую комиссию», — отмечает старший партнер страхового брокера «Консорис» Юрий Волосюк. По данным экспертов, агентское вознаграждение некоторых участников МТСБУ уже сегодня достигает 35?50?% от собранных премий. «Агентом быть удобно: страховщик не тратит деньги на обязательные взносы в фонды МТСБУ, не несет админрасходов, при этом неплохо зарабатывает за счет агентских», — говорит Волосюк. Агент также не несет ответственности за качество проданного им полиса.
Участников рынка беспокоят не только компании, которые потеряли статус членов МТСБУ, но и компании, которые его сохранили. «Те из них, кто платит высокие комиссионные, несут убытки. Такой подход к бизнесу может привести к неплатежеспособности и уходу с рынка еще ряда игроков», — не исключает Алена Ковалева. В МТСБУ в будущем может остаться не больше 10?15 страховщиков, прогнозирует Юрий Волосюк. Остальные же, потеряв статус членов этой организации, превратятся в агентов.
Татьяна Павлюченко
Источник: «Деловая газета «КАПИТАЛ»