Новости интернет-партнеров

Размер текста
06.11.2015

Депутаты хотят закатать миллионы гривен из фонда МТСБУ в асфальт

Продавцов «автогражданки» с нового года могут заставить отчислять ежегодно 1% (или почти 30 млн грн) в Государственного дорожный фонд Украины.

С такой инициативой выступила группа народных депутатов, в том числе и глава комитета ВР по вопросам транспорта Ярослав Дубневич (партия «БПП»), подготовив проект закона № 2725 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания Государственного дорожного фонда Украины». Документ был зарегистрирован в ВР еще 24 апреля, но отправлен на доработку. Вчера «транспортный» комитет ВР порекомендовал парламенту рассмотреть уже доработанный проект во втором чтении.

«Приведение нормативно-правовой базы Украины по вопросам безопасности дорожного движения к стандартам ЕС является одной из приоритетных задач государства, поэтому данный документ может быть вынесен в сессионный зал Верховной Рады в ближайшее время», — считает член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.

Дорогие дороги

Законопроект предполагает создание Государственного дорожного фонда Украины, деньги из которого пойдут на строительство и ремонт автомобильных дорог. Наполнять госфонд депутаты предлагают за счет пяти или шести источников, в том числе акцизных сборов и таможенных пошлин с нефтепродуктов, иностранных транспортных средств и запчастей к ним.

Настоящим сюрпризом для страхового рынка стала норма, предусматривающая финансирование новой структуры за счет средств фонда предупредительных мероприятий Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ).

«Фонд предупредительных мероприятий формируется путем отчислений страховщиков при заключении договоров страхования ОСАГО, а также за счет добровольных взносов и пожертвований», — сообщил гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко. Ежегодно страховщики отчисляют в этот фонд 1% от всех собранных премий, а это около 30 млн грн. По словам Владимира Шевченко, размер фонда по состоянию на 30 июня 2015 года составлял 66 млн. грн.

Отдать нельзя оставить

Средства Фонда предупредительных мероприятий МТСБУ по идее должны направляться на пропаганду безопасности дорожного движения, ведь чем меньше в стране ДТП — тем больше страховщики экономят на выплатах. «На деле же средства фонда часто направлялись не на задекларированные цели, а непонятно куда», — отмечает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. По его словам, за счет этих средств финансировались и баскетбольные команды, и общественные организации. По данным МТСБУ, за 9 месяцев прошлого года из фонда было потрачено всего 1,2 млн грн, а в этом году расходов не было вообще.

Депутаты, узнав об этом, видимо решили, что деньги страховщикам не нужны.

«Как свидетельствует имеющаяся в нашем комитете информация, полученная из открытых источников, средства Фонда предупредительных мероприятий МТСБУ не используются по назначению. С другой стороны — в законопроекте № 2724 предусмотрено, что 5% средств Государственного дорожного фонда направляются на мероприятия по безопасности, в том числе предупредительные. Таким образом, направление финансирования из фонда МТСБУ не поменяется», — уверяет заведующая секретариатом комитета по вопросам транспорта ВР Наталья Пушкаренко.

Попытка — не пытка

Страховщиков возмутили действия политиков. Во-первых, потому что Фонд предупредительных мероприятий МТСБУ — частный, а не государственный.

«Никакого государственного финансирования фонд не получает, — уверяет Владимир Шевченко, — Потому попытка включить средства фонда предупредительных мероприятий МТСБУ в дорожный фонд Украины будет, по сути, принудительным изъятием средств». Согласно Гражданскому кодексу такие действия допускаются только с мотивов общественной необходимости и при условии полного предварительного возмещения стоимости изымаемого предмета. «Странный подход у депутатов — найти у бизнеса деньги и попытаться их отобрать», — считает президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко.

Во-вторых, государство, по мнению продавцов «автогражданки», и так должно им почти 300 млн грн, замороженных в ликвидированном Брокбизнесбанке.

«Это были деньги из гарантийных фондов бюро. Как без них обеспечить обязательные гарантии потерпевшим в ДТП? — недоумевает член ревизионной комиссии МТСБУ Юрий Явтушенко. По его словам, после безуспешных попыток вернуть свои средства из обанкротившегося банка, страховщики решили накопить недостающие миллионы за счет взносов в Фонд предупредительных мероприятий МТСБУ.

Не корысти ради

И, в-третьих, авторы законопроекта, по заверению участников страхового рынка, действовали втихаря, не обсудив документ ни с МТСБУ, ни с ассоциациями страховщиков, что вызывает подозрения в их корысти.

«Идея повысить безопасность движения правильная. И, возможно, заслуживает страховых отчислений в размере не 1%, а даже 3-5%, как в некоторых западных странах. Но почему никто не поинтересовался мнением страховщиков и страхователей по этому поводу? Все прошло без нашего участия», — возмущается президент Лиги страховых организаций Украины Александр Филонюк. По его мнению, такая таинственность может быть связана с тем, что политики так и не расстались с идеей контроля над фондами МТСБУ.

Татьяна Терехова

Источник: www.capital.ua
Всё по теме: МТСБУ, ОСАГО
 

Обзор DEDALINFO