Новости интернет-партнеров

Размер текста
05.04.2016

Скандал: в Украине исчез страховщик, который должен людям более 50 млн

На украинском рынке страхования жизни разгорается громкий скандал — одна из компаний исчезла и может оставить своих клиентов без выплат на сумму более 50 млн грн. ONLINE.UA узнал подробности.

Украинские клиенты и регулятор не могут найти компанию по страхованию жизни "Экко". Об этом ОNLINE.UA сообщили в Национальной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг. На запрос издания в "Экко" также не ответили.

"Клиенты этой компании еще в феврале начали массово жаловаться нам на то, что не могут найти ее. В начале марта мы направили руководству и акционерам "Экко" официальное приглашение встретиться, чтобы обсудить ситуацию. Но они нам не ответили и на встречу не пришли", — рассказал член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб. В комиссии не исключают, что акционеры страховой компании решили уйти "по-английски", не рассчитавшись с клиентами, которых у "Экко" — почти две тысячи. "Среди них есть и очень известные люди, хотя в последнее время из-за проблем в компании многие страхователи расторгли с ней договоры", — на условиях анонимности сообщил ОNLINE.UА руководитель одной из страховых компаний. Практически все клиенты "Экко" заключили с ней "длинные" договоры накопительного страхования, предполагающие сохранение и накопление средств в течение нескольких лет.

И первый, и седьмой

"Экко" — первая компания, созданная иностранным инвестором на украинском страховом рынке. Она была зарегистрирована в 1994 году австрийской фирмой "ЕССО Versicherungsmakler Ges.m.b.H.", принадлежащей бизнесмену Якобу Куессу. До 2013 года компания входила в топ-15 крупнейших страховщиков жизни Украины по объему собранных премий, но за последние два года растеряла свои позиции. Это связано с разгоревшимся в 2014 году конфликтом между акционерами страховщика.

Согласно постановлению Высшего хозсуда в деле № 910/21622/14, летом 2014 года руководством компании "Экко" был заключен договор обмена акциями, по которому владельцем контрольного пакета акций (61,8%) на сумму около 17 млн грн стало предприятие "Альфавин Секьюритиз". Раньше эта доля акций принадлежала опосредствованно Якобу Куессу. Поэтому он с договором обмена не согласился и решил через суд вернуть свои акции. Но судиться ему пришлось сразу с несколькими компаниями, так как "Альфавин Секьюритиз" распорошила полученный пакет акций "Экко" между другими фирмами.

Сегодня у "Экко" есть семь акционеров, среди которых самые крупные — ООО "Альфа Брогер Г. М.Б. Х." (39,9% акций) и Якоб Куесс (33,81%).

Покатились вниз

По данным Нацкомфинуслуг, в конце 2015 года война между акционерами "Экко" прекратилась. Было избрано новое руководство страховщика. Главой правления стала Наталья Лысенко. Но наступивший мир уже не спас страховщика, пережившего за последние два года многочисленные судебные тяжбы и публикации со взаимными обвинениями акционеров.

"У компании все было хорошо, пока она принадлежала австрийцам, но теперь о ней такого сказать не могу", — сдержанно прокомментировала ситуацию председатель правления Aegon Life Ukraine Нина Гузей. По данным регулятора, на конец 2015 года обязательства "Экко" составляли 50,6 млн грн, а резервы — всего 50,5 млн грн. Выплаты компании за прошлый год составили почти 27 млн грн, в том числе 8 млн грн выкупных сумм. А полученные ею платежи были почти в четыре раза меньше выплат — всего 7,7 млн грн.

"В конце прошлого года компания начала задерживать людям выплаты, отказывалась платить. Начался рост жалоб на нее", — рассказывает Денис Ястреб. По его словам, если в 2014 году на "Экко" в комиссию поступило всего 3 жалобы, то в 2015-м — уже 22, а за первый квартал 2016 года — почти сотня. Инспекторы Нацкомфинуслуг составили на страховщика в прошлом году 10 актов и выписали три штрафа. Также под давлением регулятора страховщик выплатил 1,2 млн грн клиентам, которые пожаловались на него в комиссию.

У регулятора есть план

Но этих мер было явно недостаточно, чтобы спасти деньги страхователей, считает член комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады, нардеп Максим Поляков. "Комиссия должна была действовать решительнее, ведь о проблемах в "Экко" было известно давно. Регулятору нужно было ввести временную администрацию или обратиться в правоохранительные органы, чтобы заблокировать возможность вывода из компании активов кем-то из акционеров", — считает он. В Нацкомфинуслуг полагают, что госорган не может вмешиваться в конфликт акционеров, принимая чью-то сторону. "А других поводов принимать меры к "Экко" не было, так как отчеты компания сдавала вовремя, жалоб на нее в 2014 году и первой половине 2015-го почти не было, а по данным отчетов, дела у нее шли хорошо", — говорит Денис Ястреб.

Проверить же финансовую компанию без повода комиссия в последние пару лет не может из-за введенного правительством моратория на проверки бизнеса — для внеплановой инспекции нужны веские основания и разрешение Государственной регуляторной службы (ГРС). "Учитывая сложившуюся в "Экко" ситуацию, мы обратились за таким разрешением и ждем положительный ответ. Если не получим его, то готовим план "Б", о котором заранее не хотелось бы рассказывать, так как он должен быть сюрпризом для акционеров этого страховщика", — сообщил Денис Ястреб.

Если ни один из планов регулятора не сработает, то высока вероятность, что в конце апреля "Экко" аннулируют все лицензии.

Удар по имиджу

Скандальное исчезновение страховщика — удар по имиджу всего рынка страхования жизни. "Конечно же, это повлияет на работу остальных компаний, но не так сильно, как могло бы быть раньше", — считает предправления компании по страхованию жизни "Юпитер" Руслан Васютин. По его словам, за годы кризиса люди настолько разуверились в финансовых инструментах и компаниях, что доверяют только продавцам, которых знают лично.

Чтобы нивелировать удар по имиджу, другие страховщики жизни могли бы купить у "Экко" страховой портфель, тем самым забрав к себе ее клиентов, считают некоторые эксперты. "Покупки и слияния страховщиков в результате банкротства или неплатежеспособности более слабых компаний и их поглощения более сильными игроками происходят во всем мире", — говорит член правления компании "МетЛайф" Инна Белянская. Но в Украине сделать это почти невозможно. Особенно, если речь идет об исчезнувшей компании, так как на подобную операцию необходимо согласие не только обеих страховых компании (той, которая передает портфель и той, которая забирает его), но и каждого клиента.

Что делать клиентам?

Многие клиенты "Экко" сегодня даже не знают, что их страховщик исчез. Член Нацкомфинуслуг Ольга Гурбич считает, что люди должны быть проинформированы, чтобы действовать параллельно регулятору. "Ситуация еще поправима, если акционеры выйдут на связь с нами. Но мы не можем этого гарантировать, так что советуем клиентам "Экко" всю переписку с этой компанией вести с помощью "Укрпочты", отправляя туда письма с уведомлением о вручении для того, чтобы были письменные доказательства их обращений за выплатами", — говорит она.

Также Гурбич посоветовала страхователям, желающим вернуть деньги из "Экко", обращаться в суд, потому что у исчезнувшего страховщика могут сохраниться действующие депозитные счета в банках, которые по решению суда могут быть арестованы для дальнейших выплат.

Татьяна Павлюченко

Источник: ONLINE.UA
 

Обзор DEDALINFO