Новости интернет-партнеров

0
Размер текста
27.03.2017

Лизинг догоняет кредитование

Покупка автомобиля или спецтехники в лизинг стала альтернативой банковскому кредитованию, говорят участники рынка. Но дальнейшее развитие лизинга стопорит налогообложение таких операций, отсутствие активности почти трех четвертей участников рынка и мошенничество.

В лизинг подлили топлива

Количество автомобилей, которые украинцы берут в лизинг, стремительно подбирается к текущему уровню автокредитования. В 2016 году было продано свыше 70 тыс. автомобилей, из них каждое пятое транспортное средство было куплено при финансовой поддержке банка или лизинговой компании. «В 2016 году на лизинговый рынок пришлось 8,3% от общего объема реализованных автотранспортных средств. Доля банковского кредитования автотранспорта составила 12%», – говорит директор компании «Украинский лизинговый фонд» Александр Кощеев. По его словам, в прошлые годы доля взятого в лизинг автотранспорта составляла не выше 2-6% общих автопродаж.

По оценке Александра Кощеева, в денежном выражении доля лизинга еще выше, потому что в лизинг, как правило, клиенты берут более дорогой автотранспорт – грузовики или микроавтобусы. Тогда как кредит остается чаще всего инструментом для покупки легковых автомобилей.

Рынок финансового лизинга сейчас на подъеме. Объем предоставленных услуг вырос за год на 13% (до 22,6 млрд грн), а количество заключенных договоров – на 24% (до 17 тыс.), подсчитал член Нацкомфинуслуг Александр Залетов. На финансирование автотранспорта участники рынка направили наибольшую сумму (7,9 млрд грн), второе место занимает сельхозтехника (5,6 млрд грн).

До 60% объема лизинга членов Ассоциации лизингодателей (в 2016 году заключили договоров на 6,9 млрд грн) приходится на финансирование автотранспорта, а 28% – сельскохозяйственной техники и оборудования. «Объем переданных в лизинг автомобилей в прошлом году приблизился к шести тысячам, что говорит о росте на 70%», – отметил Александр Кощеев. Для кредитования покупки сельхозтехники и оборудования в 2016-м было заключено 640 договоров на сумму около 2 млрд грн.

Невидимый тормоз

Красивые цифры роста не должны вводить в заблуждение. Ряд накопленных проблем тормозит развитие рынка. Например, компании хотят избегать уплаты НДС, который сейчас взимается при изъятии техники. «Это ставит нас в неравное положение с банками, у которых нет такой проблемы. А лизинговые компании вынуждены платить дополнительный налог в 20%», – говорит директор Ассоциации лизингодателей Марина Масич. Участники рынка совместно с регулятором и профильным парламентским комитетом разработали проект закона «О финансовом лизинге», который должен упростить правила рынка для нынешних игроков. «Вопрос уже два года обсуждается на разных уровнях исполнительной и законодательной власти как проблемный, но до сих пор нет решения. Надеемся на скорейшее рассмотрение законопроекта», – сетует Марина Масич.

Параллельно Нацкомфинуслуг выводит с рынка слабые компании. Александр Залетов рассказал, что за 2016 год рынок покинули 78 участников, осталось 202. При этом на топ-10 приходится 60% лизинга, а на 15 компаний – членов профильной ассоциации – 80%. По словам господина Залетова, сотня лизинговых компаний зарегистрирована, но не работает, а у 50 компаний объемы операций мизерные. «Процедура лицензирования – крайняя мера, но она необходима, чтобы отсеять тех, кто не планирует работать на рынке. Произойдет его очищение», – проанонсировал изменения Александр Залетов. Компании, которые до 10 июня 2017 года не получат лицензии, будут выведены с рынка.

Представители рынка жалуются на проблемы с фондированием в национальной валюте, которая становится основной валютой платежа. Директор компании «ОТП Лизинг» Андрей Павлушин говорит о росте доли лизинга в национальной валюте с 10-20% в 2014-2015 годы до 50% в прошлом. По его прогнозам, доля гривневых сделок в новом бизнесе в 2017 году сократится до 40% в связи со стабилизацией курса.

Заслон против мошенников

Как и в других финансовых секторах, где «есть деньги», в лизинге активизировались мошенники. Схема обмана клиентов, желающих получить автомобиль или технику в лизинг, проста. Мошенники подписывают договор с клиентом и берут предоплату в размере нескольких десятков процентов от стоимости объекта. После этого, внимательно изучив договор, клиент обнаруживает, что деньги были уплачены не за технику, а за консультационные или информационные услуги, или в качестве комиссии. И разрыв договора не гарантирует возврата уплаченных денег.

Марина Масич говорит, что таких недобросовестных компаний становится все больше, а управу на них найти все сложнее. «Эти случаи серьезно дискредитируют лизинг. Украинцы перестают доверять лизинговым компаниям», – предупреждает Марина Масич. Эту проблему могла бы решить профильная саморегулируемая организация в составе крупнейших участников рынка, которая занялась бы выявлением мошенников и борьбой с фирмами, мимикрирующими под предоставление лизинговых услуг. Жалуются клиенты и на реальных игроков рынка. По словам Александра Залетова, в Нацкомфинуслуг в 2016-м поступило 74 жалобы на лизинговые компании, хотя это и вдвое меньше, чем в 2015 году (тогда – 136 жалоб).

Не редки случаи, когда клиенты целенаправленно обманывают лизинговые компании. По словам Марины Масич, недавно было принято судебное решение о возврате клиенту техники, взятой в лизинг, при этом компанию обязали вернуть клиенту деньги, ранее уплаченные им за услугу. «По сути, суд разрешил пользоваться техникой лизингодателя бесплатно», – возмущена Марина Масич.

Слесарук Светлана

Источник: Финансовый клуб
 
Новости интернет-партнеров
Опубликовать

КОММЕНТАРИИ (0)


Обзор DEDALINFO