Новости ДедалИнфо

Размер текста
11.11.2013

"Русское радио" предвещает армагеддон ОСАГО

"Журналистика: искусство объяснять
другим то, чего сам не понимаешь" *)

Порой читая или слушая радио удивляешься журналистам, которые пишут или говорят со знанием дело о том, в чем сами очень мало разбираются. Вот конкретный пример. В Черновцах,  10 ноября , около 12 часов дня, на канале "Русское радио" (частота 91,3 FM), шел разговор об ОСАГО, в частности, что с рынка ушли три страховщика, которые не выполнили требования и вышли из членов Моторно-транспортного Страхового Бюро Украины (МТСБУ). Голос диктора вещал далее о том, что скоро покинут еще 8-10 страховщиков эту организацию. Журналист предвещает кризис на страховой рынке, что от этого кризиса пострадают все действительные и новые клиенты по КАСКО независимо от компании. Страховые компании будут необоснованно затягивать выплаты или вообще не платить. И далее бред в таком же духе. Постараемся этой публикацией немного просветить подобных журналистов и внести ясность в суть предлагаемых решений по нормализации рынка ОСАГО.

Итак, чем вызвана данная публикация?

Редакторы канала "Русского Радио" увидели ряд публикаций, посвященных ужесточению условий присутствия страховщиков на рынке ОСАГО. Об этом писали многие журналисты главных изданий, "КоммерсантЪ" и "Капитал". Действительно, эти публикации собрали мысли экспертов, которые высказали свое мнение, иногда, даже в очень резкой форме, так как отражали интересы своих членов профессиональных объединений. И вот радиоканал, чтобы привлечь внимание к своим программам, некомпетентно  прокомментировал эти публикации, предвещая армагеддон страхового рынка.

Да, действительно, ушли три компании и уйдут еще. А скольких "поуходили"  раньше? Ну и что! Кому от этого будет хуже? Чистка рядов этого объединения  идет постоянно. Кому интересно, пусть проследит это по тэгу "Членство в  МТСБУ" на нашем сайте. Государство и  ее регулятор не могут терпеть того, когда социально значимый вид страхования,  превращается в профанацию и становиться "малым предприятием по  зарабатыванию денег", по меткому замечанию одного банкира. Правда он  говорил о банках, которые привлекали до кризиса деньги граждан под  баснословные проценты. Такие проценты можно было заработать, только  вкладывая их в незаконный бизнес. Но нереальные проценты по банковским  вкладам и тарифы в страховании - одного поля ягоды.

Как остановить непорядочность страховщиков, когда на рынке идет дикий демпинг в тарифах? Разве могут страховщики обеспечить формирование  достаточных резервов, если по ОСАГО будут платить комиссионные  посредникам в размере 50%-60% премии? Ведь такая практика в конце  концов приведет к плачевному результату и компания обанкротиться, а  оставшиеся члены МТСБУ должны будут солидарно отвечать за убытки  этих страховщиков. И такая ситуация не заставила себя долго ждать.

Первый раз это случилось полтора года назад по "зеленой карте", когда  компания "ИнвестСервис" разорилась, так как не смогла выплатить крупный  убыток, который имел место в Италии на сумму 3 млн грн. Ведь у полных  членов МТСБУ существует солидарная ответственность. Поэтому оставшимся  полным членам пришлось сбрасываться по 500 тыс. грн, чтобы закрыть этот  убыток.

Как с этим бороться? Вот тогда и приняли решение увеличить отчисления в  МТСБУ за каждый полис от 50% до 70%. Страховщики возмутились из-за  такого новшества, и три страховщика, из лидирующей когорты, не захотели  солидарно отвечать за бездумную политику своих коллег по Моторному  Бюро и вышли из его состава.

Тогда же предложили и ассоциированным членам (страховщики, которые  могут продавать ОСАГО) отчислять 50% от собранной премии по ОСАГО.  Тут поднялся такой шум, что эту идею приостановили, но не на долго.  В конце концов, после увеличения отчислений в фонд защиты потерпевших  Моторного Бюро по "зеленой карте" все поняли, что другого выхода нет.  Не будет платить такие комиссионные страховщик, если 50% премии будет  сразу же направляться в фонды. Но сделали немного не так, а увеличили  отчисления до 500 тыс. долларов. Поэтому мелким и средним компаниям  это стало не выгодно. Если компания собирает 1,5 млн грн премий по ОСАГО  (187,5 тыс долларов по курсу $1 = 8,0 грн), то она доплачивает половину от  разности достающей суммы до 500 тыс долларов, т.е.  $500 тыс. - ($500 тыс. - $187,5 тыс.)/2 = $343,75.

Естественно, такая сумма дополнительного взноса не под силу мелким и  средним компаниям, которые имею очень большой портфель по ОСАГО и  ориентируются только на этот вид страхования (см. наш рейтинг, таблица №5). Вот эти  компании и начали уходить с рынка ОСАГО, покидая ассоциированное  членство в МТСБУ. Подробности по тэгу "Членство в МТСБУ".

А на счет того, что начнутся массовые не платежи, то это бред. Если компания хочет  остаться на рынке и сохранить свое реноме, то она будет честно выполнять свои  обязательства по оставшимся договорам страхования. Ну а непорядочные и так  будут не платить, как не платили и раньше. Зато уйдет весь мусор, который порой  сдерживал принятие радикальных решений в МТСБУ. Нам не нужно на рынке  столько компании, которые имеют право продавать ОСАГО. Среди даже  ассоциированных членов должны быть страховщики, которые на рынке присутствуют как минимум 10 лет,  имеющих опыт работы и могущих внести достаточно средств в  фонд защиты потерпевших МТСБУ. Ведь ОСАГО открывает двери в квартиры наших  граждан, приобщая их к страхованию, к правильному страхованию. А это  продвижение страховых услуг конкретного страховщика, потому за это нужно платить  как за рекламу своих продуктов. У нас же создаются благодатные условия для  страховщиков-мошенников, которые могут продавать ОСАГО через 2 года после  регистрации у регулятора. Вот и появились, как грибы после дождя, компании  подобно "Райп" и др., которые встали на путь прямого мошенничества.

На рынке нужен страховой брокер, потому что здесь царит неопределенность и  противоречия. Акционеры вложили капитал и хотят получить прибыль. Руководители страховых компаний наемные работники. Как им показать умение руководить страховыми компаниями? Собрать больше премий. А как собрать больше премий? Только переманивая агентов или директоров региональных структур большими  комиссионными. Вот и бегают эти директора со своими сотрудниками и портфелем  клиентов от одной обанкротившейся страховой компании до другой, выбирая их по  единственному критерию "кто больше даст комиссионных". Такая практика ведет в  тупик. Потому и нужны столь радикальные меры, чтобы очистить рынок от таких недобросовестных страховщиков. Будут и издержки, так как уйдут с рынка и  некоторые порядочные середнячки. Но последние смогут подняться за счет  других видов страхования, своей прозрачной работы на рынке, лояльности к клиентам. И в конце концов смогут преодолеть проходной порог в элитарное общество  страховщиков, которым доверили святая святых - полисы ОСАГО. "Великие должны наклонять небо людям, не снижая его уровня", - говорил Станислав Ежи Лец. Вот и страховщики должны стремится к этому, чтобы быть достойными  продавать ОСАГО.

*) Алфред Чарлз Нортклиф, британский издатель

Источник: Дедал Инфо
 

Обзор DEDALINFO