Новости ДедалИнфо

Размер текста
17.09.2014
Юрий Оглашенный
Юрий Оглашенный

Система НАССР – надежный путеводитель для сельхозпроизводителей к обеспечению качества продукции и действенная двигательная сила оптимизации производства

22 июля Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов». Он должен посодействовать активному внедрению на отечественных предприятиях международной системы контроля за безопасностью и качеством пищевых продуктов –   Hazard Analysis and Critical Control Points (НАССР), что в переводе с английской означает Анализ опасных факторов и контроль в критических точках.

Система НАССР появилась в США в 60-е годы прошлого века, в странах ЕС была внедрена в начале 90-х годов, в 2000-х годах стала обязательным требованием в соответствии с Европейским пищевым законодательством, и сегодня распространена на десятки стран мира, является своеобразным пропуском для пищевой продукции на международные и локальные рынки.
Каковы перспективы внедрения системы НАССР в Украине? Об этом говорим с экспертом Проекта USAID «АгроИнвест» Юрием ОГЛАШЕННЫМ.

- О потребности внедрения системы безопасности пищевых продуктов НАССР в Украине говорят не первый год. Но соответствующий закон был принят лишь недавно. Почему так получилось?

- Ссылки на систему НАССР уже были в украинском законодательстве. В частности, в предыдущем законе «О безопасности и качестве пищевых продуктов» от 2005 года записано, что «лица, которые занимаются производством или введением в оборот пищевых продуктов, должны применять санитарные мероприятия и надлежащую практику производства, системы НАССР, и/или другие системы обеспечения безопасности и качества во время производства и оборота пищевых продуктов». Как видим, обязательного внедрения НАССР тогда не предусматривалось, поэтому эта система не нашла широкого распространения на отечественных предприятиях.

С другой стороны, тогда не были определены механизмы проверки эффективности системы НАССР, а также ответственные за этот контроль. Ответственность за безопасности пищевых продуктов была размыта между официальными контролирующими органами и производителями.

Поэтому в Украине система НАССР развивалась как часть добровольных стандартов, базирующихся на ISO 22000, международном стандарте на пищевые продукты IFS и пр. На систему НАССР переходили те предприятия, которые выходили на международные рынки и сталкивались с требованием о ее внедрении. Со временем таких становилось все больше.

Двигателем развития НАССР в Украине также стали торговые сети. Сперва это были торговые сети с иностранным капиталом, они работали по принципам стран Европы и выдвигали определенные требования к своим поставщикам. Через несколько лет подключились и украинские сетевые торговые центры.
 
- Ускорила ли внедрение системы НАССР наша интеграция в ЕС?

- Безусловно. Это требование европейского пищевого законодательства, и подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, открытие границ для торговли, в том числе, и пищевыми продуктами, содействовали тому, что руководители предприятий начали задумываться, как наладить устойчивую торговлю с Европой. Для этого нужно выполнение следующих условий.

Прежде всего – это гармонизация украинского пищевого законодательства с европейским. Следующее требование – методы и принципы деятельности официальных государственных контролирующих органов должны отвечать методам и принципам деятельности таких органов в ЕС – в соответствии с европейским законодательством.

Третье – это требование к самим предприятиям и поставщикам сырья. Его выполнение зависит от многих факторов, начиная от вида продукции и типа технологических процессов, которые есть на производстве, и заканчивая размером предприятия.
Соблюдение этих требований позволит работать на рынке ЕС, на рынках других стран.

- Подтолкнула ли потеря продовольственного российского рынка к тому, что мы вынуждены были внедрять систему НАССР, приближаясь, таким образом, к Европе?

- Лишь в определенной степени. Ведь проблемы в торговле пищевыми продуктами с Россией начались еще несколько лет назад и возникали достаточно часто. Но их причиной далеко не всегда было наличие или отсутствие системы НАССР.

Впрочем, условия торговли с РФ также предусматривали, что продукт, который экспортируется, должен быть безопасным и отвечать определенным требованиям относительно качества. И даже во времена различных торговых конфликтов между РФ и Украиной повторное разрешение экспорта на ту или иную продукцию предоставлялось лишь после того, как делегация соответствующего контрольного органа из России осуществляла инспекцию украинского предприятия, проводила анализы продукции.

Во время инспектирования российские специалисты также обращали внимание на систему НАССР. Ее наличие на предприятии учитывалось как существенное преимущество.

Система НАССР – это не только Евросоюз, это более 80 других стран, признающих такие же подходы. Среди них, кстати, и Беларусь. Да, собственно говоря, и в Таможенном союзе также есть требование внедрения системы НАССР.

- Готовы ли отечественные предприятия к внедрению системы НАССР?

- Как и в каждом переходном периоде, проблемы есть. Их причины объясняются законодательными несоответствиями, недостаточностью учебно-просветительской работы, а также отсутствием у многих предприятий организационной способности и желания работать по-новому.

Если говорить о законодательной поддержке, то закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пищевых продуктов» - очень прогрессивен и базируется на основных требованиях регламентов Европейского Союза. Он вступает в силу через год после его подписания и предусматривает предоставление переходного периода для предприятий.

Но должны быть и другие законы и подзаконные акты, которые бы регулировали деятельность во исполнение требований этого закона. Законодательство должно согласовать механизм контроля со стороны соответствующего государственного органа, обусловить прозрачность и понятность методов его работы, регламентировать частоту этих проверок, которая базировалась бы на оценке риска. У нас есть много законопроектов в этой сфере: и о контроле, и о безопасности и гигиене кормов; принят закон об идентификации и регистрации животных. То есть, эти направления, необходимые для гармонизации законодательства, государством выполняются, такая работа продолжается.

Серьезных усилий требует и подготовка подзаконных актов, регламентирующих права и обязанности производителя, права и обязанности официального контроля, обеспечение требований законодательства в течение всей пищевой цепочки. То есть, имеется широкий спектр деятельности производителей и официальных контролирующих органов, который еще нужно пересмотреть и гармонизировать к европейским требованиям.

Что касается готовности производителей – операторов рынка, то, к сожалению, тут пока существует ряд стереотипов. Один – относительно сложности внедрения системы на предприятии, дополнительных хлопот, что может вообще усложнить процесс производства. И мало кто думает о том, что систему НАССР можно сделать экономически эффективной. Ведь она имеет упреждающее действие. Раньше государство сосредотачивалось на контроле готовой продукции. При глобализации рынка такой подход недостаточен. Нужно правильно организовать процессы внутри производства. Если контролировать этот процесс, растет вероятность, что не будет опасной продукции на выходе.

Нужно, чтобы операторы рынка внедряли систему НАССР не только для контролирующих органов или по требованию клиента, но и для оптимизации процессов внутри предприятия. Тогда система НАССР будет действенной.
Отечественные производители вообще мало разбираются в особенностях системы НАССР, как ее внедрить и сделать эффективной. Поэтому учебно-просветительская работа в этом направлении является крайне необходимой.

- В Украине основные объемы продукции таких отраслей сельхозпроизводства, как плодоовощеводство, животноводство производят небольшие предприятия, личные крестьянские, фермерские хозяйства. Что им делать, чтобы соответствовать требованиям НАССР или его отдельным компонентам?

- Это действительно важный вопрос. У нас процент продукции, произведенной малыми предприятиями, намного выше, чем, например, в Европе. И при формировании нового законодательства, при формировании требований к производителям, к операторам рынка нужно учитывать эти реалии.

С одной стороны, малое предприятие более гибкое, его легче перестроить организационно. Но, с другой стороны, такое предприятие, на котором работает несколько человек или семья, как правило, нуждается в дополнительном обучении и разъяснении. Если крупное предприятие может себе позволить выделить специалиста, который работает над внедрением системы НАССР и помогает в этом подразделениям предприятия, то на малых предприятиях такого нет.

Положительным фактором в этом плане является объединение работников малых предприятий в кооперативы. Это помогает оптимизировать и унифицировать много процессов. В объединении можно более эффективно проводить обучение, обмениваться опытом. К тому же, сплочение в кооператив не только дает производителям дополнительные возможности, но и увеличивает ответственность. Некачественную продукцию коллеги просто не позволят выпускать кому-либо из недобросовестных производителей.

Государство должно сделать шаги относительно гибкого подхода к различным предприятиям, в том числе, малым и средним. Должны быть разработаны критерии, к каким предприятиям применяется этот подход. А различные организации, дорадчие службы, проекты технической помощи должны сосредоточиться на качественном информировании и просветительстве мелких и средних предпринимателей относительно внедрения системы НАССР, ее преимуществ и возможностей.

Кстати, в Украине немало средних и малых предприятий, где внедрена система НАССР, дающая положительные результаты.

- Какие структуры ныне в Украине оказывают необходимую информационно-просветительскую помощь малым и средним предприятиям относительно внедрения системы НАССР?

- Прежде всего, хочу упомянуть проект USAID «АгроИнвест», который прилагает немало усилий в этом направлении. Так, им были разработаны методические рекомендации относительно внедрения системы НАССР – для производителей овощей и фруктов и переработчиков этой продукции, а также для производителей и переработчиков продукции животного происхождения, меда. На основе этих рекомендаций было проведено 4 семинара в Черниговской, Херсонской, Одесской и Ровенской областях. В них приняли участие малые и средние производители, которым представили основные принципы НАССР, чтобы дать им базовые знания и понимание того, что НАССР для малых и средних производителей – это доступно и действенно.

- Какими вы видите перспективы активного внедрения системы НАССР в Украине?

- Сельское хозяйство в Украине активно развивается. Сегодня продукция отрасли в значительной степени формирует международный имидж нашей страны. Мы видим, что есть значительные перспективы выхода на новые рынки. Это влияет и на мировоззренческие позиции отечественных сельхозпроизводителей – они хотят работать в современных условиях и все больше тяготеют к серьезным организационным изменениям. Причем, часто – по собственной инициативе и собственными силами.
Предприятие хочет работать на международных рынках – оно внедряет системы НАССР. Если стремится поставлять свою продукцию известным в Украине торговым сетям – действует так же. Поэтому в последние 6-7 лет рынок начинает все сильнее диктовать требования к производителям относительно внедрения системы пищевой безопасности. Это становится жизненной необходимостью.

Внедрение системы НАССР становится, в определенной степени, гарантией весомых изменений в отрасли. Безопасные и качественные пищевые продукты выпускают соответственно оснащенные и сертифицированные предприятия, собственники и сотрудники которых имеют высокую культуру производства, поддерживают соответствующие принципы контроля.
Понятное дело, что перспективы за такими производителями.

Михаил ВЕРНИГОРА,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам

Читайте українською...

Источник: Дедал Инфо
Всё по теме: Агробизнес
 

Обзор DEDALINFO