Новости ДедалИнфо

0
Размер текста
05.02.2016

Победим ли коррупцию в агростраховании?

"В недобрые старые времена было три легких способа разориться:
самым быстрым из них были скачки,
самым приятным - женщины, а самым надежным - сельское хозяйство".
Уильям Питт Амхерст, британский дипломат (1773-1857)

Вначале небольшая хронология.

3 февраля 2016 года министр Айварас Абрамавичус подал в отставку. При этом он назвал конкретное лицо, которое осуществляло политическое давление на него и его команду, путем назначения своих смотрящих в государственные предприятия, находящие в подчинении министерства экономики и торговли. Это заявление вызвало огромный резонанс в сетях. И даже Президент Украины вынужден был на своей странице в Фейсбуке отреагировать на это событие.

См. «Я відмовляюся працювати в такій системі». Повний текст заяви міністра економічного розвитку.

В отличие от этого фракция "Самопомичь" тихо без скандала отозвала своего министра АПК Алексея Павленко. Думается, что триггером этого события стало обвинения их подопечного в создании коррупционных схем в своем ведомстве, которое прозвучало 9 января на канале "112.ua" гостьей студии Анастасией Даниленко.

См. видео канала "112. Украина".

Затем 28 января также на канале "112.ua" мною был задан вопрос гостю студии от "Сампомочи" Тарасу Пастуху по поводу коррупции в Аграрном Фонде (АФ) и Государственной продовольственно-зерновой корпорации (ГПЗКУ), которые курирует данное министерство.

См. видео: "Самопомичь" защищает своего министра Павленко.
 
Но если Абрамавичус набрался смелости и указал конкретных лиц, то депутат от "Самопомочи" удовлетворился общими фразами, что министру не давали возможности поставить во главе этих госпредприятий своих людей, поскольку назначения шли, минуя министра, по партийным квотам или просто приводили за руку нужных смотрящих.

Думаю, что пришло время раскрыть всех лиц из Кабинета Министров, Администрации Президента и депутатов, которые крышевали госпредприятия министерства АПК. Мы не будем говорить о 571 предприятии, а остановимся только на двух, упомянутых выше, так как они очень плотно связаны со страховым рынком и со страхованием аграрных рисков.

Итак, 6 июня 2005 года было создано государственное предприятие "Аграрный Фонд", которое было призвано проводить ценовую политику в агробизнесе Украины. Созданное в соответствии с Законом Украины "Про государственную поддержку сельского хозяйства", оно должно было занять важное положение в поддержке равновесия на рынке сельскохозяйственной продукции. Конечной целью создания этого предприятия было:

 - обеспечение потребностей населения в продуктах питания и продовольственной независимости Украины,
 - исключение сложностей и необоснованного роста цен на рынках государственного ценового регулирования.

Приоритетным направлением АФ было формирование государственного интервенционного фонда - государственного запаса отдельных видов сельскохозяйственной продукции, которые должны гарантировать безопасность страны. Наполнение государственного интервенционного фонда должно было  осуществляться путем использования спотовых закупок.

Не правда ли, какие высокие цели предусматривались? А что из этого получилось?

Итак, для обеспечения зерном создавались форфардные контракты, по которым производители получали выгодные кредиты для производства зерновых. При этом, в качестве обеспечения было условие страхования урожая этих зерновых.

До 2013 года АФ был бюджетной организацией, осуществляющей некоммерческую деятельность. Но при Януковиче эта организация стала уже акционерным обществом, ПАО «Аграрный фонд». 100% капитала фонда принадлежало государству, а управление корпоративными правами осуществлялось Министерством аграрной политики и продовольствия. Чем было вызвано такие изменения, вполне понятно.

См. Аграрный фонд стремится к обществу,

О коррупции в МинАПК писалось очень много. Есть и журналистское расследование.

См.  Министерство аграрного уничтожения министра Алексея Павленко. Расследование.

Но по сравнению с теми коррупционными схемами страховые взносы просто мелочь какая-то. Но о них стоит тоже говорить, поскольку мы в конце концов придем к субсидированному страхованию, когда в бюджете будет закладываться средства на компенсацию затрат агропроизводителей на страхование своих посевов.

По-сути, в условиях отсутствия государственного финансирования, единым источник страхования аграрных рисков стали форфардные контракты АФ и ГПЗК. Только через них можно было дерибанить государственные средства.

В период Янковича все агрориски по форвардным контрактам размещались в аграрном страховом пуле, который также был создан под эти схемы в соответствии с принятым законом о государственной поддержке агропроизводителей. Об этом рынок незамедлительно отреагировал на пресс-конференции в конце 2012 года.

См. Пресс-конференцию Интерфакса,

Для дерибана бюджетных денег, направляемых на субсидированное страхование агрорисков, в 2012 году был принят соответствующий закон, по которому создавался аграрный страховой пул, в который вошли только 4 страховые компании, приближенных к "семье.

См. Пулонепробиваемые. Чьи интересы будет защищать новый Аграрный страховой пул?

Уже в период  "Жить по-новому" АФ выбрал себе в качестве партнеров малоизвестные на рынке страховые компании.

См. Отлучение от страхового потока.

Сразу же после подписания "Коалиционного соглашения" была проведен круглый стол, на котором была попытка поставить эти вопросы перед представителями министерства АПК. Но потому, как отвечали эти представители на конкретно поставленные вопросы по развитию агрострахования, изменений не предвиделись. Вот умеют же чиновники говорить ни о чем. Кто их учит этому? Или туда отбирают по таким критериям? Присмотритесь к этим персоналиям. Возможно они еще работают в министерстве.

См. видео "Коалиционное соглашение о развитии агрострахования".

Коррупция есть и продолжается иметь место на этих предприятиях. Мы судим только по некоторым факторам, по прозрачности работы АФ и по каким критериям отбираются страховые компании.

1. Мы постоянно говорим об открытости государственных учреждений. На сайте, например, Нацкомфинуслуг, регулятора небанковского сектора рынка, мы можем найти телефоны и эл. адреса не только главы комитета и членов комиссии, но контакты всех структурных подразделений. На сайте аграрного фонда есть только общий адрес организации и пресс-центра. Также в разделе «Деятельность» - «Сотрудничество со страховыми компаниями» можно найти контакты «смотрящего» за страховым рынком, начальника отдела по работе с финансовыми институтами Евгении Кондрат. И все. Сайт без контактов - это для всех, а личные контакты для нужных людей, клиентов АФ.

2. Для участия в страховании по форвардной программе со страховщиком сразу же оговариваются комиссионные Агрофонду в размере 30% от тарифа. Другие условия не имеют важного значения, хотя на сайте есть документ, определяющий требования к страховым компаниям и к договорам страхования.

3. В Агрофонде отсутствует профессиональный менеджмент, курирующий агрострахование. В связи с чем, сама программа взаимодействия функционирует плохо, нет единого алгоритма принятия решений, зачастую некачественные посевы, которые не принял один страховщик, передаются другому страховщику и принимаются, подписывая другой акт осмотра полей, порой без осмотров.

4.  Имеет место факты мошенничества, когда договора страхования подписываются на особых условиях, при которых для занижения тарифа применяется франшиза по общей страховой сумме, а не по конкретному застрахованному полю.

5.  На этапе согласования условий страхования имеют место факты, когда страховщики кроме комиссионных для АФ, дают откат клиенту, страхователю, до 20%. Отсюда возникает естественный вопрос актуария. Если комиссионные 30%, да плюс откат клиент 20%, то в сумме имеем уже расходы на ведение дела в размере 50%. Но в перестрахование передается не меньше 50% риска и, соответственно, страховой премии. Тогда из чего страховщику формировать резервы для будущих выплат? Значит они заведомо не предусматриваются.

6.  А теперь о самих страхователях, будущих поставщиках зерна. Львиную долю финансирования (не меньше 60%) в этом году опять получил УКРЛЕНДФАРМИНГ, принадлежащий Олегу Бахматюку, самому крупному владельцу земельного банка. У него есть своя страховая компания "Укринстрах", в которой он размещал риски в 2014-2015 годах. Эту информацию Аграрный фонд обещал проверить.

См. Аграрный фонд проверит, где страховал форвардные контракты Олег Бахматюк.

Была ли проверка или нет, мы не знаем. Но озимые посевы периода 2015 -2016 годов Бахматюк застраховал уже на свободном рынке. Возможно критика повлияла, а возможно, качество посевов плохое и не хотелось рисковать своей компанией. Весной посмотрим: будем ли с  убытками и недобором урожая или авось пронесет. Следовательно, поставка по форвардному контракту может быть не выполнена.

Информация о клиентах форвардных контрактов держится в секрете, а сотрудники боятся ее озвучить. Невозможно узнать общее число форвардных контрактов, их распределение среди производителей зерна, распределение договоров страхования среди страховых компаний, условия страхования. Эти данные, особенно по страхованию, нужны для анализа этого важного сегмента рынка. Без статистики и анализа убыточности невозможно развивать эту отрасль. Но эти данные за семью печатями. А ведь коррупция начинается именно там, где утаиваются информация. Пока работала группа IFC по проекту "Развитие агрострахование в Украине" эти данные все же как-то получали и обобщали. Сейчас все это все закрыто.

Кроме того, упомянутая группа IFC разработала проект нового закона о государственной поддержки субсидированного страхования. Этот законопроект был передал и в министерство АПК и в комитет по вопросам агрополитики. Тем более и глава комитета Тарас Кутовой, и министр АПК когда-то работали вместе в компании "Райз" и понимают важность этого закона для защиты агропроизводителей. Но до сих пор, насколько мне известно, не произошло даже обсуждение этого законопроекта с приглашением специалистов рынка. А ведь согласно коалиционному соглашению субсидированное страхование должны были начать внедряться уже в 2016 году. Но для этого в бюджете должно было быть заложено это финансирование.

Фракции "Самопомочь" нужно разобраться с этими вопросами и дать пример открытости. А возглавляемый ими комитет по борьбе с коррупцией нужно взять эти проблемы под особый контроль. Надеемся на деятельность Егора Соболева и его команды в комитете Верховной Рады.

Габидулин И.А.

Источник: Дедал Инфо
 
Новости ДедалИнфо
Опубликовать

КОММЕНТАРИИ (0)


Обзор DEDALINFO