Новости ДедалИнфо

0
Размер текста
26.12.2019
при монтаже очередной буроналивной опоры мостоперехода подрядная организация просверлила водопровод
при монтаже очередной буроналивной опоры мостоперехода подрядная организация просверлила водопровод

Финансовое обеспечение презумпции виновности строителей в плане реализации качественного и успешного выполнения своих проектов.

6 березня 2019 р. Кабінет Міністрів України в рамках восьмого засідання, присвяченого питанням дерегуляції, встановив нові критерії визначення ризиків для здійснення державних перевірок бізнесу в окремих сферах.
«Уряд продовжує реформування сфери державного нагляду та інспекції. На виході ми розраховуємо отримати результат, коли державні перевірки бізнесу будуть здійснюватись відповідно до чітких критеріїв визначення ризиків на тих підприємствах, де існують реальні і об’єктивні ризики від їхньої діяльності. Ми маємо розуміти, що проведення державної інспекції в першу чергу необхідне для того, щоб знизити рівень виникнення техногенних, екологічних ризиків, ризиків безпеці життєдіяльності та будь-яких інших ризиків при здійсненні бізнес-діяльності, а не просто для того, щоб щоразу фіксувати

Критерием качества регуляторной системы рыночной отрасли национальной экономики является степень присутствия в отрасли страховых компаний. КМУ последние годы декларируется риск-ориентированный подход в деятельности органов исполнительной власти.

Присутствие на рынке страховых компаний - основание для активизации банковского, финансового и пенсионного рынков, вывод наличных денег из тени, курсовая стабильность и, наконец, рост ВВП.


А. Почему поставлена проблема именно в таком ракурсе?


Меня некоторые строители уверяли, что в Гражданском и Хозяйственном Кодексах прописаны жесткие требования к строительным организациям, в том числе и гарантии. Но они защитили инвесторов, наших граждан, от банкротства "Элита-центр", "Укрбуд" и прочих скандальных строительных компаний?
Значит законы не работают. Почему? Потому что эти гарантии ничем не подкреплены, никто не контролирует и не несет ответственность за это. Строительство ведется с грубыми нарушениями строительных норм: без соответствующей инфраструктуры (подъездные дороги, стоянки для автомобилей, детские площадки, центральная канализация и пр.), соблюдения высотности, расстояний между зданиями. Государственные органы, призванные давать разрешение и контролировать качества строительства, не то что не справляются, а "очень коррумпированы – там хранятся старые правила и процедуры, нет эффективного механизма осуществления государственного архитектурно-строительного контроля", - отметил Президент Конфедерации строителей Украины Лев Парцхаладзе.

Итак, законы есть, нормы прописаны, но они не работают, как многое у нас. Потому что отсутствует институт ответственности.

 

Кто может на себя взять эти функции? Только тот, кто платить за обнаруженные недостатки. А таким свойством обладает только институт страхования. Так сделано во всем мире и только институт страхования фактически гарантирует это в виде страхования различных видов ответственности. Подобные законы в развитых странах работают на выявление возможных рисков, оценки ущербов и виновников в строительной индустрии и обязывает их приобрести обязательный страховой продукт.

Б. В обществе существует такое мнение: "Какое страхование, когда люди у нас жебраки?"

Если люди инвестируют в квартиры, то, наверное, у них есть деньги. Иным способом, как показала практика у нас и в мире, этого сделать нельзя. Почему? Потому что страховые компании вынуждены будут выплачивать убытки. Значит они будут жёстко контролировать и документацию на строительство, и различные разрешения, и выполнение строительных норм, и качество строительства. Во Франции вы не продадите жилье и не сдадите его в аренду, если не имеет 10-летнюю  страховку гарантии. Есть даже сайты на русском языке, на которых разъясняют мигрантам об особенностях страхования и наличии определенных полисов при покупке или найме жилья.

В. Довольны ли качеством строительства наши люди?


Думаю, что не довольны. Вместе с тем, как сказал Воланд, "квартирный вопрос испортил людей". Жилищный голод привел к тому, что люди готовы получить вместо готовой квартиры коробку и вкладывать дополнительные средства в ремонт этой недвижимости. Такой минимализм, непритязательность, низкую социальную потребность, мы наблюдаем в разных сферах жизни. Это издержки советского образа жизни.
И пока мы не преодолеем это в сознании наших граждан трудно будет проводить изменения в обществе. Строительная индустрия в основном сейчас сконцентрирована в жилищной секторе. Бума промышленного строительства не замечается, а если строится что-то, то приглашаются иностранные строители, как например, французы строили второй саркафак в Чернобыле. Дороги строят турецкие строители. Строительство второй линии Окружной дороги в Киеве планируют поручить китайским специалистам. Например, дорожное покрытие на Окружной после реконструкции турецкими строителями уже выдержало три зимы. После наших дорожников покрытие приходится ремонтировать каждую весну. Даже термин придумали в Кабмине Гройсмана ямочный ремонт или пломбирование дороги.

С. А где же выход?


И здесь поможет опыт Франции. В 1804 году при Наполеоне был разработан Гражданский Кодекс, где прописана была 10 летняя гарантия архитектора и подрядчика за разрушение здания.
В 1978 г. законы были существенно ужесточены в отношении строительных организаций и качества строительства в интересах потребителей, так как послевоенное восстановление и бум в строительстве привел к снижению качества работ. Такую же картину мы наблюдаем сейчас у нас. Итак, во Франции 10-летняя гарантия воплотилась в конкретное страхование, которое должно быть заключено на этапе проектирования и защиты инвестора и является обязательным. В течение года после завершения и приема объекта подрядчик должен устранить все недостатки, которые проявились в течение года во внутренней отделке. Также в течение двух лет действует гарантия на встроенное оборудование, демонтаж которого может привести к снижению жесткости конструкции здания. И в течении 10 лет подрядчик несет ответственность за целостность здания, его прочность, отсутствие протекания воды.

Д. Почему сложилось такое отношение к страхованию в нашей стране и среди строителей, в частности?

Во-первых, специалисты в области строительства, как и многие наши граждане, не понимают сути страхования. Практика мировой строительной индустрии показывает, например, что с каждого доллара полученной премии страховщики выплачивает $0.6-$0.7 убытков. Значит, считают строители, страховщики получают прибыл 30%-40%, совершенно не понимая, что это не прибыл, а возможность накапливать резервы для будущих глобальных убытков, после уплаты всех налогов и затрат на ведение дела. Подобные убытки могут наступить в следующем году, через год или более лет. Мы не удивлялись тому, что убытки страховых компаний от урагана "Катрина" в 2005 году в размере $35 млрд были выплачены страховщиками. Такие суммы выплачиваются из резерва катастрофических рисков, которые накапливаются ими в течение многих лет страхования за счет нераспределенной прибыли. На нашем рынке тоже имели место крупные убытки, которые выплачивали страховые компании, потому что акционеры и их руководители не тратили деньги на новые дорогие машины, офисы и др. аксессуары, а увеличивали свои резервы.

Во-вторых, в архитектурно-строительном университете студентам не читается дисциплина  "Основы страхования". Как в таких условиях инженер-строитель сможет знать о рисках в своей отрасли и как с ними справиться? Например, выпускники автодорожного университета находят применение не только в автомобильной индустрии, но и широко используются на страховом рынке в качестве специалистов по автострахованию, аварийных комиссаров, аджастеров и сюрвейеров, оценщиков убытков и специалистов по урегулированию убытков. Страховой рынок обеспечивает рабочими местами специалистов разных профилей. В развитых странах страховой рынок обеспечивает до 10% ВВП страны. У нас пока только чуть больше 1%.  Почему? Ни один президент, ни один премьер-министр ни словом, ни пол словом не обмолвились о развитии этой важной для экономики отрасли. Развитие страхования в строительной индустрии также потребует специалистов для инфраструктуры страхового рынка -  специалисты по инженерному страхованию, риск-менеджменту, аджастерским и сюрвейерским услугам. Последние специалисты полностью отсутствуют в Украине и их подготовка вскоре станет очень актуальной.


Дисциплину страхование нужно читать начиная со школы в рамках финансовой грамотности населения. У моих знакомых дети иммигрировали в США, и уже сейчас они знают о программах накопления на пенсию и активно работают в этом направлении. Советская власть разучила наших граждан принимать самостоятельные шаги в решении своих финансовых проблем. В школе мы учили Некрасова: "Вот приедет барин, барин нас рассудит". Вот и ждем, когда государство, т.е. чиновники, наши слуги, наемные работники, получающие зарплату с наших налогов, подумают о нас. Потому у нас люди, особенно, преклонного возраста, ждут подачки от государственных чиновников. Нужно молодое поколение уже учить сейчас со школьной скамьи финансовой грамотности и страхованию. Страхование ведь это тоже накопление общего фонда, из которого выплачивают тем, кто пострадал.

В-третьих, если в мировой строительной практике имеют место такие убытки, то при нашем уровне строительства почему мы не знаем о них? Знаем, слышим, видим, но порой не обращаем на это внимание. А в некоторых случаях строители это скрывают и заглаживают уголовные дела по этим событиям. Разве вы не видели в новостях случаи падения кранов на стройках, о падении стеклопакетов при строительстве высотных зданий и гибели людей, о разрушении строящихся и уже построенных зданиях, об обрушении котлованов и погребении заживо строителей, о трещинах в соседних зданиях при строительстве высоток в существующих жилых массивах?

Так вот всего этого можно было избежать, если бы существовал институт ответственности строителей, который контролировался бы страховыми контрактами. Тогда бы не нужно было жильцам протестовать против строительства очередной высотки внутри существующего жилого комплекса вместо детской площадки и зеленых насаждений.


Поэтому я предлагаю разработать стратегию развития страхования в строительной индустрии на основе мирового опыта стран ЕС, США и Канады. В мировом страховом сообществе накоплен колоссальный опыт. Уже более полувека существует международная ассоциация страховщиков по инженерному страхованию, в которую входят более 20 стран. В последние годы в эту организацию вошли Азербайджан, Кыргызстан и Россия. Каждый год эта ассоциация обобщает данные своих участников и публикует годовые отчеты по этой отрасли.


А в Украине чиновники даже не слышали об этом. Здесь идет дерибан земли, откаты за различные разрешительные документы, поклонение "золотому тельцу". Строят, не стесняясь даже в центральной заповедной зоне города. И никому нет дела до этого. "Оденьте преступление в золото - и крепкое копье правосудия переломиться, не поранив...", - писал Уильям Шекспир.

Е. Кто может заниматься этими видами страхования?

В строительной отрасли риски очень велики, а премии не сравнено малы. У нас уже были попытки некоторых мелких страховых компаний встать во главе этого направления путем создания пула страховщиков. Но эта задача под силу только серьезным, крупным страховщикам. В Украине такие страховщики есть, в том числе и с иностранным капиталом, государства которых входят в международную ассоциацию страховщиков инженерным рискам IMIA. Ряд страховщиков уже имеют облигаторные договора перестрахования на десятки и сотни млн долларов от мировых перестраховочных компаний.
Эти риски обслуживаются крупными страховыми и перестраховыми брокерами, которые имеют опыт обслуживания подобных рисков и присутствуют на нашем рынке.
Итак, дело за законодателями.

 
Новости ДедалИнфо
Опубликовать

КОММЕНТАРИИ (0)


Обзор DEDALINFO