Новости ДедалИнфо

Размер текста
20.07.2020

Концепция развития страхования в строительной индустрии

Учитывая, что многие виды страхования в строительной индустрии разработаны и освоены страховым рынком Украины, а также невозможность разработки каких-то новых видов страхования по требованию строительной индустрии Украины, эксперты страхового рынка Украины предлагают следующие пути развития страхования в строительной индустрии.

 

I. При строительстве коммерческой недвижимости страховой рынок предлагает проверенные на практики во всем мире страхование строительно-монтажных рисков, к которым относятся:

  • "Все риски подрядчика" (Contractor's All Risks, полис CAR);
  • "Все риски монтажа" (Erection All Risks, полис EAR);
  • "Страхование строительных механизмов и машин (Contractor’s Plant and Machinery Insurance, полис CPM);
  • "Страхование гражданской ответственности перед третьими лицами" (Thirt Party Laibility, полис TPL), как дополнение к полису CAR и EAR.

По предлагаемый видам страхования существуют жесткие условия перестраховщиков, оговорки и исключения, которые являются едиными во всем мире. Многие страховщики Украины имеют лицензии на эти виды страхования, а большинство страховщиков с иностранным капиталом, имеют облигаторные договора перестрахования на большие суммы, доходящие до 100 млн долларов. Поэтому эти риски страховому рынку Украины знакомы и наработан опыт страхования и перестрахования.

 

II. Для жилищного строительства может быть предложены следующие варианты:

  • страхование строительно-монтажных рисков, аналогичных пункту I (полисы CAR, EAR, CPM, TPL) вместе со страхованием перерыва в производстве (Business Interruption) в случае наличия катастрофических рисков (взрывы, пожары, землетрясения и др. по полису CAR или EAR). Для этого в полисе CAR и EAR возможен третий раздел Delay in Start-up. В последнем случае страховая компания сможет оплатить все предусмотренные обычным стечением обстоятельств платежи такие, как налоги, зарплата рабочим и служащим, а также компенсация инвесторам за наем жилья в случае срыва сроков завершения строительства по причинам происхождения катастрофических рисков. Здесь устанавливается жесткая причинно-следственная связь: наступление катастрофического риска на стройплощадке по полиса CAR или EAR, далее остановка производства и как, следствие, задержка строительства;
  • предусмотреть разрешение продажи квартир после завершения, например, определенного процента освоения бюджета строительства, а до этого использовать только заемные средства банков;
  • предусмотреть участие инвесторов только через ФФС или покупку облигации.

 

III. Перечисленные выше риски и сами контракты очень сложны для понимания и сопровождения самими строителями. Поэтому во всем мире эти риски обслуживаются страховыми брокерами. В Украине присутствуют представительства крупнейших мировых брокеров и национальных брокерских компаний, которые способны провести риск-менеджмент бизнеса клиента, оценить риски, предложить соответствующие программы страхования, провести тендер среди страховщиков и выбрать наилучшие условия по размещению этих рисков и их перестрахование за рубежом.

 

IV. В законопроекте по реформированию ГАСИ предусмотреть уведомительный характер при получении разрешительных документов на строительство в случае наличия полисов страхования строительно-монтажных рисков (полис CAR, EAR, CPM, TPL).

 

V. Предусмотреть допуск на рынок строительных специальностей при наличии полиса страхования профессиональной ответственности (архитекторы, проектировщики, инженеры-контролеры, эксперты и т.д., кроме подрядных организаций). Установить минимальный лимит ответственности исходя из характера их деятельности.

 

VI. Привести перечень специальностей в области "Архитектуры и строительства" к современным требованиям градостроения, ввести в перечень дисциплин "Страхование и риск-менеджмент" в профильных ВВУЗах, предусмотреть подготовку аджастеров и сюрьвейеров для контроля качества строительства и оценке убытков для страхового рынка, содействовать формированию сети аджастерских и сюрвейерских компаний, как это имеет место в развитых странах. Это будет способствовать развитию необходимой инфраструктуры страхового рынка и только после этого можно будет говорить о других, более сложных и современных видах страхования таких, как страхование гарантий, поручительств, имущественных ущербов инвесторов и скрытых дефектов в строительстве, а также передаче функций контроля за качеством строительства страховым компаниям. Без этих условий думать о внедрении других современных видов страхования в строительной индустрии не приходится.

 

VII. Министерству регионального развития совместно с Кабинетом Министров предусмотреть выделение средств на написание учебника "Страхование и риск-менеджмент" для строительных ВВУЗов. Страховой рынок готов будет помочь в организации, постановке учебного процесса и  написании учебника "Страхование и риск-менеджмент" для строительных ВВУЗов. Например, автодорожный университет готовит специалистов не только для своей отрасли, но выпускники широко применяют свои знания на страховом рынке в качестве специалистов по автострахованию, лосс-аджастеров, сюрвейеров, экспертов по оценке стоимости автомобилей, урегулировщиков убытков, аварийных комиссаров и др. В программе автодорожного университета читается дисциплина "Основы страхования". Строительная индустрия по доле в ВВП самая большая. Неужели она достойна самой низшей оценки присутствия страхования в своей отрасли?

Ибрагим Габидулин

 

Обзор DEDALINFO