Почитаем прессу

Размер текста
27.04.2006

Автогражданка может подешеветь

Похоже, что регулятор плотно займется «автогражданкой» — ведь по сравнению с 2004 г., в прошлом году выплаты по этому виду страхования сократились на 12,4%.
 
После официального оглашения итогов работы страхового рынка в 2005 г. (см. «Эi» №374) никто не ожидал от председателя Госфинуслуг Виктора Суслова сенсаций. Но глава госкомиссии подготовил сюрприз аккурат к совещанию. В частности, комиссия чрезвычайно озабочена существенным уменьшением уровня выплат по «автогражданке». Тем более что поступления страховых платежей по этому виду в 2005 г. увеличилось практически вдвое по сравнению с 2004-м. «Предметом нашей заботы и дополнительного анализа является факт уменьшения выплат по обязательному страхованию ответственности автовладельцев. Уровень выплат (по отношению к платежам. — Авт.) в 2004 г. составлял 32%, а в 2005-м — только 19,6%. Конечно, этому феномену могут быть разные объяснения. В том числе и тот факт, что основной прирост премий пришелся на последний квартал года. Тем не менее проблему выплат мы ставим как основную по этому виду страхования»,— посетовал глава комиссии.
Чтобы разобраться, в чем дело, Госфинуслуг поручила департаменту страхового надзора проверить состояние с выплатами по всем страховым компаниям. «Не исключено, что комиссия будет вынуждена применить жесткие меры к компаниям, которые строят свою работу так, чтобы не платить по взятым обязательствам», — заявил г-н Суслов. Добавив, что сейчас в комиссии наблюдается увеличение жалоб от граждан на невыплаты СК по этому виду страхования. И что при таком уровне выплат придется ставить вопрос о пересмотре базового тарифа (сейчас 291,49 грн. — Авт.) по «автогражданке» в сторону его уменьшения.
Огорошенные страховщики не сразу нашлись, что ответить. Президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Владимир Романишин долго сыпал всевозможными цифрами, видимо, решая, на чьей же стороне выступить — страховщиков или госкомиссии. Решение явно далось нелегко, так как подводка к разговору о выплатах начиналась словами: «выплаты — это болезненный вопрос, который мы должны пережить, перебороть чрезмерную любовь к сохранению средств. Ситуация с охватом автовладельцев этим видом страхования далека от прогнозированной. Далека от идеала и ситуация с выплатами».
Действительно, по данным МТСБУ, клиенты страховых компаний заявили о 16,492 тыс. страховых случаев, а выплаты произведены только по 6,305 тыс. случаям на сумму свыше 33 млн. грн. «Небольшое соотношение выплат и страховых премий дает повод Госфин­услуг и МТСБУ ставить вопрос — не завышен ли размер базового тарифа. Возможно, в будущем уровень выплат будет расти. Ведь сейчас не урегулировано около 10 тыс. страховых случаев по ГО и более 2100 дел по полисам, реализованным в соответствии с постановлением Кабмина №1175 (полисы старого образца, которые СК прекратили продавать с 1 января 2005 г. — с момента вступления в силу закона об «автогражданке». — Авт.). Чтобы это изменить, решено, что ситуация вокруг урегулирования убытков ежеквартально будет рассматривать президиум Моторного бюро», — заверил г-н Романишин.
На защиту страховщиков из всех присутствующих решился выступить только президент НАСК «Оранта» Александр Завада. Он заявил, что опасно влиять на уровень возмещений по ГО какими-либо универсальными методами, например, понизив базовый тариф. Дескать, причины низкого уровня возмещения носят временный характер — сейчас наблюдается тенденция уменьшения платежей и увеличение выплат по «автогражданке». Кроме того, главная проблема, по словам г-на Завады, заключается в том, что рынок еще не сформирован, а страхователи сталкиваются с бюрократической волокитой при получении справок в ГАИ и принятием решений в судах.
 
 
Автор: Настя НЕДАШКОВСКАЯ
 

Обзор DEDALINFO