Почитаем прессу

Размер текста
11.10.2004

Реванш лидеров

Монопольные условия
    Госфинуслуг подготовил проект новых лицензионных условий для страховых компаний, занимающихся автострахованием. На первый взгляд, безобидный документ предполагает такое себе простенькое перелицензирование всех компаний, работающих в этом сегменте рынка. Однако если разобраться, лицензии будет получить суперсложно.
    Комиссия ввела несколько требований в новый проект лицензионных условий, для того чтобы убрать с рынка мелкие компании и консолидировать все доходы от автострахования в руках лидеров рынка. Среди главных невыполнимых требований — наличие гарантийного фонда в размере не менее EUR1 млн и филиальной сети, покрывающей все области страны. Если первое требование страховщики, скрипя зубами, смогут выполнить, то второе — о наличии “обособленных подразделений” в каждой области Украины, а также в АР Крым — вызывает у большинства участников рынка, по меньшей мере, недоумение. В Украине существует не так много компаний со всеукраинской филиальной сетью. (БИЗНЕС насчитал их всего 15. Ред.). Новые требования, по нашим оценкам, смогут выполнить не более 20 страховщиков. “Требование иметь филиалы в каждом регионе — это попытка переделить рынок “автогражданки” в угоду отдельным его лидерам, которые получили преференции благодаря наличию крупной филиальной сети”, — прокомментировал ситуацию один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным. По его мнению, открытие и содержание филиала в регионе обходится страховщику как минимум в 80 тыс.грн. в год. Тем не менее, как нам кажется, новое требование регулятора, скорее, на пользу клиенту, ведь ему при наступлении страхового случая лучше контактировать со штатным сотрудником страховой компании, а не со случайным аварийным комиссаром, который может просто исчезнуть в неизвестном направлении.
Государственная концентрация
    Желание сократить количество участников рынка, похоже, не скрывают и в Госфин­услуг. “Сейчас страхованием ответственности водителей занимаются более 100 компаний. Это много. Большинство из них финансово “слабые”, даже не выполняющие свои обязательства перед МТСБУ. Такие компании, конечно же, не получат у нас лицензии”, — высказывался ранее председатель Госфинуслуг Виктор Суслов. “С одной стороны, я полностью согласен с позицией Госфинуслуг. На рынок нельзя пускать компании-однодневки, которые соберут премии и исчезнут. Но с другой — нельзя оставлять на рынке только монополистов и не давать компаниям, входящим в тридцатку, получить свой сегмент рынка”, — считает один из авторов Закона об “автогражданке” Михаил Добкин.
В угоду лидерам
    Если решение Госфинуслуг примут в первозданном состоянии, средним и мелким компаниям придется довольствоваться работой агентов крупных страховщиков. Украина может повторить опыт Белоруссии, где на рынке “автогражданки” сейчас работают около десятка компаний.
    Само собой разумеется, новые правила игры устраивают крупные компании. Председатель правления СК “ПРОСТО-страхование” Павел Фурсевич считает, что если на рынке автострахования будут работать всего один или два десятка надежных страховщиков, то потребитель от этого только выиграет: “Люди почувствуют себя защищенными от возможных потерь своих кровно заработанных денег”. А президент УАСК “Аска” Александр Сосис уверен: “Лицензионные условия должны быть “выписаны” таким образом, чтобы количество участников было ограниченным”. Он считает, что “на первом этапе, когда неясно, какой будет убыточность данного вида страхования, в этом сегменте должны работать от силы 20 крупных компаний”. Правда, как нам кажется, страховщики, говоря об убыточности автострахования, все же немного лукавят.
Среди главных невыполнимых требований — наличие гарантийного фонда в размере не менее EUR1 млн и филиальной сети, покрывающей все области страны.
Защита
    Лига страховых организаций пока не обнародовала свое мнение относительно новых лицензионных условий, так как, похоже, не хочет конфликтовать с крупными страховщиками. Позиция МТСБУ (Моторно-транспортное бюро, которое объединяет автостраховщиков) более активная. В экстренном порядке создана рабочая группа, которая планирует направить в Госфинуслуг серьезные замечания по поводу проекта лицензионных условий. В частности, она будет предлагать существенно упростить требования к филиальной сети. “Если у страховщика нет филиала в данной области, он должен иметь право заключить договор о сотрудничестве со страховой компанией, у которой есть филиал”, — высказал позицию рабочей группы Андрей Райцеховский, заместитель начальника юридического отдела МТСБУ. “Предусмотрев возможность заключения между страховщиками таких договоров, можно избежать резкого уменьшения количества страховщиков на рынке ОСАГО”, — считает Василий Фурман, генеральный директор АСО “Вексель”. Замечания МТСБУ не случайны. Не получить лицензии рискуют даже компании, входящие в руководящие органы МТСБУ и активно лоббировавшие принятие Закона об “автогражданке”.
Закручивая гайки
    Еще одним камнем преткновения в проекте лицензионных условий являются новые требования к финансовой устойчивости компаний. Создатели лицензионных условий выдвигают достаточно серьезные требования к уровню платежеспособности. “Если будут созданы такие условия, что этим видом страхования смогут заниматься компании, не имеющие соответствующего уровня платежеспособности, позитивного результата не будет”, — говорит глава департамента страхнадзора Госфинуслуг Владимир Парнюк.

    С нового года автостраховщиков могут обязать иметь не только оплаченный уставный фонд в EUR1 млн, но и, на всякий “пожарный”, гарантийный фонд на аналогичную сумму, который будет размещаться в банке. Регуляторы рынка настроены весьма категорично. “Невыполнение этого требования страховщиком будет основанием для временного приостановления или аннулирования лицензии, созыва внеочередного собрания акционеров, отстранения руководства от управления компанией и введения временной администрации”, значится в проекте. Что еще не нравится страховщикам, так это то, что лицензионными условиями предусмотрен достаточно суровый контроль за ними. “Они хотят получить возможность ежедневно контролировать формирование и размещение страховых резервов”, — говорит Виктор Харченко, главный юрис­консульт ЗАО СГ “ТАС”.
    По Закону “О страховании”, гарантийный фонд страховщика должен состоять из дополнительного и резервного капиталов, а также нераспределенной прибыли. Как правило, чтобы не платить налоги, страховщики стараются распределить прибыль до конца года и в последнее время отправляют ее в основном на увеличение уставного фонда. Поэтому очевидно, что сформировать в столь короткие сроки гарантийный фонд в EUR1 млн смогут только ОЧЕНЬ богатые страховщики. “Гарантийный фонд в EUR1 млн — это попытка отсечь компании, у которых нет миллиона нераспределенной прибыли или которым акционеры не смогут быстро “влить” необходимое количество капитала”, — подытожил председатель правления УАСК “Веста” Вячеслав Черняховский. И все же, есть мнение, что закручивание гаек комиссией Суслова — правильный шаг. “В следующем году украинские страховщики должны будут выплатить минимум 500 млн грн., т.е. 70-85% собранных премий, и выдержать такую нагрузку сможет не каждая компания” , — отмечает Рихард Натшлегер, вице-президент австрийской компании Audatex.
Юлия Перепечаенко
 

Обзор DEDALINFO