Почитаем прессу

Размер текста
06.03.2007

Желтый билет

Талон на 2 млрд грн.

    Единственная причина, по которой ГАИ сегодня не обеспечивает контроль за наличием у водителей полисов страхования гражданской ответственности, — отсутствие утвержденного специального знака, которым должны маркироваться застрахованные автомобили. По мнению представителей МВД, Госавтоинспекция не может проверять наличие полисов у всех водителей подряд. В сложившейся ситуации сотрудники ГАИ должны иметь возможность различать застрахованных и незастрахованных водителей. “Нынешнее руководство МВД готово поддержать контроль за наличием полисов “автогражданки” на дорогах. На самом деле проблема сводилась к тому, что не был утвержден специальный знак, указывающий на наличие страховки. Эту работу должно было завершить МТСБУ”, — сказал БИЗНЕСу Виктор Суслов, замминистра МВД (подробнее см. №9 от 26.02.07 г., стр.66-69).
    Как сообщили в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ; г. Киев, с 1994 г.; объединяет 74 компании), специальный знак разработан и утвержден в Бюро. Теперь осталось пройти согласование в МВД, что должно произойти уже на текущей неделе. “Мы разработали знак и направили его на согласование в ГАИ. Совместная рабочая группа ГАИ и МТСБУ согласовала разработанную форму, — сообщил БИЗНЕСу Иван Гуминский, заместитель генерального директора МТСБУ. — Новый руководитель ГАИ соглашается с нашими предложениями и может дать официальный ответ уже на следующей (читай — текущей. — Ред.) неделе.” По словам г-на Гуминского, позитивный ответ позволит МТСБУ достаточно быстро утвердить спецзнак в Госфинуслуг и решить вопрос контроля за наличием у водителей полисов “автогражданки”. “Я думаю, что у Госфинуслуг вряд ли будут возражения. Такое решение поддерживается регулятором как необходимое для развития данного вида страхования. Это позволит ГАИ приступить к реализации контроля”, — отметил Александр Филонюк, президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ; г.Киев; с 1992 г.; объединяет 108 компаний). Страховщики неоднократно заявляли, что нежелание и неспособность ГАИ следить за выполнением Закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев не дает компаниям возможности ежегодно собирать на рынке “автогражданки” до 2 млрд грн. страховых премий.
    Свидетельство о наличии полиса “автогражданки” будет желтого цвета — чтобы сразу привлекать внимание проверяющих. Оно будет содержать информацию о типе полиса, сроке его действия и коде страховщика и размещаться в специальном кармане, закрепленном в верх­нем правом углу лобового стекла автомобиля. Напомним, что МТСБУ начало работу над спецзнаком еще в сентябре 2005 г. Сложности начались после того, как МТСБУ направило свои предложения на согласование в ГАИ. В Бюро считают, что бывшее руководство ГАИ и МВД долгое время не согласовывало форму и содержание специального знака, так как это означало бы согласие на проведение проверок водителей.
    Наиболее заинтересованы в том, чтобы сотрудники ГАИ непосредственно на дорогах проверяли наличие страхового полиса, 10 компаний, на долю которых приходится 66% договоров страхования “автогражданки”. Среди них наибольшими долями рынка владеют следующие страховщики: “Оранта”, “Княжа”, “Дженерали-Гарант”, “УПСК”, страховая группа “ТАС”.

 
Штрафной допинг

    С момента введения обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (с 01.01.05 г. по 01.01.07 г.) страховщики собрали 860,8 млн грн. Страховые выплаты составили 139,1 млн грн. При этом увеличение объемов собранных страховых премий значительно уступает росту страховых выплат. Если в 2005 г. страховщики собрали 417,1 млн грн. страховых премий, то в 2006 г. всего на 6,4% больше — 443,7 млн грн. Количество проданных в 2006 г. полисов составило 2,503 млн, т.е. на 269 тыс. договоров больше, чем в 2005 г. В то же время в 2005 г. по договорам страхования “автогражданки” компании выплатили 33,1 млн грн., а в 2006 г. — 105,97 млн грн., т.е. на 220% больше. Стремительно растет и количество урегулированных страховых случаев. В 2005 г. этот показатель был равен 6,5 тыс., в 2006 г. — уже 20,1 тыс.
    Страховщики прогнозируют, что если в ближайшее время на дорогах начнут контролировать наличие полисов “автогражданки”, то итоги 2007 г. на рынке страхования ОСАГО могут превзойти прошлогодние в несколько раз. “Я думаю, что в таком случае сборы страховых премий по “автогражданке” увеличатся до конца года в 3-4 раза”, — считает Юрий Лахно, председатель правления СК “Дженерали-Гарант” (г.Киев; с 1992 г.; около 800 чел.). Фактически страховщики не отрицают, что сборы могут превысить 1 млрд грн.
    Впрочем, игра на страхе водителей перед проверками и штрафами ГАИ может оказаться для страховщиков временной мерой. Гораздо большие надежды компании возлагают на принятие поправок в Закон “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств”. Как уже писал БИЗНЕС (см. №6 от 05.02.07 г., стр.40-43), страховщики совместно с МТСБУ подготовили законопроект, которым предлагается отменить полисы сроком действия менее полугода или года. Сегодня же большинство водителей во время прохождения ежегодного техосмотра покупают дешевые полисы сроком действия 15 дней и большую часть года обходятся без страховки. В случае принятия Верховной Радой данных поправок водители будут вынуждены покупать годовые полисы при получении талонов техосмотра, что сделает проверку на дорогах практически невостребованной. Тем не менее отнюдь не все представители страхового рынка соглашаются с тем, что полисы сроком действия менее года должны быть отменены. “Есть водители, которые пользуются автомобилями, например, только в летний период, и мы не можем ущемлять их права. Минимальный срок полиса должен составлять не менее трех месяцев”, — сказал Александр Филонюк.
    Увеличение сборов страховых премий по “автогражданке”, вероятнее всего, изменит ситуацию на страховом рынке. По сути, может оправдаться прогноз, данный специалистами международного рейтингового агентства Fitch Ratings на минувшей неделе. Согласно выводам аналитиков агентства, в 2007 г. сокращение сборов страховых премий, которое продолжается на украинском рынке уже не первый год, прекратится. При этом объем их должен увеличиться, в первую очередь, благодаря росту реального страхования, прежде всего — автострахования.
 
Текст: Юрий Гусев
 

Обзор DEDALINFO