Почитаем прессу

Размер текста
26.12.2006

О страховании в иностранной валюте

Как известно, валютное регулирование (в частности, в страховой сфере) — один из важных рычагов воздействия на экономику любой страны. Проблема валютного регулирования страхового дела давно стоит в ряду требующих разрешения проблем отечественного страхования и привлекает большое внимание российских страхователей, страховщиков, перестраховщиков, а также страховых брокеров и агентов.
 
Во-первых, валютное регулирование отечественного страхования не только неудобно, но даже приносит ущерб российским страховщикам и страхователям. Причем с самого начала восстановления коммерческого страхового дела в России. Отечественные субъекты страховых правоотношений поставлены законодателем в такие условия, что вынуждены нарушать закон. Именно вынуждены. И несколько лет российские страховщики, страхователи, а также коммерческие банки, проводящие валютные расчеты указанных лиц, нарушают валютное законодательство. Регулирование порядка проведения расчетов в иностранной валюте в страховании крайне несогласовано с регламентацией страховых отношений в России вообще. Создается впечатление, что центральный отечественный орган валютного регулирования и валютного контроля — Центральный банк — не знаком с принципами и тенденциями развития страхового законодательства России и, более того, не желает знать о нуждах российских страхователей и страховщиков.
Во-вторых, указанная проблема тесно связана с волнующим российских страховщиков вопросом допуска (де-юре и де-факто) иностранных страховых организаций на российский рынок. Как известно, по условиям подписанного на о.Корфу Соглашения об экономическом сотрудничестве и взаимодействии между Российской Федерацией и странами Европейского Союза (июнь 1994 г.) страховые компании стран ЕС получат право работать на российском рынке страхования, учреждая дочерние компании со 100% участием в капитале с 1999 г. Презюмируется, что до этого времени отечественные страховщики и перестраховщики могут использовать возможность развиваться, увеличивать объемы собственных средств, нарабатывать опыт и обрастать клиентурой, не будучи стеснены конкуренцией в России с иностранными страховщиками. Можно наблюдать самое различное отношение ученых и практиков к вопросу присутствия иностранных страховщиков на российском страховом рынке, однако сторонники даже диаметрально противоположных взглядов единодушны в одном: интересы становления стабильного российского страхового рынка не допускают даже самых малых привилегий для иностранных страховщиков в сравнении с отечественными, соответственно недопустимо и любое ограничение прав российских страховщиков в сравнении с правами страховщиков иностранных.
Протекционизм же в отношении отечественных страховщиков носит в определенной степени декларативный характер. Национальное страхование ограждается от иностранной конкуренции лишь следующими нормами:
1. “С целью защиты формирующегося страхового рынка Российской Федерации в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации “О страховании” установить, что иностранные юридические лица и иностранные граждане вправе создавать страховые организации на территории Российской Федерации только в форме товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. При этом доля участия иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации в совокупности не может превышать 49 процентов” (пункт 5 Постановления Верховного Совета РФ “О введении в действие Закона Российской Федерации “О страховании” от 27.11.92 г.).
2. “Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное” (пункт 4 статьи 8 Закона РФ “О страховании” от 27.11.92 г.).
На практике эти положения благополучно обходятся. Во-первых, иностранные лица вполне могут зарегистрировать на территории России хозяйственные общества различных организационно-правовых форм, а последние, будучи уже российскими юридическими лицами, могут выступить учредителями страховой компании — такая компания, образованная и контролируемая, по существу, иностранными лицами, не будет считаться компанией с участием иностранного капитала. Второе правило обходится совершенно без усилий. Так как нет запрета на функционирование на территории России представительств иностранных страховых организаций вообще, такие представительства могут существовать и представлять интересы иностранных страховщиков — однако они не должны заниматься посреднической деятельностью, связанной с заключением договоров страхования от имени иностранных страховщиков. Проконтролировать это невозможно: вполне достаточно указать местом заключения договора страхования местонахождение иностранного страховщика (и ему же, а не представительству подписать договор).
Тем не менее вышеприведенные нормы несомненно свидетельствуют о стремлении законодателя оградить слабый еще отечественный страховой рынок от непосильной для него конкуренции с располагающими и большими финансами, и многолетним опытом иностранными страховщиками.
Однако в правовых актах, регламентирующих страхование в иностранной валюте, прослеживается совершенно иное отношение к российским страховщикам. Проследим процесс нормотворчества в этой области.
Коммерческое страховое право России переживало свое становление (точнее — возрождение) во время, когда фундамент валютного законодательства был уже заложен: действовали утвержденные Госбанком в мае 1991 г. “Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР”, в октябре 1992 г. был принят Закон РФ “О валютном контроле и валютном регулировании”. Утвердились основные понятия (валюта — иностранная валюта, резидент — нерезидент, текущие операции — операции, связанные с движением капитала, и т.д.) и основные принципы расчетов в инвалюте: расчеты в инвалюте между резидентами в целом запрещены (исключения из этого запрета делаются Банком России), валютные расчеты резидентов в нерезидентами осуществляются без ограничений, если это текущие операции (либо приравненные к ним) и только по разрешению ЦБ РФ — если это операции, связанные с движением капитала и т.д.
Участники страховых правоотношений должны были закономерно подчиниться нормам валютного законодательства, так сказать, “вписаться” в уже уготованную канву валютных отношений резидентов и нерезидентов. Однако специфика правоотношений страхования выталкивает стороны страховых (а также перестраховочных и связанных с таковыми) договоров из общего ряда резидентов и настойчиво заявляет о необходимости специального, особого подхода к регулированию расчетов в иностранной валюте при страховании и перестраховании.
Внешнеэкономическая деятельность отечественных предприятий, растущие потоки выезжающих за рубеж российских туристов и предпринимателей и многие другие последствия падения “экономического железного занавеса” привели к вынесению большого количества российских рисков за рубеж. Российским страхователям по многим видам страхования стало гораздо удобнее и выгоднее получать страховую выплату в иностранной валюте: например, в случае дорожно-транспортного происшествия за границей страхователь-автовладелец мог направить страховые выплаты в инвалюте на покрытие расходов по ремонту автомобиля, лечению, а также по возмещению ответственности за причинение вреда третьим лицам. Это исключило бы убытки страхователя, возникающие вследствие инфляции рубля за срок от заключения страхового договора до получения выплаты. Но получить страховую выплату в инвалюте у российской страховой компании мог (и может) не каждый страхователь-резидент.
В ряде случаев страхование с условием проведения расчетов в иностранной валюте российскому страхователю не только желательно, но и необходимо, и эта необходимость обусловлена международными договорами с участием Российской Федерации. Так, в соответствии с правилами выполнения международных полетов (документы международной организаций гражданской авиации — ИКАО) авиаперевозчик обязан застраховать свою ответственность перед третьими лицами. Ратифицированная Россией Римская конвенция 1952 г. с последующими изменениями и дополнениями позволяет принимающей воздушное судно стране требовать, чтобы договор страхования ответственности авиаперевозчика (т.е. и российского авиаперевозчика) был заключен в иностранной валюте, и такие требования принимающих наши суда стран сейчас вполне резонно обосновываются перманентной инфляцией рубля. Правда, конвенция допускает возможность предъявления авиаперевозчиком и других доказательств — гарантий выплат, могущих возникнуть вследствие причинения вреда третьим лицам. Это может быть и гарантия банка (но получить российскому авиаперевозчику подобную гарантию российского банка — и тем более иностранного — совершенно нереально по целому ряду причин) и некоторые другие, такие же труднодостижимые для авиаперевозчика гарантии.
Обратившись к российскому страховщику с предложением заключить договор страхования с условием расчетов в иностранной валюте, отечественный авиаперевозчик получает отказ: действующее законодательство Российской Федерации запрещает расчеты в инвалюте (а следовательно, и заключение договоров с условием таких расчетов) между резидентами. На подобный отказ наталкиваются и предприятия, направляющие за границу иные транспортные средства (автотранспортные, железнодорожные и пр.) и желающие застраховать как сами средства транспорта, так и свою ответственность за причинение вреда третьим лицам. До 1993 г. в иностранной валюте могли быть застрахованы только интересы российских страхователей-юридических лиц, связанные с экспортно-импортными грузами: Письмо Госбанка СССР от 24.05.91 № 352 “Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР” разрешало использование иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте в расчетах между страхователями-экспортерами и страховыми организациями в случаях, когда услуги по страхованию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями, а также в расчетах со страховыми организациями страхователей (резидентов-импортеров) при доставке грузов в российские морские и речные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей (подпункты “а” и “б” пункта 1 раздела III “Основных положений”). Все иные интересы отечественных страхователей могли быть застрахованы только в валюте РФ.
В январе 1993 г. ЦБ РФ в соответствии с Указом Президента России от октября 1992 г. издает Инструкцию № 11 “О порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории РФ”, где указана сфера использования иностранной валюты получившими на это специальное разрешение ЦБ РФ предприятиями при расчетах со своими клиентами- гражданами. Среди небольшого перечня товаров, работ и услуг, могущих быть реализованными гражданам (резидентам и нерезидентам) на территории России за иностранную валюту, в п. 1.4. Инструкции перечисляются услуги по страхованию. Был введен ограниченный перечень видов страхования, при которых возможны стали законные, не нарушающие теперь валютное законодательство расчеты резидентов в иностранной валюте. Страхователи-граждане получили возможность застраховать в инвалюте: жизнь и здоровье при выезде за рубеж; транспортное средство, если страхователь выезжает на нем за рубеж; багаж, который страхователь-гражданин берет с собой за рубеж; свою гражданскую ответственность как ответственность владельца транспортных средств — при выезде страхователя-гражданина за рубеж; приобретенные ими товары зарубежного производства (п. 1.4. Инструкции № 11).
Указанный перечень по отношению к интересам граждан является исчерпывающим: все иные договоры страхования, заключенные гражданами с отечественными страховыми компаниями на условиях расчетов в иностранной валюте (даже если эти компании являются предприятиями с иностранными инвестициями), недействительны. Однако данный перечень позволил страхователям-гражданам достаточно полно обеспечивать интересы, могущие повлечь для них расходы в иностранной валюте.
Инструкцией был установлен специальный разрешительный порядок, согласно которому российская страховая компания должна получить специальное разрешение ЦБ РФ на право заключать договоры страхования с расчетами в иностранной валюте. И процедура получения такого разрешения достаточно проста.
Названная инструкция разрешила страховать в инвалюте интересы только страхователей-граждан. К сожалению, российским страхователям-юридическим лицам не прибавилось возможности защитить свои страховые интересы, имеющие валютную оценку, с помощью отечественных страховых организаций. В то время, когда гражданин, выезжая на автомобиле за границу, вправе застраховать свою гражданскую ответственность, автомобиль, багаж, наконец, жизнь и здоровье в инвалюте, автопредприятие, направляя свои транспортные средства за рубеж, застраховать свою ответственность в инвалюте не может (хотя ответственность при эксплуатации тяжелых грузовых автомобилей или автобусов может быть гораздо большей, нежели ответственность владельца легкового автомобиля) и вынуждено заключать договор страхования в рублях, что бывает впоследствии очень невыгодно. Столь же неудобно страхователю и страховщику заключение, например, договоров с условием расчетов в рублях при страховании финансового риска по валютным контрактам (при страховании валютных кредитов, торговых контрактов и т.п.), а также других подобных сделок. Российские страховщики, естественным образом, пытаются удержать страхователя, предлагая ему различные схемы страхования (с ежемесячной доплатой страхового взноса, с указанием страховой суммы и страховой премии в инвалюте, а осуществлением расчетов в рублях и т.п.), но любые такие схемы создают определенные неудобства либо становятся невыгодными или для страховщика, или для страхователя. Потому зачастую российский страхователь направляется для разрешения своих проблем к иностранному страховщику — и для этого, как уже говорилось, не обязательно выезжать за рубеж.
Таким образом, в течение всего периода становления коммерческого страхования российские страховщики практически лишены возможности страховать в иностранной валюте интересы отечественных страхователей-юридических лиц, а это наиболее крупные риски — авиационные, строительно-монтажные, финансовые и т.п. Отсюда следует и абсурдная ситуация при перестраховании. Как известно, крупные риски (авиационные и пр.) традиционно перестраховываются за рубежом — зачастую их просто невозможно (да и нежелательно) разместить исключительно на российском рынке. Для расчетов с иностранными перестраховщиками отечественный страховщик, получив рублевую страховую премию, должен покупать валюту. Если же договор страхования заключен в инвалюте в соответствии с Инструкцией № 11 (а это, напротив, гораздо меньшие риски), неудобства и потери могут возникать при перестраховании такого риска у отечественного перестраховщика. Получить валютную перестраховочную премию российскому перестраховщику от российского же страховщика нельзя, так как это — расчеты между резидентами. И страховщику при страховании малых рисков становится удобнее работать с иностранным перестраховщиком, хотя такие риски вполне можно размещать в России. Отмечу для точности, что ст. 2 Раздела III “Основных положений о регулировании валютных операций” позволяет в отдельных случаях проводить расчеты в иностранной валюте между резидентами “с разрешения … центральных банков республик” (т.е. ЦБР). Однако получить такое разрешение крайне затруднительно главным образом потому, что процедура эта весьма длительна, да и нельзя считать разовые разрешения разрешением валютных проблем страховщиков.
В декабре 1995 г. Центральный Банк РФ опубликовал письмо № 216 “О введении в действие Положения Банка России “О порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию” № 32. Данное Положение давно ожидалось российскими страховщиками. Оно содержит подробную регламентацию проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию между страховыми (перестраховочными) организациями (резидентами) и российскими страхователями — как физическими, так и юридическими лицами.
Положением предусмотрена наконец возможность страховать в иностранной валюте интересы российских страхователей-юридических лиц. Перечень интересов резидентов-юридических лиц, могущих быть застрахованными в инвалюте российскими страховщиками, даже шире, чем аналогичный перечень интересов граждан. Видами страхования, допускающими осуществление расчетов в иностранной валюте между юридическими лицами — страхователями и страховщиками, согласно Положению, являются:
1) страхование товаров (внешнеторговых грузов), предназначенных в соответствии с заключенными внешнеторговыми договорами для ввоза на таможенную территорию России либо для вывоза с таковой, в том числе при транзитных перевозках товаров (внешнеторговых грузов) через таможенную территорию РФ;
2) страхование средств наземного, воздушного, речного и морского транспорта, перемещаемых через таможенную границу России и используемых для международных перевозок пассажиров и товаров (включая контейнеры и другое транспортное оборудование), а также для выполнения за пределами таможенной территории России работ специального назначения (рыболовецкие, исследовательские и т.п.);
3) страхование ответственности перед нерезидентами владельцев транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров (включая контейнеры и другое транспортное оборудование), а также для выполнения за пределами таможенной территории РФ работ специального назначения (рыболовецкие и т.п.);
4) страхование от несчастных случаев и медицинское страхование граждан — резидентов, выезжающих из РФ в служебные командировки, а также страхование физических лиц, обслуживающих находящиеся за пределами таможенной границы России транспортные средства, во время исполнения ими своих служебных обязанностей (персонал поездов заграничного сообщения, члены экипажей судов загранплавания и самолетов, совершающих рейсы на международных линиях, водители автотранспортных средств на международных линиях и т.д.);
5) страхование строительно-монтажных работ, гарантийных обязательств и ответственности перед третьими лицами — нерезидентами при строительно-монтажных работах, проводимых за пределами России юридическими лицами — резидентами;
6) страхование строительно-монтажных работ, гарантийных обязательств и ответственности перед третьими лицами — нерезидентами при строительно-монтажных работах, проводимых в России юридическими лицами — нерезидентами, если страхователем является юридическое лицо — резидент;
7) страхование обязательств по экспортным кредитам;
8) страхование наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте при перевозке и хранении;
9) страхование находящегося за пределами России недвижимого имущества, которое относится к недвижимому по законодательству страны его местонахождения, а также ответственности перед третьими лицами — нерезидентами в связи с эксплуатацией находящегося за пределами России недвижимого имущества страхователя — резидента, приобретенного или арендованного страхователем при соблюдении требований законодательства РФ;
10) страхование машин и оборудования, произведенных за пределами России, принадлежащих предприятию, учреждению, организации — резиденту и приобретенных им за иностранную валюту.
Круг интересов граждан, могущих быть застрахованными российскими страховщиками в инвалюте остался достаточно широк и практически не изменился в сравнении с упомянутой Инструкцией № 11 (пункт 1.4).
С выходом рассматриваемого Положения разрешались проблемы и российских перестраховщиков, страховых брокеров, агентов. В Положении урегулирован порядок осуществления расчетов в иностранной валюте по страхованию (перестрахованию) и порядок выполнения банками, обслуживающими страховщиков, функций агентов валютного контроля: предусмотрены несложные процедуры, позволяющие банкам относить валютные платежи субъектов страхования к законным и осуществлять их в установленном порядке (раздел 4).
Положением предусмотрен порядок выдачи страховщикам разрешения Банка России на осуществление расчетов в иностранной валюте по страхованию. Процедура получения такого разрешения страховщиками несколько усложнялась по сравнению с получением разрешения в соответствии с Инструкцией № 11: перед подачей документов в Центробанк страховщик должен был получить “добро” (справку-ходатайство) Росстрахнадзора. Росстрахнадзором были разработаны и опубликованы правила получения страховщиками таких справок и ходатайств. Положением предусматривался порядок предоставления страховщиками отчетности по осуществлению расчетов в иностранной валюте по страхованию (перестрахованию) — раздел 5 Положения.
Согласно Письму ЦБ РФ от 15.12.95 г. № 216, Положение № 32 вводилось в действие с 1 февраля 1996 г. Страховщики готовили документы для представления в Росстрахнадзор и ЦБ РФ. Однако объявленная в прессе “либерализация валютного страхования” так и не наступила: в марте этого года сначала Минюст РФ, а затем Центробанк сообщили, что Положение № 32 от 15.12.1995 г. будет введено в действие специальным решением Банка России. До этого момента страховщикам и страхователям было рекомендовано руководствоваться ранее установленными правилами (т.е. общими нормами валютного законодательства, а также рассмотренной здесь Инструкцией № 11).
По сегодняшний день “специального решения” Банка России нет. Наболевший вопрос российских страховщиков (перестраховщиков и т.д.) не только завис, но и обострился: Положение опубликовано, но работать по нему нельзя.
На этом можно было бы поставить точку, однако любопытно сравнить сегодняшнее положение российских страховщиков с положением иностранных. В то время как ввод в действие необходимого российским страховщикам Положения № 32 откладывается на неопределенный срок, Приказом ЦБ России от 14 апреля этого же года за № 02-94 утверждается Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций (№ 39). Это Положение в ряду прочих позволяет без разрешений ЦБ РФ осуществлять следующие валютные операции: переводы резидентами из РФ “иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам — нерезидентам независимо от страхуемого интереса, а также зачисление на валютные счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о страховании” (п. 1.6. Положения).
О том, что такое разрешение никак не согласуется с политикой ограждения российского страхового рынка, говорить не приходится. Любопытно, что п. 1.6. появляется после того, как Россстрахнадзор Письмом от 13.03.1996 г. за
№ 09/1-20р/24 запретил страховщикам передавать в перестрахование иностранным перестраховщикам (нерезидентам) страховой риск дожития застрахованных (до срока или возраста, установленных договором страхования жизни). Ведь накопительное страхование жизни — это своего рода вклад, и раньше ЦБ РФ относил перевод российскими гражданами страховых премий за рубеж по накопительным видам страхования к капитальным операциям. Теперь же мы наблюдаем совершенно противоположную позицию Центрального банка Росси: Положением № 39 Центробанк прямо приглашает резидентов страховать любые свои интересы в иностранной валюте — но у иностранных страховщиков.
Налицо загадочное, но явное предпочтение страховщикам отечественным страховщиков иностранных. Мотивы этого не вполне ясны, и здесь не место документально недоказуемым предположениям.
 
Л.И.КОРЧЕВСКАЯ,
Ассоциация страхового права, Генеральный директор ООО “Первое юридическое бюро”
 

Обзор DEDALINFO