Почитаем прессу

Размер текста
24.10.2006

Подобру-поздорову

Внедрить в Украине обязательное медицинское страхование для населения, видимо, удастся еще не скоро. И соответствующий законопроект в его нынешнем варианте Верховная Рада не примет, уверены эксперты. Напомним, что на прошлой неделе в Киеве состоялась первая Всеукраинская конференция «Медицинское страхование», на которой и поднимался вопрос о целесообразности принятия законопроекта «О финансировании здравоохранения и медицинском страховании» №2192 от 19.09.2006 г.
Лига страховых организаций Украины (ЛСОУ), принимавшая участие в мероприятии, которая включает более 100 страховых компаний, заявила, что она не поддерживает данную законодательную инициативу.
Как сообщил изданию «СЕЙЧАС» президент Украинского медицинского страхового бюро Виктор Нонка, данный законопроект не поможет реформировать систему медицинского страхования, а, наоборот, только остановит добровольное медицинское страхование. «Я не думаю, что нынешний состав Верховной Рады примет этот документ. Во всяком случае, надеюсь на это, - сказал он. - Основная часть наших депутатов - это люди бизнеса, понимающие, что к прежним способам управления возврата нет».
Начальник управления личного страхования СК «Кредо-Классик» Екатерина Фастыковская сообщила изданию «СЕЙЧАС», что, по ее мнению, законопроект об обязательном медицинском страховании рано или поздно будет принят, однако в другом виде. «Его примут после доработки, - сказал она. - В частности, необходимо точно определить, какой объем медицинской помощи будет финансироваться со стороны государства, а какой - оплатят страховые компании».
По мнению г-на Нонки, новый документ ничем не отличается от предыдущего, предложенного в 2003 году Игорем Франчуком и отклоненного парламентом. Он не учитывает интересы ни населения, ни медицинских учреждений, ни страховых компаний, считает эксперт. «Законопроект, о котором идет речь, предусматривает создание Государственной медицинской страховой организации, которая будет аккумулировать все средства, поступающие от страхования, - объяснил специалист. - То есть, по сути, мы имеем дело с крупным монополистом, в принцип действия которого заложен пресловутый советский накопительный подход».
Напомним, что если законопроект примут, то для его реализации и будет создана эта госструктура. Согласно положениям документа, в полномочия Государственной страховой медицинской организации входит распоряжение страховыми взносами, разработка стандартов качества медицинских услуг, внедрение программ обязательного медстрахования и пр. А через три года к этой сфере услуг предлагается подключить и коммерческие страховые компании, занимающиеся обязательным и добровольным видами страхования.
В настоящий момент ЛСОУ готовит собственный вариант законопроекта, который должен учесть все негативные стороны существующего. По словам г-на Нонки, в нем будет исключена возможность создания фонда-монополиста. Вместо него на рынке будут работать, конкурируя между собой в сфере предоставления соответствующих услуг, частные страховые и вновь созданные муниципальные компании. «Наш законопроект не требует ни копейки бюджетных средств. Компании, работающие на рынке, сами будут обслуживать этот процесс, - отметил г-н Нонка. - Тогда в силу вступят рыночные законы, а не распределительные законы плановой экономики. Ведь медицинские услуги - это экономические категории, которые должны иметь стоимость и регулироваться механизмами современного рынка».
Напомним, что проект Закона №2192 предусматривает введение с 2008 года обязательного медицинского страхования для украинцев. Суммы страховки будут оплачивать работодатели, органы местного самоуправления, фонды социального страхования и Пенсионный фонд. Ежемесячный страховой взнос на одного работающего человека составит 6% прожиточного минимума (в настоящее время - 505 грн. - «СЕЙЧАС»), то есть 30,3 грн. При этом страхование несовершеннолетних детей сотрудников оплатит также работодатель. Таким образом, медстраховка станет своеобразным дополнительным налогом, поступающим в госфонд-монополист.
Помимо этого, законопроектом предусмотрено сохранение бюджетного финансирования защищенных государством медицинских программ: туберкулез, ВИЧ/СПИД, неотложная помощь, роды и др.
Следует отметить, что в странах Европы процент отчислений на обязательное медицинское страхование рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника: во Франции - 19%, Нидерландах - 19%, Польше - 7,5%. При этом ситуация здесь не радужная: во Франции страховка, хотя и является обязательной, не покрывает все расходы на врачебную помощь, в связи с чем 95% французов вынуждены покупать дополнительный страховой полис. В этой стране обязательную медицинскую страховку осуществляют независимые страховые организации, находящиеся под государственным контролем. Страхование оплачивает работодатель. При этом, имея среднюю зарплату EUR1740, работодатель платит около EUR400 в страховой фонд. Бюджет такого фонда состоит на 62% из социальных сборов, на 36% - из общих социальных взносов, на 2% - из налогов на потребление продукции, представляющей риск для здоровья (алкоголь, табак и др.).
 
Главное
 
По мнению специалистов, обязательное медицинское страхование населению пока «не грозит». Законопроект, касающийся охраны здоровья и медицинского страхования, требует существенной доработки, особенно по части рыночных методов регулирования медстрахования. Следовательно, представители данной сферы надеются на его отклонение. Однако если данная инициатива таки найдет поддержку в стенах парламента, работодателям не избежать обязательной «повинности» в виде 30,3 грн. на одного сотрудника ежемесячно. Суммы страховки должны оплачивать работодатели, органы местного самоуправления, фонды социального страхования и Пенсионный фонд. Главное - чтобы в обязательная страховка покрывала все расходы на врачебную помощь, и застрахованному не пришлось приобретать дополнительный полис.
 
Татьяна МАТЫЧАК
 

Обзор DEDALINFO