Почитаем прессу
Экстремальные выплаты
Все прекрасно понимают, что интересы страховых компаний и их клиентов далеко не всегда совпадают. С одной стороны, никто не заинтересован попасть в аварию, с другой — мало кто желает оплачивать чужие убытки, особенно на крупные суммы.
Судя по официальной статистике, отношения страховщиков и клиентов сложно назвать дружественными. Как утверждают в Моторно-транспортном страховом бюро, в 2011 году в половине случаев срок получения страховых выплат превышал год. Хотя с момента подачи всех необходимых документов, страховщики обязаны выплатить возмещение в течение 3 месяцев. Не говоря уже о том, что зачастую срок подачи бумажек может существенно затянуться в интересах страховщика: неправильно оформлены документы, якобы независимый эксперт все никак не подсчитает размер убытков и т.д.
Хуже всего то, что в 2012-ом получить возмещение от страховщиков станет еще сложнее. В последние годы количество недовольных страховыми компаниями стремительно растет. По данным МТСБУ, в 2010-ом 68% всех жалоб пришлось на несвоевременные выплаты. В 2011 цифра существенно подросла. Уже 80% всех претензий относится к затягиванию платежей. И, по всей видимости, в скором времени приблизится к 100%.
Благодаря повышению стоимости полисов страховщики смогли собрать неплохой урожай. Сумма полученных платежей увеличилась в прошлом году на 33,3%. Тогда как выплаты — на 27,1%. И теперь наступает момент, когда выплаты начнут расти опережающими темпами, тогда как премии, наоборот, существенно замедлят рост.
Вполне возможно, что очень скоро на страховом рынке появятся новые банкроты. Среди членов МТСБУ 11 компании не могут выполнить обязательства перед клиентами в более чем в половине случаев. Еще 34 не смогли провести выплаты по 10-20% страховым событиям.
Недавно один страховщик уже лишился права продавать автогражданку. Страховая компания «Добробут» слишком увлеклась демпингом, продавая дешевые полисы со скидкой 50%, что в итоге закончилось проведением аудита по инициативе МТСБУ. Проверяющие выявили недостатки в работе компании, хотя и не стали ставить под сомнение ее платежеспособность. Тем не менее, Нацкомфинуслут не позволила «Добробуту» заниматься продажей полисов автогражданки.
В прошлом году этого права лишились «Украинская экологическая страховая компания» и «Инвестсервис», тоже обвиняемые в демпинге. Едва ли в 2012-ом «Добробут» останется в гордом одиночестве.
Личный счет провел анализ судебных разбирательств страховых компаний с клиентами в 2011 году. Рассматривались только претензии по автогражданке в киевских судах. И как оказалось, «Украинская экологическая страховая компания», «Инвестсервис» и «Добробут» далеко не лидеры как по проигранным суммам клиентам, так и по количеству судебных дел. Справедливости ради заметим, что многие суды наверняка получат свое продолжение в апелляции и вполне возможно, что количество проигранных дел сократится. Кроме того, далеко не всегда дела попадают в Единый реестр судебных решений. Посему результат нашего исследования нельзя воспринимать как истину в последней инстанции, хотя определенные выводы сделать все-таки можно.
Ну, например, что некоторые страховщики предпочитают вообще не судиться по мелочам, дабы не привлекать к себе внимание общественности, но если речь идет о крупных выплатах, то здесь возникают серьезные проблемы. Так что когда МТСБУ говорит о компаниях, у которых не урегулированы 10-20% дел с клиентами, необходимо еще учитывать размеры возмещений. Забавно, что МТСБУ тоже нередко судится с клиентами страховых компаний. И не всегда успешно.
Прямая противоположность любителям оспорить крупные выплаты — СК «Оранта». Один из крупнейших страховщиков, лидер автогражданки, предпочитает размениваться по мелочам. У компании наибольшее количество проигранных дел, хотя средняя сумма одного разбирательства относительно невелика. Нередко с ней судятся, добиваясь возмещения морального ущерба на 2,5 тыс. грн.
Разумеется, в этом нет ничего удивительного. Чем больше компания, тем чаще у нее возникают конфликты с клиентами. Это вполне естественно. Но как тогда объяснить весьма активную судебную деятельность далеко не самых крупных страховщиков, например, «Городской страховой компании» или «ИнтерТрансПолис». Ни ту, ни другую компанию не назовешь лидерами автогражданки. По количеству собранных премий «Городская страховая компания» занимает 20 позицию в рейтинге журнала Insurance TOP, а «ИнтерТрансПолис» и вовсе на 28-ом месте.
Но больше всего удивляют лидеры нашего рейтинга. Компания «Брокбизнес» тоже не попадает в 20-ку страховщиков по размеру по размеру собранной премии о автогражданке., но зато показывает запредельный результат по суммам, фигурирующим в судебных разбирательствах. А вот «ПРОСТО-Страхование» как раз таки относится к лидерам автогражданки. И собирая на порядок меньше премий, чем «Оранта», умудрилась проиграть 6 дел за год, да еще на сумму свыше 179 тыс. грн. Хотя некоторые компании из первой пятерки либо вообще не судились со своими клиентами, либо проиграли им символические суммы.
В МТСБУ обещают, что ужесточат требования к страховым компаниям, продающим полисы автогражданки. Чем больше будет претензий к страховщику со стороны клиентов, тем меньше он сможет продавать полисы автогражданки. Таким компаниям будут урезаны квоты на страховые полисы. Лишь бы борьба МТСБУ за качество страховых услуг не превратилась в войну а-ля пчелы против меда. Ведь бюро, существующее за взносы страховщиков, тоже не заинтересовано в сокращении количества компаний, занимающихся автогражданкой.
Сколько отсудили клиенты у страховых компаний в 2011 году*
№ |
Страховая компания |
Кол-во проигранных дел |
Общая сумма проигранных дел, грн. |
Макс. Сумма проигранная в одном из судебных разбирательств, грн. |
Средняя сумма одного проигранного дела, грн. |
1 |
Брокбизнес |
2 |
24 004 |
153 123 |
12 002 |
2 |
ПРОСТО-страхование |
6 |
179 218 |
112 348 |
29 870 |
3 |
Провидна |
4 |
163 064 |
101 601 |
40 766 |
4 |
Городская страховая компания |
6 |
119 351 |
26 040 |
19 892 |
5 |
Интер транс Полис |
5 |
94 374 |
25 359 |
18 875 |
6 |
ОРАНТА |
8 |
90 844 |
39 236 |
11 356 |
7 |
Украинский Страховой Дом |
4 |
89 728 |
26 136 |
22 432 |
8 |
НОВА |
3 |
73 754 |
28 009 |
24 585 |
9 |
Украинская экологическая страховая компания** |
3 |
55 787 |
25 594 |
18 596 |
10 |
Страховая группа "ТАС" |
2 |
54 238 |
53 906 |
27 119 |
11 |
Украинская страховая группа |
4 |
50 315 |
25 500 |
12 579 |
12 |
Партнер |
3 |
45 187 |
21 247 |
15 062 |
13 |
Галактика |
2 |
41 774 |
24 004 |
20 887 |
14 |
Европейский страховой альянс |
5 |
41 698 |
14 284 |
8 340 |
15 |
Добробут** |
2 |
39 322 |
24 799 |
19 661 |
16 |
Альфа Гарант |
2 |
38 980 |
27 983 |
19 490 |
17 |
Инвестсервис** |
2 |
29 499 |
25 500 |
14 750 |
18 |
Страховой капитал |
1 |
26 203 |
26 203 |
26 203 |
19 |
Укоопгарант |
1 |
24 990 |
24 990 |
24 990 |
20 |
Украинский страховой стандарт |
1 |
22 587 |
22 587 |
22 587 |
21 |
Украинская транспортная страховая компания |
1 |
21 511 |
21 511 |
21 511 |
22 |
Инкомстрах |
1 |
20 600 |
20 600 |
20 600 |
23 |
ГРАВЕ Украина |
1 |
17 762 |
17 762 |
17 762 |
24 |
Глобус |
1 |
10 721 |
10 721 |
10 721 |
25 |
ОСТРА |
2 |
9 302 |
8 458 |
4 651 |
26 |
Спектр |
1 |
5 448 |
5 448 |
5 448 |
27 |
Илльичевское |
1 |
3 993 |
3 993 |
3 993 |
28 |
ИНГО Украина |
1 |
2 550 |
2 550 |
2 550 |
29 |
Первая |
1 |
2 550 |
2 550 |
2 550 |
30 |
АХА Украина |
1 |
1 241 |
1 241 |
1 241 |
31 |
Ви Єй Би Страхование |
1 |
1 767 |
1 767 |
1 767 |
32 |
Гарант Авто |
1 |
1 384 |
1 384 |
1 384 |
*Результаты судебных заседаний киевских судов, по данным реестра судебных решений
**Лишены права продавать автогражданку
Дмитрий Метелкин.
«Личный счет», №3, 2012, с.38-39.
-------------
P.S. Рейтинг страховых компаний Украины по ОСАГО