Почитаем прессу

Размер текста
17.10.2012

Виртуальная защита

К 2015 году объем продаж онлайн-полисов достигнет нескольких миллиардов гривен.

В ноябре этого года депутаты должны принять новый закон о страховании, проект которого уже прошел первое чтение. Этим документом впервые закрепляется право страховых компаний заключать договоры с клиентами как в бумажной, так и в электронной форме. По словам зампредседателя совета Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александра Залетова, этот документ узаконит применение электронной цифровой подписи в договорах страхования, тем самым дав «зеленый свет» массовым продажам электронных полисов. И к 2015 году доля премий по электронным страховкам в общих сборах может вырасти до 5-10%, прогнозирует Залетов.

А если в 2013 году будет принят еще и закон об электронной коммерции, позволяющий заключать электронные контракты без применения цифровой подписи, то доля «виртуальных» страховок в премиях страховщиков может вырасти до 50%.

Частные случаи

«В этом году я поддалась на уговоры и впервые купила электронный полис. Автостраховка у меня уже была, поэтому купила защиту недвижимости», — рассказывает президент ЛСОУ Наталья Гудыма. На оформление ушло 20 минут вместо привычных двух-трех часов, и г-жа Гудыма получила договор с отсканированной подписью и печатью страховщика. Но, несмотря на легкость оформления, она признает: электронные полисы только начинают появляться в Украине.

Один из крупнейших страховщиков — СК «Оранта» — в числе пионеров рынка онлайн-страхования. Чаще всего в «Оранта-Онлайн» приобретают ОСАГО

Из 444 рисковых страховых компаний виртуальные страховки пока предлагают не более десяти. Среди них — «Оранта», «АСКА», «АХА Страхование», «Инго Украина», «PZU Украина», «ТАС». Сумма собранных «электронных» премий, по данным ЛСОУ, в прошлом году не превысила и 0,1% от общих сборов. В абсолютных цифрах это около 18 млн. грн. С учетом, что еще более десяти страховщиков планируют выйти на рынок онлайн-полисов в ближайшее время, к 2015 году общая стоимость проданных через интернет страховок может составить около 1,5-2 млрд. грн.

«Сегодня мы продаем в основном унифицированные полисы, где не нужны индивидуальные расчеты программ. Это — ОСАГО, полисы «Зеленая карта», КАСКО, страхование недвижимости», — рассказывает генеральный директор «Оранта-Онлайн» Евгений Редька. По его словам, в продажах лидирует «автогражданка» как обязательный и наиболее стандартизированный вид страхования. Клиент может самостоятельно рассчитать на сайте страховщика стоимость полиса и совершить покупку. Далее по популярности следуют полисы страхования недвижимости и туристические страховки. «Уверен, такой канал, как онлайн-продажа, станет популярным уже в ближайшие год-два», — прогнозирует Дмитрий Скляренко, начальник управления рекламы СК «Гарант-Авто», которая планирует вскоре выйти на рынок онлайн-страхования. 

В целях экономии

Продажа полисов посредством электронных каналов позволит страховщикам отказаться от бланков строгой отчетности для полисов ОСАГО, тем самым сэкономив сотни миллионов гривен, которые тратятся на такие бланки ежегодно. 

Но чтобы электронные полисы стали простым и понятным финансовым продуктом, на развитие IT-систем и создание баз данных необходимо потратить 100-150 млн. грн. «Новое программное обеспечение или покупка существующих разработок и адаптация их «под себя», плюс потребность в единой базе данных (например, по ОСАГО) и ее адаптация к базам ГАИ, МВД — это серьезные сдерживающие факторы в период, когда рынок стагнирует и практически все СК пытаются сокращать расходы», — говорит начальник управления рекламы СК «АСКА» Дмитрий Калишевский. «АСКА» одной из первых стала продавать электронные полисы в Украине и даже добилась разъяснений госорганов по поводу правомерности использования электронной подписи в договорах страхования.

Смогут страховщики уменьшить расходы и на посредников. На страховых агентов в среднем приходится 35% продаж всех страховок рисковых компаний и около 70% страхования жизни. Уменьшив расходы на агентов, а также на бумажные процедуры, страховщики смогут сократить до 30% издержек.

Татьяна Павлюченко

Источник: Инвестгазета
 

Обзор DEDALINFO