Почитаем прессу

Размер текста
02.04.2013

Практика защиты внутреннего рынка достаточно распространена в мире

Как введение спецпошлин повлияет на развитие украинского автопрома?

— Повышение пошлин должно создать экономические предпосылки для развития в стране производства тех марок, которые сегодня импортируются. По нашим прогнозам, к 2020 году объем продаж на отечественном рынке достигнет 734 тыс. автомобилей в год. Сегодняшние производственные мощности составляют 420 тыс., а значит, появляется потенциал для выпуска еще 300 тысяч. Эту долю рынка могут занять пять-шесть крупных производителей, выпускающих автомобили не только для Украины, но и для других стран. Применение специальных мер открывает возможности для выпуска новых моделей и марок, это станет толчком к повышению привлекательности объекта для иностранных инвесторов. С учетом этого, наш завод — "Еврокар" — планирует осуществить запуск полномасштабного (CKD) производства, нарастив объемы производства легковых автомобилей до 100 тыс. в год. В случае реализации, такие перспективы обеспечат увеличение загрузки мощностей, полномасштабный формат производства и повышение уровня локализации, что в свою очередь приведет к созданию новых рабочих мест.

— Украину обвиняют в том, что спецпошлины идут в разрез с общим духом ВТО? Применяют ли такие механизмы другие члены организации?

— Практика защиты внутреннего рынка путем повышения импортных пошлин достаточно распространена в мире. Большинство стран ВТО используют этот инструмент с целью поддержки национального производителя. Так, импортная пошлина на легковые автомобили составляет в Китае — 25%, Бразилии — 35%, Индии — 105%. В Китае местные производители обязаны использовать определенный процент комплектующих, выпущенных в стране. Китайское правительство требует проводить научные исследования и разрабатывать технологии, обучать местный персонал. Ввозная пошлина существует и в США — в размере от 5% до 13%. Мощно поддерживают свой автопром Россия, Бразилия и Мексика. Оказывается поддержка и производителям в Западной Европе. Только концерн PSA (Peugeot Citroen) получил от правительства Франции 7 млрд. евро. Наиболее актуальным и близким примером для Украины может быть Россия, куда благодаря применению приемлемых с инвестиционной точки зрения подходов к промышленной сборке пришли ряд мировых автопроизводителей. Российская Федерация добилась от иностранных инвесторов гарантий размещения более $5 млрд инвестиций в автомобилестроение до 2015 года и производства не менее 2 млн. автомобилей в год. В стране появились возможности для организации выпуска двигателей, комплектующих, создания отраслевых научно-исследовательских и образовательных центров.

— Как можно привлечь инвесторов в Украину?

— Делать это следует не за счет внутреннего рынка, а с помощью предложения выгодных экономических и законодательных условий. В Украине уровень затрат на оплату труда на порядок ниже, чем в странах ЕС, при этом квалификация персонала достаточно высокая. Если мы сможем гарантировать стабильную инвестиционную и законодательную среду, используем эксклюзивное выгодное географическое положение Украины, можно будет говорить о существенных конкурентных преимуществах. Украина имеет соглашение о свободной торговле с СНГ и РФ, где взимается нулевая пошлина при условии соответствия критерию более 50% добавленной стоимости. Этот рынок играет стратегическую роль в бизнес-планах всех мировых производителей. Украину можно позиционировать в качестве внешней производственной площадки как для стран ЕС (в контексте подписания соглашения о зоне свободной торговли), так и для СНГ, и для РФ.

Импортеры заявляют, что для создания производства они должны иметь возможность сбыта своей продукции в объеме не менее 100 тыс. единиц в год. А у нас весь рынок —200 тыс.

— Если в данном контексте речь идет исключительно о внутреннем рынке, то в первую очередь необходимо стимулировать спрос путем повышения платежеспособности населения. Есть два фактора влияния. Первый — стабильность и рост доходов населения — это производная от наличия рабочих мест, сохранение и увеличение числа которых, собственно, и является смыслом введения спецпошлин. Второй фактор — это рычаги стимулирования. К ним могут относиться, например, компенсации ставок по потребительским кредитам, а также ставок по кредитам производителям, система утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, то есть стимулирование замены старых автомобилей на новые. Не надо забывать и о том, что по количеству автомобилей на душу населения (158 на тысячу жителей по данным 2011 года) Украина в разы отстает от стран ЕС, а, следовательно, есть большой отложенный спрос. Многие, хотя далеко не все меры уже заложены как в проекте программы развития легкового автопрома до 2020 года, так и правительственной программе активизации экономики на 2013-2014 годы. Остается только надеяться, что меры, записанные в программном документе, будут претворены в жизнь.

— Многие импортеры не желают выпускать свои автомобили на существующих украинских автозаводах, опасаясь за качество автомобилей. Почему Hyundai и Skoda не боятся это делать?

— Низкое качество автомобилей украинского производства (сборки иностранных брендов) — это своего рода миф. Ни один иностранный производитель мирового масштаба не станет инвестировать и давать разрешение на производство своей марки на украинском заводе, не организовав и не используя систему контроля качества продукции. В большинстве мировых компаний такие системы являются горизонтально-интегрированными и действуют во всех странах мира по единому корпоративному стандарту. Если говорить о "Еврокаре", то у нас есть как внешний, так и внутренний аудит. Компания постоянно проходит проверки качества, результаты которых оперативно поступает группе Volkswagen. Автомобили, произведенные в Украине, в полной мере отвечают стандартам качества, как чешского производителя, так и концерна Volkswagen. Так что ни о каком несоответствии речи быть не может, система абсолютно прозрачна

Интервью взял Андрей Леденев
Источник: Коммерсантъ-Украина
Всё по теме: Авторынок
 

Обзор DEDALINFO