Почитаем прессу

0
Размер текста
13.05.2013

Под льготы не подкопаться

Предложено ввести мораторий на отмену налоговых преференций аграриям.

Правительству будет сложно убедить парламент в необходимости отмены или урезания налоговых льгот аграриев. В Партии регионов уже отрицательно отреагировали на такое намерение Миндоходов и предложили ввести мораторий до 2018 года на пересмотр налоговых преференций. Представители аграриев поддерживают инициативу, но отмечают, что налоговую поддержку малых сельхозпредприятий следует сохранить даже после 2018 года, когда аграрии должны начать платить НДС в госбюджет.

Аграрии получили поддержку в виде внесенного депутатом Олегом Царевым (Партия регионов) законопроекта N2959 о введении запрета до 1 января 2018 года на ограничение прав и сокращение налоговых льгот сельскохозяйственных товаропроизводителей и аграрных предприятий. Согласно Налоговому кодексу, льготный режим уплаты НДС заканчивается именно через пять лет — сейчас налог не платится в госбюджет, а остается в распоряжении аграриев. Кроме того, отрасль вместо ряда налогов — например, на землю и прибыль — платит фиксированный сельскохозяйственный налог (ФСН).

Депутатское предложение ввести мораторий на пересмотр этой системы льгот фактически является реакцией на намерение правительства пересмотреть налоговые льготы. "Этот законопроект должен стать сигналом для министерства, что не только аграрии, но и депутаты против отмены льгот,— заявил "Ъ" господин Царев.— Сейчас их пересматривать нельзя. В прошлом году аграрии понесли колоссальные потери из-за аномальной засухи, которые оцениваются в 1 млн грн с каждой 1 тыс. га".

Пересмотр льгот заложен в президентский национальный план реализации реформ на 2013 год и программу Кабмина по активизации экономики на 2013-2014 годы. Министр доходов и сборов Александр Клименко неоднократно заявлял о процессе инвентаризации льгот вместе с Минфином и Минэкономразвития. Одними из вариантов реформирования преференций может стать введение НДС в размере 7% и пересмотр ФСН, ставка которого платится в привязке к нормативной денежной оценке земли за 1995 год.

В Миндоходов хотят ежегодно индексировать ставку ФСН и ввести ее дифференциацию для разных видов производства (см. "Ъ" от 23 апреля). При этом министр обещал, что без участия аграриев пересмотр не произойдет, а этот вопрос будет рассмотрен на первом заседании инвестиционного совета, созданного при ведомстве, в конце мая—начале июня. "Наша позиция не изменилась. Мы пересматриваем льготы",— заверил собеседник "Ъ" в министерстве. По оценке Миндоходов, рост суммы предоставленных льгот по НДС не отвечает динамике увеличения объемов производства — с 2007 года темпы составляли 40% и 20% соответственно (кроме урожайных 2008 и 2010 года). В Минфине при согласовании предложения Минагрополитики о сохранении льготы по НДС в проекте прогнозов госбюджета на 2014-2015 годы ранее заверили, что не намерены менять нормы Налогового кодекса до 2018 года (см. "Ъ" от 17 апреля).

По информации Олега Царева, в 2005-2011 годах средняя рентабельность производства зерновых культур составляла 14,7%, а процентная ставка гривневого кредитования — 14,6%. То есть, по его мнению, прибыльность аграрного бизнеса даже с учетом льгот покрывает лишь стоимость привлечения кредитов. Поэтому отмена льготы по НДС приведет к сокращению рентабельности до 3-5%. При этом прямая господдержка аграрного сектора в 2013 году по сравнению с предыдущим годом снизится втрое — до 872 млн грн. "Моя инициатива не означает, что ничего не нужно менять. С помощью таких льгот минимизируется налогообложение, и я понимаю господина Клименко,— говорит господин Царев.— Но за пять лет мы должны разработать механизмы противодействия схемам — то ли это будет 7-процентный НДС, то ли еще что-то, пока сказать сложно".

Представители профильных ассоциаций поддерживают мораторий, поскольку неоднократно высказывали такое предложение и президенту, и парламенту. По словам главы Аграрного союза Геннадия Новикова, последний раз идея введения моратория была одобрена 25 апреля на Национальном аграрном форуме в Харькове. "Несмотря на то что в кодексе четко прописано действие льгот до 2018 года, законы у нас не соблюдаются. Поэтому такая поправка очень важна,— добавляет господин Новиков.— Сейчас происходит эксперимент по типу: давайте уберем одно колесо у машины и посмотрим, будет ли она работать на трех, а государство пока сэкономит на покрышке". "Когда из ниоткуда возникают предложения отменить льготы, я поддерживаю введение моратория",— говорит глава Совета предпринимателей при Кабмине Леонид Козаченко. Он намерен на первом заседании инвестиционного совета при Миндоходов просить не лишать аграриев НДС, поскольку этот налог легко администрировать и проверять. Однако по окончании действия моратория льготный налоговый режим в полном объеме должен сохраниться лишь для малого бизнеса как менее защищенного в сравнении с крупными вертикально интегрированными производствами, считает господин Козаченко.

В парламентской оппозиции поддерживают не саму идею моратория, а необходимость выполнения нормы Налогового кодекса — льготный порядок должен быть сохранен до 2018 года. "Нужны не противники и защитники, а простое выполнение закона, и мы будем отстаивать интересы аграрного бизнеса и сохранение этого порядка",— категоричен заместитель главы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Сенченко ("Батькивщина"). Преференции — недостаточная мера поддержки, необходимы льготные кредиты под 3-5% годовых, а не под 25%, считает он.

В Партии регионов неоднозначно относятся к инициативе коллеги. Глава комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Верховной рады Григорий Калетник выступает против принятия моратория. "Для некоторых субъектов хозяйственной деятельности в аграрном секторе режим следует изменить, особенно для крупных экспортеров, которые, кроме выращивания подсолнечника, рапса и пшеницы и вывоза этого сырья, ничем другим не занимаются. А на этом сырье должна работать наша хлебопекарная, кондитерская, молочная, масложировая промышленность, чтобы давать доходы в бюджет. Деятельность таких сельхозпредприятий не приносит ничего, кроме вреда",— категоричен господин Калетник.

Помимо пересмотра льготного режима налогообложения, он намерен настаивать на увеличении налоговой нагрузки. Глава комитета разработал законопроект, который предусматривает уплату 80 грн с 1 га пашни за пределами населенных пунктов, чтобы полученные средства вкладывались в их социальную инфраструктуру. "Еще одна причина, по которой нужно пересматривать режим,— отсутствие социальной нагрузки на сельхозпредприятия. Есть такие компании, которым жаль и 1 грн потратить на развитие, строительство школы или детского сада в селе",— возмущен Григорий Калетник. Ранее он подавал законопроект о введении 1-процентного сбора от нормативной денежной оценки за пользование землей сельскохозяйственного назначения (см. "Ъ" от 17 февраля 2012 года). Документ рекомендовали к принятию, но потом отозвали.

Наталья Непряхина   

Источник: Коммерсантъ-Украина
 
Почитаем прессу
Опубликовать

КОММЕНТАРИИ (0)


Обзор DEDALINFO