Почитаем прессу

Размер текста
04.06.2014
Фото Matt Lutton для Fоrbes Украина
Фото Matt Lutton для Fоrbes Украина

Зачем серб построил агрохолдинг в Украине

Богатейший серб по версии американского Forbes — Миодраг Костич за семь лет построил одну из самых эффективных сельскохозяйственных компаний в Украине. Чему стоит поучиться у основателя MK Group украинским агробаронам?

Весенним утром 2006 года серб Желько Эрцег осматривал будущие поля компании «Агро Инвест». В Украину Эрцег прилетел по заданию белградского миллионера Миодрага Костича, который решил создать здесь новый агрохолдинг. «Едем в машине с местным чиновником, а по сторонам  – только леса и сорняки в полтора метра высотой,  – вспоминает глава наблюдательного совета «Агро Инвест» Эрцег.  – Я спросил, когда мы доедем до полей. Мне объяснили: вот же они! Эти поля никто не обрабатывал более 15 лет».

Для агронома со стажем Эрцега это был шок, для его шефа Костича  – очередной вызов. Сегодня растениеводческий холдинг «Агро Инвест» арендует 40 000 га в Киевской, Винницкой, Черкасской и Житомирской областях. Его выручка по итогам 2013?го составила 23 млн евро.

Украинская компания  – это лишь часть бизнеса принадлежащей Костичу МК Group, оборот которой еще в 2010 году превысил 600 млн евро. Группа зарабатывает на производстве сахара, зерна, мяса, торговле и отельном бизнесе. В 2013?м американский Forbes оценил состояние Костича в 234 млн евро. 54?летний бизнесмен лидирует в рейтинге богатейших жителей Сербии и занимает третье место в списке самых богатых граждан стран бывшей Югославии.

В украинские поля Костич инвестировал свыше $50 млн. Он едва ли не единственный иностранный бизнесмен, который занялся здесь агробизнесом в таких масштабах. Львиная доля зарубежных денег в украинском сельхозсекторе  – это средства инвестиционных фондов вроде NCH Capital, SigmaBleyzer либо фермеров из Бельгии, Германии и Голландии, создавших в Украине хозяйства на 2000–5000 га. В ближайшие годы Костич намерен увеличить количество земли в обработке до 100 000 га. Он уверен, что «Агро Инвест» станет новым локомотивом его бизнес?империи.

Уроженец сербского города Врбас Костич в детстве увлекался футболом и даже подумывал о карьере профессионального футболиста. Поступив на экономический факультет университета в городе Нови?Сад, от этой затеи он отказался  – много времени занимала учеба.

Поработать наемным сотрудником ему не довелось. Первая и единственная попытка устроиться на госпредприятие  – один из заводов продовольственной корпорации Carnex  – не увенчалась успехом: соискателю без опыта работы отказали. Дело было в 1983?м. «Спустя 28 лет я купил эту компанию»,  – улыбается Костич. Молодой человек решил основать собственный бизнес. «Я хотел быть хозяином своего времени»,  – объясняет он.

В 1984 году 25?летний Костич занял денег у матери и открыл во дворе родительского дома небольшой цех по производству кукурузных палочек. Долг семье молодой предприниматель отдал за пару месяцев  – рентабельность бизнеса достигала 300%. Не прошло и года, как на предприятии у Костича работали уже более 30 человек.

«Я купил машину Opel Senator  – по тем временам то же самое, что сегодня Bentley,  – вспоминает Костич.  – Второе такое авто во Врбасе было у директора огромного аграрного центра с 12 000 сотрудников».

Праздник длился всего три года  – сосед написал донос, начались проверки, предприятие закрыли. Для Костича эта неудача обернулась новой возможностью. В 1989?м бизнесмен открыл в городе Нови?Сад фирму МК Commerce, торговавшую сельхозпродукцией, в основном сахаром. К 1995?му она стала крупнейшей частной компанией в Сербии.
 
Широкий размах


 
В начале 2000?х Костич переключился с торговли на производство. «Мне это ближе,  – рассказывает он.  – В торговле постоянно нужно держать руку на пульсе, иначе все рухнет. В производстве достаточно наладить процессы, затем можно сосредоточиться на стратегии». В 2001 году бизнесмен обзавелся первыми 2500 га, с 2002?го стал приобретать сахарные заводы. Купил сразу четыре. «Я считал: достаточно и одного, но Костич заявил, что смотреть нужно шире»,  – вспоминает директор юридического департамента МК Group Йован Пурap. Торговые и производственные активы объединили в холдинг MK Group.

«Костич  – человек с фундаментальным образованием, как экономист он понимает и взвешивает все риски»,  – характеризует хозяина MK Group его давний знакомый Любомир Мудрич, председатель правления и генеральный директор группы компаний Lauffer.

В модернизацию сахарных заводов Костич инвестировал 120 млн евро. Созданная на их базе сахарная компания Sunoko стала третьей в Европе по объемам производства. Кроме того, к 2005 году у МК Group было около 24 000 га сельскохозяйственной земли. Костич задумался об IPO, но группе явно не хватало масштаба для того, чтобы получить достойную капитализацию. В то время инвесторы всерьез заинтересовались аграрными компаниями и охотно вкладывались в сельскохозяйственные холдинги. Первое, на что смотрели,  – размер земельного банка. Костич понимал это, как и то, что в Сербии нарастить земельные активы будет сложно.

Он изучал разные варианты расширения. Все были неудачными. Аргентина  – слишком далеко, Молдова  – слишком маленькая, в России  – плохие климатические условия, а в Беларуси всем управляет государство. Другое дело  – Украина. «Проще в Украине расшириться на 100 000 га, чем в Сербии хотя бы на 5 га,  – уверяет он.  – В Сербии всего 2 млн га сельскохозяйственных земель, тогда как в Украине  – около 42 млн га». Дополнительные плюсы  – климат, географическое положение, менталитет, качество земли.

Собирать земли в Украине Костич отправил Эрцега. Он доверяет своим менеджерам. «Нужно делегировать полномочия, у меня же только одна голова»,  – объясняет свой подход к управлению хозяин MK Group.

Стартовать в Украине оказалось не так уж сложно  – на руку сыграла ситуация. Осенью 2005 года закрылась сделка по продаже банка Аваль австрийскому Raiffeisen International Bank. Австрийцы ломали голову над тем, как избавиться от непрофильных активов Аваля, в частности 12 000 га сельхозугодий в Киевской области. Тогдашний глава Raiffeisen International Bank Герберт Степич  – давний приятель Костича. Узнав о его интересе к агробизнесу в Украине, Степич предложил Костичу эту землю и кредит в размере 6 млн евро на ее обработку. Еще 10 млн евро сербы привлекли у ЕБРР. Результат впечатляет: если в 2006?м валовый урожай в этих хозяйствах не превышал 19 800 т зерна, то уже к 2011?му он вырос до 120 000 т. Созданную компанию назвали «Агро Инвест».

IPO MK Group Костич запланировал на 2008 год. К этому времени он рассчитывал собрать в Украине 100 000 га. Эрцег признается, что процесс шел стихийно. «Тогда мы отвечали на все предложения,  – говорит он.  – Так получилось, что хозяйства, которые в итоге выбрали, оказались в соседних областях».
 
Поле чудес

Костич уверяет: лет семь назад при желании можно было собрать хоть миллион гектаров земли  – предложений было много, а стоимость аренды не превышала $15/га. Что же остановило предприимчивого серба? «К 2008 году на вашем агрорынке раздулся пузырь,  – отмечает Костич.  – Аренда подорожала на 60%, появилось много спекулянтов, в том числе западных, готовых отдавать за сельхозземлю баснословные суммы. Они планировали перепродать ее, но никак не заниматься аграрным бизнесом». Несмотря на то что IPO холдинга в итоге сорвалось  – осенью 2008-го грянул финансовый кризис, Костич продолжил инвестировать в «Агро Инвест Украина». Только приоритеты сменились: деньги стали вкладывать не в количество, а в качество.

Костич ладит с коллегами по украинскому рынку. На одной из конференций ЕБРР в Лондоне хозяин MK Group познакомился с основателем агрохолдинга «Астарта» Виктором Иванчиком (№60 в рейтинге Forbes). Бизнесмены сразу нашли общий язык. «Костич умеет быстро реагировать на изменения и принимать эффективные решения,  – считает Иванчик.  – Наши компании очень похожи. Я был на заводах Костича в Сербии, он приезжал на мои предприятия в Украине». Хозяин MK Group не стесняется спрашивать совета и внедрять в своей компании решения, апробированные успешными аграрными бизнесменами.

В Женеве Костич познакомился с основателем группы компаний «Кернел» Андреем Веревским (№10 в рейтинге Forbes), который живет в Швейцарии. «Он мне многое подсказал,  – вспоминает Костич.  – Мы даже обсуждали возможное партнерство». Веревский подтвердил этот факт Forbes. «Сейчас управленческая модель «Агро Инвест Украина» похожа на модель «Кернела»,  – констатирует партнер компании Talent Advisors Роман Бондарь. В холдинге Веревского используется кластерно?модульная модель управления. Она предполагает, что весь земельный банк компании разделен на отдельные структурные подразделения с примерно одинаковым количеством земли под управлением. Такой подход гораздо эффективнее, чем централизованный,  – решения на местах принимаются своевременно. Для агробизнеса с его сезонностью это очень важно. По примеру Веревского менеджеры Костича разделили собранные 40 000 га на кластеры по 10 000–15 000 га. «Оптимальный размер, который позволяет эффективно заниматься сельским хозяйством»,  – подтверждает Бондарь.

С 2009 года Костич инвестирует в мощности по хранению зерна. Сегодня мощность его элеваторов в Яготине и Виннице достигает 200 000 т зерна. По словам Эрцега, при необходимости этот показатель можно увеличить вдвое  – площадки под строительство приобретались с учетом дальнейшего роста холдинга.

«Агро Инвест» специализируется на самых прибыльных сельхозкультурах  – кукурузе, подсолнечнике, сое и пшенице. Эрцег уверен: Украина  – рай для тех, кто хочет зарабатывать на растениеводстве. «Я в восторге от вашего чернозема  – просто нужно вложить деньги и применить новые достижения и технологии,  – не нарадуется Эрцег.  – Затраты на топливо, удобрения, зарплаты в Украине втрое ниже, чем в Сербии, хотя зерно продается по тем же ценам».

В нашу страну сербы привезли инновации, испробованные на родине. К примеру, они первыми в Украине стали сеять круглосуточно. Эрцег вспоминает: несколько лет назад его пытались уверить в том, что это невозможно. Сегодня с ним консультируются украинские коллеги, которые хотят внедрить этот подход у себя. Выгода очевидна  – можно задействовать меньше техники и уложиться в оптимальные сроки. «Одна сеялка стоит 150 000 евро. Я не могу позволить, чтобы она работала всего восемь часов в день»,  – объясняет Эрцег. В компании стали жестко контролировать качество операций. «Когда я первый раз увидел, как тут сеют, то чуть не получил инсульт,  – делится гендиректор «Агро Инвест».  – Сеялка не настроена, половина зерен остается на поверхности, половина уходит на 2 см в землю. Два директора и три агронома стоят в конце поля и спокойно за этим наблюдают».

До сербов никто в Украине не делал ставку на поздние гибриды. Они рискнули  – и получили урожайность в три раза выше, чем в среднем по нашей стране. «По своей эффективности «Агро Инвест Украина» значительно превосходит большинство украинских агрокомпаний»,  – отмечает Мудрич.

Например, урожайность кукурузы в компании Костича составляет 93 ц с гектара, в среднем по Украине  – около 49 ц.
 
Земледелие по-сербски

У большинства украинских агробаронов на то, чтобы получить доступ к дешевым кредитам и беззалоговому финансированию, ушли годы. Гендиректор «Агро Инвест» в Украине времени на это не тратил. «Договориться с финансовыми учреждениями Костичу помогает успех его сербского бизнеса и связи за пределами Украины»,  – констатирует Мудрич. В украинских банках «Агро Инвест» получает кредиты под 6–7% годовых. Основным партнером компании много лет остается австрийский Raiffeisen. «О кредитах, которые мы получаем консолидированно с Сербией, большинство украинских компаний могут только мечтать»,  – разводит руками Эрцег.

В 2013 году акционером МК Group с долей чуть меньше 7% стал ЕБРР. От идеи провести IPO Костич не отказался. Он готов продать от 20 до 60% акций. По его словам, гораздо интереснее владеть 30% акций компании с ежегодным оборотом 10 млрд евро, чем 100%  – в компании с оборотом 1 млрд евро.

В ближайшем будущем он планирует возобновить сбор земли под управлением.

«Я знал, что однажды пузырь на вашем сельхозрынке лопнет. Так и произошло,  – замечает Костич.  – Новый инвестиционный цикл только начинается. Сейчас многие агропредприятия находятся в сложной финансовой ситуации. Так что момент для их покупки подходящий».

Хотя Костич прекрасно осведомлен о делах своего украинского бизнеса, сам он редко бывает в Украине. С журналистом Forbes для интервью он встретился в Белграде. «Я вмешиваюсь в работу конкретной компании только тогда, когда загорается красный свет»,  – объясняет Костич свой подход к управлению. Порой его топ?менеджеры сетуют, что он дает им слишком много свободы. Ведь свобода  – это ответственность. «Легче, когда есть шеф, который примет за тебя решение и снимет ответственность»,  – говорит Эрцег. Кабинетным отчетам Костич предпочитает другой вид общения с гендиректорами своих компаний  – он регулярно играет с ними в футбол. «Победителем не может стать тот, кто не умеет проигрывать»,  – убежден бизнесмен.

Ирина Чухлеб

Источник: Forbes.ua
 

Обзор DEDALINFO