Почитаем прессу
“Дефицит капитала — наибольшая проблема рынка”
АСК “ИНГО Украина” работает на отечественном страховом рынке около 20 лет. У компании стабильно высокий уровень выплат страховых возмещений, она входит в число крупнейших страховых организаций, является членом Международной страховой группы “ИНГО”, дочерней компанией ОСАО “Ингосстрах” (Россия). О планах развития страхового бизнеса в Украине в интервьюБИЗНЕСу рассказал Игорь Гордиенко, председатель правления АСК “ИНГО Украина”. О выходе из кризиса
— Можно ли говорить о выходе страхового рынка из кризиса? С какими результатами прошлый год завершила АСК “ИНГО Украина”? — В последние несколько лет группа компаний “ИНГО” наряду с национальной финансовой отчетностью формирует и отчетность, составленную по международным стандартам (МСФО). Вследствие отражения результатов деятельности компании за год в отчетности, сформированной по разным стандартам, финансовые показатели зачастую существенно различаются. Так, в 2011 г. в национальной отчетности сбор премий “ИНГО Украина” составил 507 млн грн., а в международной — 510 млн грн., резервы — 225 млн грн. и 265 млн грн. соответственно. Чистая прибыль составила 16 млн грн. по национальной отчетности и 30 млн грн. — по международной. Вышел ли украинский страховой рынок из кризиса? На мой взгляд, это вопрос определения понятия “кризис”. В 2008-2009 гг. мы действительно могли охарактеризовать ситуацию, как глубокий кризис со всеми его признаками и показателями. В тот период сборы премий и капитал страховых компаний уменьшились соответственно падению основных макроэкономических показателей. Если критерием выхода из кризиса будет только совокупный сбор страховых премий, тогда можно сказать о достижении отраслью докризисного уровня. По критериям, например, адекватности капитала принятым обязательствам, уровню проникновения страхования страховой рынок еще не вышел на докризисный уровень. Некоторые эксперты утверждают, и я поддерживаю их, что последующее развитие страхового рынка будет более медленным по целому ряду причин. Доступ к рынку капитала для страховых компаний в ближайшие несколько лет будет затруднен, что скажется на программах развития страховых компаний и в конечном счете приведет (и уже приводит) к пересмотру стратегий в сторону менее агрессивного развития компаний. В качестве иллюстрации к сказанному: в 2009-2010 гг. дефицит капитала к принятым обязательствам по украинскому страховому рынку в целом составил около 9 млрд грн. В 2011 г. этот дефицит не уменьшился, а даже увеличился на несколько сотен миллионов гривень. Возможность привлечения дополнительного капитала для покрытия этого разрыва есть только у ограниченного круга компаний. Данное обстоятельство будет влиять на происходящее на рынке и в 2012-2014 гг. Доказательством может быть то, что уже в прошлом году несколько компаний фактически прекратили активные операции по продаже полисов обязательного страхования “автогражданской” ответственности. Дефицит капитала — наибольшая проблема рынка.
— Каковы планы акционеров компании относительно наращивания капитала АСК “ИНГО Украина”? — 5 марта состоялось собрание акционеров, на котором было принято решение увеличить капитал компании на 72 млн грн. В середине года мы планируем еще раз нарастить капитал АСК “ИНГО Украина” приблизительно на такую же сумму.
— Речь идет о реинвестировании прибыли? — В данном случае — о привлечении дополнительного капитала от материнской компании. Реинвестирование прибыли будет осуществлено в середине года наряду с привлечением дополнительного капитала.
— Часто приходится слышать, что страховщики начали внимательнее относиться к расходам. Клиенты воспринимают это как сигнал, что страховые компании просто стали сокращать выплаты. В чем заключаются антикризисные меры? — Первая “жертва” сокращения — расходы на общехозяйственную деятельность (большие офисы, командировки и т.д.). Затем уменьшаются рекламные бюджеты. В третью очередь сокращается фонд оплаты труда сотрудников страховой компании. Оптимизируются также и размеры комиссионных вознаграждений агентам. Если страховая компания не выплачивает по убыткам, это очень серьезный сигнал и для самой компании, и для ее клиентов.
— Пришлось ли вам с 2008 г. серьезно менять подходы к организации каналов сбыта страховых продуктов? — Безусловно. Мы отказались от убыточных рисков почти по всем видам страхования и сократили расходы на организацию продажи по некоторым каналам. В то же время мы стали предлагать агентам и клиентам экономически обоснованные цены на страховые продукты. И часто слышали в ответ, что другие компании предлагают услуги втрое дешевле. К таким клиентам, если они объявляют тендер, чтобы выбрать страховщика, мы приходим и продолжаем предлагать все те же цены. Со временем нам начали говорить, что кто-то предлагает страхование уже не втрое, а вдвое дешевле, чем у нас. Что ж, мы подождем.
— Были примеры, когда такие клиенты возвращались? — Таких примеров достаточно много — и в медицинском страховании, и в автостраховании, и в страховании имущества. Это характерно не только для нашей компании. Подобное происходит у всех, кто предлагает на рынке адекватную цену.
— Приходилось ли ужесточать контроль за агентами, сетью? — Нам “повезло” в том, что на начало кризиса мы еще не развернули очень большую сеть. В тех условиях, в 2009-2010 гг., большинство региональных сетей страховых компаний генерировали убытки по причине высоких расходов и низких цен на страхование. В тот период наша компания в своих филиалах реализовала целый ряд оптимизационных мероприятий. Были внесены изменения в операционные регламенты оценки и приема рисков, учетных операций и контроля за расходами. Была изменена бизнес-модель сети филиалов. О перспективах медицинского страхования
— Какие направления деятельности станут приоритетными для компании “ИНГО Украина” в 2012 г.? Что является приоритетным для ее акционеров? — Согласно утвержденному акционерами плану, в текущем году компания нацелена на прибыльный рост. Как и в предыдущие годы, нашими приоритетами остаются автострахование, страхование имущества и медицинское страхование. Наряду с этим мы наращиваем объемы страхования рисков логистических операторов и страхования авиационных и морских рисков, а также расширяем продуктовую линейку для физических лиц.
— Почему приоритетным направлением было выбрано развитие добровольного медицинского страхования (ДМС)? — Группа компаний “ИНГО” ведет операции по ДМС более 17 лет. За это время накоплен огромный опыт. Мы считаем, что в ближайшие годы ДМС будет оставаться одним из наиболее динамично развивающихся видов страхования. В России программа ДМС материнской компании реализуется на базе собственной сети клиник “Будь здоров”. Аналогичная программа в ближайшее время будет и в Украине.
— Применительно к ДМС это весьма удивительно, так как корпоративные клиенты сокращали расходы. Гусев Юрий Валентинович