Почитаем прессу

Размер текста
12.11.2014

Топ-200 аграрных компаний: Сумел ли агросектор воспользоваться торговыми преференциями со стороны ЕС?

Агропром нарастил поставки продукции в ЕС за время действия автономных торговых преференций (АТП). Правда, в основном за счет тех категорий, которые без проблем экспортировали в Европу и ранее.

29 сентября Европейский совет принял решение об отсрочке введения зоны свободной торговли с Украиной до 2016 года, пообещав автоматически продлить до этого времени действующие с 23 апреля АТП. Действующие до 1 ноября нормы АТП стопроцентно дублируют условия, которые будут функционировать в Украине первый год после введения зоны свободной торговли.

Насколько действенны для украинских аграриев и производителей продуктов питания автономные торговые преференции на рынках Европы?

На наиболее "чувствительные" для европейцев сырьевые рынки (зерно, молочные и мясные продукты, яйца и пр.), которые для нашей страны составляют существенные статьи производства, беспошлинный ввоз ограничивается фиксированным размером квот. В то же время для некоторых высококонкурентных рынков, которым является, например, рынок кондитерских изделий, украинские поставщики сумели получить максимум преференций — никаких квот и полное обнуление таможенных пошлин.

Рост экспорта

Как говорится в отчете представительства ЕС в Украине, автономные торговые преференции позволили украинским экспортерам только за два полных месяца действия (май-июнь) нарастить поставки продукции в ЕС на 25%, до $2,9 млрд. За первые семь месяцев текущего года поставки украинской сельхозпродукции за январь-июль в страны Евросоюза выросли в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, до 10,3 млрд тонн.

В то же время тренд был характерен и для других рынков сбыта украинской продукции. Например, поставки пшеницы в Египет, Иорданию и Тунис увеличились в 2,3 раза по сравнению с прошлым годом.

О том, что АТП пока не сыграли особой роли в динамике украинского экспорта, говорит и тот факт, что доля ЕС в общем экспорте сельхозпродукции за январь-июль текущего года осталась почти на прошлогоднем уровне — 32,1% (в январе-июле 2013-го — 30,1%). А перечень продукции на экспорт в ЕС фактически не изменился: львиную долю в нем продолжают занимать зерновые (около 65% в физическом выражении), семечки подсолнечника и подсолнечное масло (5,9% и 4,7%, соответственно).

География поставок украинских зерновых в целом осталась неизменной. Традиционными рынками сбыта для отечественных зернотрейдеров были и остаются Северная Африка и страны Ближнего Востока. "Наша компания вообще ничего не завозила по квотам в ЕС, потому что сейчас цены на FOB в Украине выше, чем во Франции, — рассказывает Алексей Вадатурский, владелец компании "Нибулон", крупнейшего в стране экспортера зерна. — Если конъюнктура поменяется, будем возить в Европу. Прекрасно, что рынок открыт".

Заполнение квот

Еще накануне введения АТП министр аграрной политики и продовольствия Игорь Швайка заявлял о том, что квоты на беспошлинные поставки в Евросоюз будут заполнены в первые же дни действия преференций. Тем не менее по состоянию на конец сентября поставки по большей части тарифных линий еще не проводились. Собственно, рост экспортных поставок в целом обеспечили зерновые и подсолнечное масло, экспорт которых, по данным Госстата, в натуральном выражении с начала года вырос на 70,8% и 87,9% — до 6,698 млн. тонн и 583,4 тыс. тонн соответственно.

По словам эксперта аграрных рынков ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Игоря Остапчука, на начало октября полной мерой использовали квоту только поставщики меда, яблочного и виноградного соков, пшеницы, ячменя и кукурузы. Ведут поставки по квоте экспортеры ячменной крупы, муки, солода и пшеничной клейковины, обработанных томатов и курятины.

Даже по курятине, которая традиционно считается одной из сильнейших позиций отечественного АПК, на конец сентября общая квота в 36 тыс. тонн была не закрыта. По словам председателя совета директоров ассоциации "Союз птицеводов Украины" Александра Бакуменко, из 16 тыс. тонн квоты на части курицы и филе поставили в Европу около 10 тыс. тонн. Еще меньше завезли по квоте на тушку. "Ажиотажа в общем-то нет, — констатирует Бакуменко. — Предприятия ищут контрагентов". Напомним, что экспортировать курятину в ЕС имеют право две компании — "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка и "Комплекс "Агромарс" Евгения Сигала.

По состоянию на конец сентября не начинались еще поставки и по квоте на яичные продукты. Их, по словам Бакуменко, будут закрывать продукцией компании "Авангард" Олега Бахматюка и ГК "Овостар Юнион" Бориса Беликова и Виталия Вересенко.

Аналогичная ситуация и с квотой на сахар, но тут это хотя бы объясняется тем, что производственный сезон только начался (обычно это сентябрь-декабрь). По словам гендиректора Национальной ассоциации производителей сахара "Укрцукор" Николая Ярчука, поставки должны начаться только в октябре. Впрочем, сейчас для украинских сахароваров основной интерес представляют другие рынки — Грузия, Узбекистан, Египет. "Вследствие недопроизводства в Бразилии и Мексике там активно интересуются украинским сахаром", — говорит Ярчук.

Пока же совсем не у дел остаются молочные продукты. Ранее в Госветфитослужбе заявляли, что даже в случае успешного прохождения проверок, которые только сейчас стартовали, поставки молочных продуктов в ЕС начнутся не раньше 2015 года. "Здесь работают нетарифные ограничения. Мы потеряли старые рынки и пока не обрели новые", — говорит Сергей Трифонов, руководитель службы по связям с инвесторами ГК "Милкиленд".

Остаются незаполненными и квоты по свинине и говядине, производители которых аналогично молочным предприятиям еще не проходили аттестацию. С другой стороны, из-за закрытия импорта свинины из Польши операторам выгоднее работать пока на внутренний рынок.

Пока в Европе максимальных преференций для себя добились украинские кондитеры (ранее таможенные тарифы на кондитерскую продукцию составляли 35-45%), хотя, по словам президента ассоциации "Укркондпром" Александра Балдинюка, ожидать в ближайший год существенного роста поставок не стоит. "Прошло еще слишком мало времени. Это очень сложный конкурентный рынок, на котором работают мощные игроки. Кроме того, европейским партнерам нужно осознавать, что мы в Европе надолго, европейцы боятся неизвестности. Нужно полноценно вводить в действие зону свободной торговли", — говорит он. Глава профильной ассоциации прогнозирует, что по результатам этого года поставки в ЕС останутся приблизительно на прошлогоднем уровне, составив около $50 млн из $1,1 млрд общего экспорта кондитерской продукции из Украины.

Все опрошенные представители профильных ассоциаций, несмотря на ситуацию с заполнением квот, намерены добиваться в будущем их увеличения. Для отечественных производителей, Евросоюз — не краткосрочная, но очень важная перспектива, которая позволит работать на развитом платежеспособном рынке с понятными и прозрачными правилами игры, частью которого стремится стать Украина.

Автор:Ольга Прокопишина

Источник: Дело
 

Обзор DEDALINFO