Почитаем прессу

Размер текста
08.04.2015
Фото Thinkstock
Фото Thinkstock

Кто заплатит за неплатежеспособные банки

Финансирование Фонда гарантирования вкладов может составить 50 млрд гривен.

На протяжении последних лет в Украине уже стала привычной ситуация с постоянными дефицитами структур, которые отвечают за финансовые рынки. Примерами ранее всегда служили постоянные дефициты Пенсионного фонда и НАК «Нафтогаз Украины». Начиная с 2014 года компанию «Нафтогазу» и ПФ составляет Фонд гарантирования вкладов. Его проблемы, судя по всему, также будут решаться за счет налогоплательщиков.

Проблемы у Фонда начались еще в 2014 году, когда под его руководство попали первые «крупные» клиенты – такие как банк «Форум» и Брокбизнесбанк. На тот момент у Фонда было аккумулировано более 7 млрд гривен, но учитывая начавшийся «банкопад», который сопровождался выводом активов из финучреждений, этих средств не хватило.

Сложных путей правительство не искало – как и большинство финансовых проблем, дефицит Фонда попытались преодолеть с помощью выпуска нерыночных долговых инструментов. Фонду гарантирования придумали вексель, за который он «получает кэш». Эту инновацию нужно было законодательно урегулировать, что и сделали, приняв закон №4983, которым фактически был снят потолок госдолга.

На сегодняшний день Фонд ни одной гривны не отсудил. Если бы у Фонда были возможности для этого, то не было бы, наверное, и нового закона, касающегося ответственности владельцев существенного участия в банках, который вступил в силу в марте
Максим Лавринович, управляющий партнер ЮФ «Лавринович и партнеры»

При этом законодатели надеялись, что Фонд все-таки вернет средства в бюджет. «Очень важно то, что речь идет о временном привлечении средств, так как ОВГЗ обеспечивается векселями ФГВ. Иначе говоря, Фонд гарантирования вкладов за счет банковской системы должен вернуть средства, которые были привлечены для решения проблем перед вкладчиками проблемных банков», – говорил в ходе принятия этого закона экс-министр финансов Виктор Пинзеник. Но уже сейчас абсолютно ясно, что со своими долгами Фонд рассчитается нескоро.

В течение 2014 года ФГВ привлек кредитов на общую сумму 20,3 млрд гривен. В частности, 10 млрд гривен – в виде ОВГЗ с доходностью 12,5% годовых в обмен на векселя Фонда в Минфине и еще 10 млрд гривен – у Национального банка Украины.

Уже в 2015 году Фонд позаимствовал средства у Национального банка Украины на сумму 9, 95 млрд гривен под 14% годовых (кредитная линия открыта на период январь-декабрь 2015 года). И законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» предусмотрено финансирование Фонда путем предоставления кредита в виде ОВГЗ в обмен на финансовый вексель ФГВ на уровне 20 млрд гривен.

Чтобы понять, почему ФГВ нескоро рассчитается по своим долговым обязательствам, достаточно посмотреть на количество собранных средств от участников Фонда – то есть банков – в 2014 году. За весь прошлый год от банков-участников поступило 120 млн гривен начального сбора и 3,268 млрд – регулярного сбора. Учитывая уменьшение количества участников ФГВ, сборы в 2015 году сократятся. Уже сейчас поступления от банков покрывают только проценты по долговым обязательствам Фонда. Но самое печальное, что средств, предусмотренных в бюджете-2015, на поддержку ФГВ явно не хватит.

«Внезапное» падение «Дельты»

«Те 20 млрд гривен, которые закладывались в бюджет – их уже явно недостаточно. В бюджет не закладывался (и мы не оценивали) приход к нам «Дельты», – напомнил директор-распорядитель Фонда Константин Ворушилин на прошлой неделе. По его словам, максимальный объем финансирования Фонда может составить 50 млрд гривен.
Более того, согласно данным директора-распорядителя ФГВФЛ, помимо средств государственных предприятий, в Дельта Банке оказались заблокированными пассивы государственных финучреждений на сумму 8,4 млрд гривен, в частности: Государственного ипотечного учреждения – 3,5 млрд гривен, Укрэксимбанка – 1,6 млрд гривен, Ощадбанка – 3,3 млрд гривен. У всех этих структур по долговым обязательствам «гарантом» выступает государство.

Напомним, очереди возле отделений Дельта Банка начали выстраиваться с лета. В сентябре «Дельта» ограничила снятие наличных с карт суточным лимитом в 2500 гривен. Но в кассах и банкоматах выдавали не более 500 гривен в одни руки. То есть проблемы начались задолго до того, как принимался госбюджет, и задолго до того, как в него вносились изменения, продиктованные МВФ. Но, как впоследствии оказалось, падения Дельта Банка никто не ожидал.

Неплатежеспособным банк признали только 3 марта – когда из него уже были выведены основные активы и сформирована «дыра» в 22 млрд гривен. И как раз накануне вступления в силу Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности связанных с банком лиц.

На прошлой неделе в комитете Верховной рады по вопросам банковской и финансовой деятельности эту проблему обсуждали с представителями НБУ и ФГВ. По итогам заседания глава комитета Сергей Рыбалка озвучил довольно интересный тезис. «Никто из них [присутствующих] не смог толком ответить на вопрос, почему системный банк, который прошел стресс-тест и получал значительное рефинансирование от регулятора, вдруг упал. Понятно, что были выведены активы. Но куда смотрели кураторы от НБУ? Если у них не было достаточно полномочий, как теперь говорят, то почему Нацбанк вовремя не внес соответствующие законодательные предложения?» – написал Рыбалка на своей странице в социальной сети Facebook.

По словам Константина Ворушилина, большая часть активов указанного кредитно-финансового учреждения уже дважды или трижды заложена, в том числе – на сумму 9,3 млрд гривен по рефинансированию НБУ. При этом окончательно разобраться с положением дел в этом банке все еще не удалось. «Вылезают все новые и новые «подснежники», – констатировал он. На вопрос о том, как такие суммы оказались на счетах далеко не у самого «стойкого» банка, также никто из представителей власти четкого ответа дать не сможет. В итоге говорить о покрытии убытков Фонда за счет продажи активов «Дельты» не приходится.

А кто платить будет?

Открытым остается и вопрос, кто заплатит за «Дельту»? Бюджет принят и согласован с МВФ. НБУ уже несколько раз подчеркнул, что увеличение монетарной базы в 2015 году планируется не более чем на 91 млрд гривен – и денег для покрытия проблем «Дельты» в этой сумме не предусмотрено. Правда, чисто теоретически, есть еще несколько источников получения средств.

Один из них – это взыскание с банкиров в судебном порядке. По состоянию на начало марта общая сумма претензий в рамках 495 заявлений, поданных Фондом, составляла 62 млрд гривен. Такая сумма убытков, по подсчетам ФГВ, была нанесена неплатежеспособным банкам из-за противоправных действий их владельцев и должностных лиц.

Фонд также рассматривал вопрос повышения базовых ставок регулярных сборов и введения специального сбора с банков-участников. Однако, по расчетам Фонда, увеличение нагрузки на банки в период кризиса не решит вопрос пополнения ресурсов ФГВ, но может увеличить риск отнесения значительного количества финучреждений к категории неплатежеспособных

Сейчас уже открыто 266 уголовных дел на общую сумму 46,3 млрд гривен. В частности, судебное производство ведется по таким статьям Уголовного кодекса Украины: ст. 364 «Злоупотребление полномочиями должностным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы»; ст. 191 «Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением»; ст. 388 «Незаконные действия в отношении имущества, на которое наложен арест, заложенного имущества или имущества, которое описано или подлежит конфискации» и ст. 190 «Мошенничество». На вопрос Forbes о том, какую сумму Фонду уже удалось отсудить, ответа от ФГВ не поступило.

«На сегодняшний день Фонд ни одной гривны не отсудил. Если бы у Фонда были возможности для этого, то не было бы, наверное, и нового закона, касающегося ответственности владельцев существенного участия в банках, который вступил в силу в марте», – считает управляющий партнер ЮФ «Лавринович и партнеры» Максим Лавринович.

По его словам, статьи, по которым ФГВ пытается судиться с нерадивыми собственниками банков, это общие статьи Уголовного кодекса. «Если говорить о реальной ответственности, то она может быть разве что у тех банков, которые могут быть признаны неплатежеспособными в будущем. Все предыдущие законы мало пугают банкиров», – добавляет юрист.

Еще один источник доходов – продажа имущества ликвидируемых финучреждений. Общая оценочная стоимость активов 31 банка, которые в марте находились в процессе ликвидации, составляет более 16 млрд гривен. При этом балансовая стоимость активов этих банков (без учета резервов) – 105 млрд гривен. Но рассчитывать на то, что продажа активов закроет разрыв, образовавшийся в Фонде, тоже не приходится – в «упавших» банках зачастую активы уже заложены под рефинансирование от НБУ, который и получит возмещение в случае их продажи.

Стоит отметить, что Фонд также рассматривал вопрос повышения базовых ставок регулярных сборов и введения специального сбора с банков-участников. Однако, по расчетам Фонда, увеличение нагрузки на банки в период кризиса не решит вопрос пополнения ресурсов ФГВ, но может увеличить риск отнесения значительного количества финучреждений к категории неплатежеспособных. В связи с этим в 2015 году увеличение размера сборов в Фонд не планируется.

Фонд не справится даже с гарантированными выплатами в размере 200 000 гривен, после того как в категорию неплатежеспособных попал Дельта Банк, где вкладчикам предстоит выплатить 16,4 млрд гривен. Более того, «очистка» банковской системы еще не закончилась. Однако правительству предстоит выработать и другие способы решения проблемы дефицита данного ведомства, кроме включения печатного станка. В том числе речь идет о более активных переговорах с акционерами проблемных учреждений для докапитализации финансовой системы, а также мерах по либерализации системы, которые вернут капитал в страну – например, амнистия капитала.

Александр Моисеенко

Источник: Forbes.ua
 

Обзор DEDALINFO