Почитаем прессу

Размер текста
25.06.2015
Фото: forinsurer.com
Фото: forinsurer.com

Почему работу МТСБУ окружают скандалы

Предыдущему и нынешнему созыву президиума Бюро достались очень тяжелые «наследственные болезни».

Конфликт между органами управления Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) – президиумом (избирается общим собранием всех страховых компаний – членов  МТСБУ) и координационным советом (состоит из трех представителей ВР, представителя Нацкомфинуслуг, представителя Лиги страховых организаций Украины и трех компаний – членов МТСБУ) – не спешит угасать. На одном из этапов противостояния перевес оказался на стороне президиума. На общем собрании страховщиков – членов МТСБУ было принято решение, которое лишило координационный совет кворума. Позже от регулятора поступила инициатива по изменению состава координационного совета, однако поддержки на страховом рынке она не нашла.

МТСБУ – орган, деятельность которого касается миллионов украинцев – потребителей продуктов обязательного страхования. И влияние представителей государства на этот орган сложно назвать «позитивным», поскольку именно под влиянием чиновников из фондов Бюро пропадали сотни миллионов гривен. Схемы были разными – от выделения средств на «безопасность дорожного движения» до размещения средств в близких к чиновникам банках, которые впоследствии стали неплатежеспособными.

Готово ли объединение страховщиков действовать как саморегулируемая организация, без вмешательства государства, и выполнять возложенные на него функции? Ответ на этот и другие вопросы – в колонке президента МТСБУ Юрия Гришана.

Моторное бюро долгое время окружено ореолом скандалов, из-за чего доверие страхователей к страховщику постоянно падает. Это, безусловно, негативно отражается на всем рынке страхования Украины. Фонды Бюро всегда интересовали чиновников, вследствие чего между представителями государства и страховщиками возникали конфликты. После Революции достоинства рынок все же взял инициативу в свои руки, возобновив деятельность президиума, который не собирался с 2011 года.

Однако интерес к фондам, к сожалению, не угас. Вследствие чего между органами управления Бюро появились новые скандалы. Увы, органы управления, в данном случае, никак не дополняют друг друга, а постоянно конкурируют между собой. Уже неоднократно говорилось о том, что в уставе МТСБУ и в нормах закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности содержится юридический конфликт.

Фонды Бюро всегда интересовали чиновников, вследствие чего между представителями государства и страховщиками возникали конфликты

Его причиной является то, что и координационный совет, и президиум убеждены, что они имеют равные правомочия по управлению Бюро – например, право отзывать с должности генерального директора, что привело к последнему конфликту.

В сложившейся ситуации разрешить такой конфликт можно только в судебном порядке. Однако это не самый лучший способ. Особенно когда есть возможность уйти от него раз и навсегда, внеся соответствующие изменения в нормативные акты и исключив из них конфликтующие нормы.

На данный момент не существует более совершенной формы управления, нежели управление акционерным обществом, где учитываются интересы всех собственников и профессиональных управленцев, возглавляющих исполнительные органы. Согласно закону об ОСАГО, основным органом управления МТСБУ является общее собрание его членов, что, по сути, является аналогом собрания акционеров. 2 октября 2014 года собрание приняло решение трансформировать коордсовет в совет с функциями общественного контроля над деятельностью саморегулируемой организации страховщиков.

Поскольку мы еще находимся в процессе формирования гражданского общества, то, безусловно, нам без такой формы контроля не обойтись. Эти изменения, внесенные в устав Бюро, должны были быть утверждены регулятором – Нацкомфинуслуг.

Общее собрание, которое проводилось 26 марта на фоне всех событий в Бюро, еще раз подтвердило эту позицию. Однако регулятор не поддержал предложение страховщиков по составу Координационного совета (четыре представителя страхового рынка и четыре – от государства) и выставил свои условия, которые не были поддержаны президиумом Бюро, поскольку они не соответствовали воле собрания. Встреча же регулятора с тремя ассоциациями страховщиков, которая состоялась 20 мая, подтвердила, со слов их руководителей, что регулятор, в итоге, согласился с тем, что коордсовет в структуре управления МТСБУ не нужен.

Естественно, возникает вопрос: готовы ли на сегодняшний день страховщики (члены МТСБУ) существовать как СРО, без вмешательства государства, и при этом эффективно выполнять возложенные на них законодательно функции обязательного страхования?

Ответ на этот вопрос страховщики фактически уже дали в новом проекте закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Этот законопроект продвигается в первую очередь рынком. Он направлен на своевременное выполнение страховыми компаниями своих обязательств, и при этом в корне меняет надзорную и регуляторную функцию Нацкомфинуслуг по отношению к МТСБУ. Моторное бюро как саморегулируемая организация становится объектом контроля регулятора, у которого должен появиться ряд полномочий, таких как утверждение положения о Централизованном страховом резервном фонде (ЦСРФ) МТСБУ, а также осуществление контроля за его соблюдением.

С одной стороны, представители государства правы, когда говорят о необходимости надзора за этой деятельностью. Но те решения, которые уже были приняты президиумом, в том числе касающиеся его членов, показывают, что президиум довольно быстро становится органом профессионального регулирования отношений в МТСБУ

Также Моторное бюро обязано предоставлять регулятору отчетность об использовании средств фонда, а Нацкомфинуслуг должна иметь право требовать устранения выявленных нарушений. Также регулятор должен иметь правомочия требовать от Бюро проведения аудиторской проверки, но не чаще одного раза в год, а в случае несогласия с действиями органов Моторного бюро выдавать предписания и требовать созыва общего собрания членов МТСБУ и участвовать в нем.

Кроме того, новый проект закона Украины об ОСАГО предусматривает ликвидацию такого органа управления, как коордсовет. И, конечно, он существенно усиливает ответственность страховых компаний и способствует развитию прозрачной и надежной системы страхования в Украине.

С одной стороны, представители государства правы, когда говорят о необходимости надзора за этой деятельностью. Но те решения, которые уже были приняты президиумом, в том числе касающиеся его членов, показывают, что президиум довольно быстро становится органом профессионального регулирования отношений в МТСБУ.

Не стоит забывать и о том, что предыдущему и нынешнему созыву президиума, который смог вновь собраться лишь после Революции достоинства, достались в наследство очень тяжелые «болезни» рынка. Главная из них – это коррупционные схемы в регламентных выплатах. А также – неэффективное использование средств, над анализом которого сегодня работают ревизионная комиссия и экспертная группа по регламентным выплатам, что инициировано именно президиумом.

Сейчас те взаимоотношения, которые складываются между регулятором и комитетом Верховной рады, а также изменения в закон об ОСАГО фактически должны сложить новую систему взаимоотношений Моторного бюро и государственных институтов, основой которых должен стать самый главный субъект – клиент. Основные критерии возможности страховщика и далее оставаться членом МТСБУ – то, как он придерживается законодательства, в частности, осуществляет ли выплаты в течение положенных 90 дней, и есть ли на него жалобы.

Несмотря на то, что уже был принят ряд довольно жестких решений, и далее возникают ситуации, когда компании – члены МТСБУ оказываются неплатежеспособными. Это связано с тем, что все эти годы и регулятор, и регуляторное законодательство Украины были не готовы к целому ряду вызовов: никто не контролировал процесс построения финансовых пирамид и вывода денег из этих компаний. А также – не имел права и не контролировал оплаты колоссальных комиссионных агентам, которые и обеспечивали, по сути, построение таких пирамид.

Сейчас эти функции практически взяло на себя МТСБУ, а продвижением более прогрессивного законодательства занимается рынок. Таким образом, исходя из всего выше сказанного, несложно сделать вывод о том, нужен ли нам в это время дополнительный контроль со стороны государства.

Юрий Гришан
президент МТСБУ

Источник: Forbes.ua
 

Обзор DEDALINFO