Почитаем прессу

Размер текста
31.12.2015
В ночь перед Рождеством
В ночь перед Рождеством

«За нашу свободу …»

События конца 2015 года подтверждают, что происходящее в Украине – лишь часть глобальной борьбы прошлого с будущим.

2014 год Украина встречала на распутье. В центре Киева протестовал Майдан, Янукович сидел в Межигорье и за $15 млрд готовился присоединить Украину к Таможенному союзу. Никто еще не слышал о полковнике Стрелкове-Гиркине и никто еще не погиб.

Александр РАТНЕР, специально для «Совершенно секретно».

К январю 2015 года Украина оказалась на краю пропасти. С разрушенными государственным аппаратом и финансами, только начавшей формироваться армией, с оккупированными Крымом и частью Донбасса и угрозой полномасштабного российского наступления в направлении Мариуполя.

Наступила ли определенность в судьбе нашей страны год спустя? По целому ряду ключевых внутриполитических вопросов - увы, нет. Паразитическая система, два десятка лет обгладывавшая обломки советской промышленности, недра и бюджет страны, оказалась значительно более живучей, чем многим казалось в конце февраля 2014-го. А то новое, что с трудом пробивается сквозь заскорузлую украинскую государственную машину, стараниями наших медиа вызывает по большей части страх и отвращение.

Что же такое новейшая история нашей страны - развал или трудный рост? Понять это можно, лишь перестав пристально вглядываться в сиюминутные гримасы украинской политики и посмотрев на происходящее в Украине в большем историческом и географическом масштабе.

НЕВЫНОСИМАЯ ЭМАНСИПАЦИЯ

Существует множество точек зрения на прогресс. Марксисты говорят, что общество развивается по диалектической спирали, следуя за изменением производственных отношений. Конфуцианцы - напротив: что человечество тысячелетиями деградирует, оставив в далеком прошлом свой «золотой век». Но как бы ни оценивали историческое развитие сторонники разных идеологий, есть один критерий, который трудно оспорить: с течением веков человек становится все более свободным.

Каких-то полторы сотни лет назад 40% населения Российской империи были крепостными. Каждый десятый был рабом и в нынешнем эталоне «свободного мира» - США. Однако несвобода определялась не только социальным положением. Совсем недавно (по историческим меркам) почти все люди на Земле, и богатые, и бедные, проживали всю жизнь в одной местности, там же, где родились. Жизнь человека, от рождения до смерти, жестко регламентировалась укладом и традициями. Наши предки не мучились вопросом «кем быть?» или «что надеть на вечеринку?». Уволиться или продолжать прогресс. Марксисты говорят, что общество развивается по диалектической спирали, следуя за изменением производственных отношений. Конфуцианцы - напротив: что человечество тысячелетиями деградирует, оставив в далеком прошлом свой «золотой век». Но как бы ни оценивали историческое развитие сторонники разных идеологий, есть один критерий, который трудно оспорить: с течением веков человек становится все более свободным.

Каких-то полторы сотни лет назад 40% населения Российской империи были крепостными. Каждый десятый был рабом и в нынешнем эталоне «свободного мира» - США. Однако несвобода определялась не только социальным положением. Совсем недавно (по историческим меркам) почти все люди на Земле, и богатые, и бедные, проживали всю жизнь в одной местности, там же, где родились. Жизнь человека, от рождения до смерти, жестко регламентировалась укладом и традициями. Наши предки не мучились вопросом «кем быть?» или «что надеть на вечеринку?». Уволиться или продолжать терпеть деспота-начальника? Предохраняться или заводить ребенка? Брать кредит или копить? Эти и множество других обыденных вопросов, по которым нам приходится ежедневно принимать решение, даже не возникали у большинства европейцев каких-то 100 лет назад.

Обратная сторона свободы, которую нам предоставил прогресс, - необходимость принимать на себя ответственность за свою жизнь.

Не случайно социальное освобождение называют эмансипацией, от латинского глагола emancipare, означающего освобождение ребенка от отцовской власти. А взрослая жизнь по плечу и по нутру далеко не каждому взрослому. Целые народы, как мы видим теперь со всей ясностью, легко впадают в искушение социального инфантилизма, чем и пользуются сильнорукие полковники во всех частях света.

НА ДРУГОЙ СТОРОНЕ ЗЕМЛИ

За год до прихода Владимира Путина к власти в РФ президентские выборы в Венесуэле выиграл отставной полковник воздушно-десантных войск Уго Рафаэль Чавес Фриас. Харизматичный политик, апеллировавший к беднейшим слоям населения, скоро превратился в настоящего лидера нации, переписавшего под себя конституцию страны и вознамерившегося править чуть менее чем вечно. Словом, ровно в такого, каких мы видим в подавляющем большинстве государств, образовавшихся из обломков СССР. Судите сами.

Под знаменем «борьбы с империализмом и глобализмом» президент Чавес национализировал ключевые отрасли промышленности: нефтедобычу и переработку, энергетику, телекоммуникации. Любимым занятием президента стали выступления по телевизору (СМИ он тоже довольно быстро взял под контроль). Уже через год после вступления в должность он завел свою собственную телепередачу «Алло, президент!». Свое мнение по разнообразным вопросам команданте Чавес доносил телезрителям сначала раз в неделю, а затем и ежедневно по полтора часа в прайм-тайм. В особых случаях президент не ограничивал себя сеткой вещания: однажды он говорил с народом без перерыва 8 часов и 6 минут. В этом он брал пример со своего ближайшего друга и наставника Фиделя Кастро, который, пока позволяло здоровье, тоже был не прочь поставить рекорд по продолжительности выступлений.

Международный круг друзей Чавеса оказался весьма характерен. Кроме Кастро в него вошли белорусский лидер Александр Лукашенко, иранский президент Махмуд Ахмадинежад, ливийский вождь Муаммар Каддафи, президент Ирака Саддам Хусейн и, конечно, действующий президент Российской Федерации.

Социальные достижения Чавеса были впечатляющими. В 2008 году он установил самую высокую в Южной Америке минимальную зарплату - $372. Начал развивать здравоохранение и образование, отменил вступительные экзамены в вузы и повысил стипендии студентам до $100. С 2000 по 2012 год уровень бедности в Венесуэле снизился с 44% до 24%.

5 марта 2013 года Уго Чавес умер после продолжительной болезни. Похороны президента были драматическими. Общественный транспорт столицы страны Каракаса был переполнен плачущими людьми, ехавшими проститься с гробом нацлидера. Западные корреспонденты писали об ощущении всеобщего народного горя, отмечая при этом, что речь шла в основном о людях невысокого социального положения: «Несколько миллионов венесуэльцев хотят проститься со своим вождем, своим бесстрашным Команданте, который подарил им надежду на справедливость, лучшую жизнь для себя и своих детей».

Преемником Чавеса стал вице-президент Николас Мадуро, который поклялся у гроба вождя воплотить «Второй социалистический план развития нации на 2013-2019 годы». Но оказалось, что пообещать лучшую жизнь было значительно проще, чем обеспечить. Экономика Венесуэлы критически зависит от цен на нефть. Почти 90% экспорта, 25% ВВП и 60% доходов государственного бюджета обеспечивает нефтедобыча. Чавес с популистскими лозунгами пришел к власти на волне недовольства экономикой, последовавшей за спадом на рынке углеводородов в начале 90-х. И так же, как другому полковнику на противоположной стороне Земли, президенту Чавесу очень повезло с доходами государства в начале 21-го века. Но массовая «раздача слонов» всегда играет плохую шутку с государством: иждивенчество побеждает предприимчивость и общество теряет мотивацию к развитию.

Как ни цинично это звучит, но команданте умер вовремя, оставив своему преемнику государственный долг размером в 70% ВВП и дефицит госбюджета в 13%. А потом цена на нефть стала падать.

По итогам 2013 года инфляция в Венесуэле составила 54%. По итогам 2014-го - 62%. ВВП с почти $300 млрд в 2012 году снизился до $170 млрд в 2015-м. Потребительские цены за последние 2 года выросли почти в 3 раза. Национальная валюта девальвировала в 70 раз. Обнаружилось, что за 14 лет правления Чавеса в стране сформировалось не только поколение иждивенцев, но и целый класс коррумпированных чиновников, паразитировавших на нефтяной ренте. По данным международной организации Transparency , Венесуэла сейчас является самой коррумпированной страной в Латинской Америке и одной из самых коррумпированных в мире, находясь на 161-м месте в рейтинге стран по уровню коррупции (Украина - на 142-м месте, Россия - на 13б-м).

Кончились подачки - кончилась народная любовь. 6 декабря 2015 года правившая в Венесуэле 16 лет Единая социалистическая партия, созданная Уго Чавесом, потерпела сокрушительное поражение на выборах, получив лишь 10% мест в парламенте.

Станет ли для Венесуэлы экономический шок, последовавший за «пересыханием» источника дармовых денег, надежной прививкой от социального популизма, как это случилось в 70-х в Чили, покажет время. А вот антиимпериалистический международный клуб «друзей Чавеса» уже окончательно распался. Саддам Хусейн повешен по приговору суда. Муаммар Каддафи убит повстанцами. Ахмадинежад в отставке, а действующий президент Ирана ведет активные переговоры с Западом о снятии эмбарго. Фидель Кастро не появляется на публике с 2012 года, в то время как его брат Рауль развернул страну лицом к США. Ищет дружбы с Западом вечный глава Белоруссии. И только президент Российской Федерации продолжает игру в национального лидера, опустошая на военно-политические авантюры накопленные в «тучные годы» государственные резервы.

Перемены добрались и до самых, как казалось, закостенелых государств, считавшихся оплотом традиционализма и фундаментализма.

ТРЕЩИНЫ В ФУНДАМЕНТЕ

Сегодня «эталоном» тоталитарного государства считается ИГИЛ - непризнанное квазигосударство на Ближнем Востоке. Действительно, религиозные законы, которыми руководствуется ИГИЛ, обязывают мужчин носить бороды, а женщин - чадру, запрещают курение и жевательную резинку. Женщины в ИГИЛ не имеют права передвигаться на улице без сопровождения мужчины, а мужчины - работать гинекологами. За соблюдением требований шариата следит специальный орган, нарушителей наказывают поркой плетью и даже казнят. Мусульмане, относящиеся к другим течениям ислама, считаются воплощением дьявола и должны быть либо убиты (мужчины), либо обращены в рабство (женщины). Как следует из доклада ООН, для ИГИЛ характерны «нападения на гражданское население, казни, физическое насилие против женщин и детей, уничтожение и надругательство над религиозными святынями и культурными памятниками».

Халиф - глава ИГИЛ - обладает неограниченной властью. Цель ИГИЛ - объединение всех мусульман под властью халифа. Ради этого халифат готов вести войну на истребление со всем миром. Можно было бы предположить, что такие особенности ИГИЛ должны отпугивать от него любого человека. Однако халифат принимает тысячи добровольных мигрантов со всего мира - как мужчин, так и женщин; многие перебираются в ИГИЛ целыми семьями, с детьми. Возможность жить и даже умереть, передав ответственность за свою жизнь кому-то другому, все еще остается привлекательной для многих.

Удивительный энтузиазм населения и сторонников тоталитарного ислама дали основания сравнивать ИГИЛ с большевистской Россией, которую, несмотря на все ужасы гражданской войны и красного террора, многие считали носителем благородных идей и противовесом порокам капитализма. Это сравнение вселяет некоторую надежду относительно будущего фундаменталистского государства, если ему будет суждено выстоять в борьбе со всем миром. Ведь Советский Союз был вынужден отказаться от идеи мировой революции, начал сотрудничать с Западом, в конце концов обуржуазился и, растеряв остатки коммунистического драйва, умер как государственно-политическая система. Но не только история СССР дает повод для оптимизма относительно ИГИЛ и его фанатичных сторонников.

В 1998 году могилу матери пророка Мухаммеда, Амины бинт Вахб, сравняли с землей и залили бензином. Многие с возмущением назвали это актом вандализма, но не власти Саудовской Аравии, которые и осуществили разрушение могилы. С сентября 2014 года правительство саудитов обсуждает проект сноса гробницы и самого Мухаммеда. Дело в том, что в Саудовской Аравии исповедуется одно из самых суровых течений ислама - ваххабизм, который категорически против поклонения могилам.

Верховный муфтий Саудовской Аравии Абд Ибн Баз, санкционировавший разрушение могилы матери Мухаммеда, стал известен еще и утверждением о том, что Солнце вращается вокруг Земли. Конституцией СА является Коран и страна живет по законам шариата. Граждане королевства обязаны укреплять национальное единство, любить и ценить свое отечество, уважать традиции и обряды саудовского общества. А традиции таковы. В стране строго запрещены азартные игры и алкоголь. Ворам отрубают руки, а за внебрачный секс, гомосексуализм, богохульство и колдовство полагается смертная казнь. Шариатская гвардия постоянно патрулирует улицы и общественные заведения с целью пресечения попыток нарушения канонов ислама.

Мужчины в королевстве могут жениться на девочках, достигших десятилетнего возраста. Мужчина-родственник решает, может ли саудовская женщина учиться или работать. В юридической системе Саудовской Аравии показания мужчины равны показаниям двух женщин. «Усама бин Ладен (выходец из саудовской аристократии - А.Р.) и ему подобные не появились сами собой из пустынных песков, - пишет в мемуарах Кармен бин Ладен, жена родного брата Усамы. - Их такими воспитали. Их личность была сформирована и отшлифована под влиянием средневекового, мрачного, нетерпимого общества, которое закрыто для всего остального мира. Это общество, где половина населения практически добровольно отринула свои общечеловеческие права и где подчинение жестоким законам ислама должно быть абсолютным. В школах детей обучают ненавидеть все чужеземное: все иностранное не имеет никакой ценности. Их подчинение патриарху абсолютно».

Основой экономики королевства являются огромные запасы нефти. Однако еще с 70-х годов прошлого века правящая династия стремилась диверсифицировать экономику, вкладывая доходы от продажи сырой нефти в строительство промышленных и инфраструктурных объектов. Пятилетние планы, которыми короли управляют экономикой СА, предусматривали развитие отечественного бизнеса и вовлечение жителей королевства в хозяйственную деятельность. Но граждане упорно не желали вовлекаться. В банках, где самые высокие зарплаты, и в сфере услуг работают до 75% местных. А вот в промышленности трудятся в основном иностранцы. Бизнес граждан СА выживает благодаря разнообразной государственной поддержке, включающей поставки топлива и электроэнергии по льготным ценам и высокие пошлины на импортные товары.

Постепенно королевская семья осознала, что не приходится ожидать экономической активности граждан, если казнить их за колдовство, контролировать личную жизнь силами религиозной полиции и подкармливать с государственной руки. Саудовская Аравия была вынуждена начать приватизацию и либерализацию. В 2007 году были установлены дипломатические отношения с Ватиканом. В 2011 году саудовским спортсменкам было разрешено принимать участие в Олимпийских играх. В 2014-м женщинам старше 30 лет разрешили управлять автомобилем (в светлое время суток и при отсутствии косметики на лице). А 12 декабря 2015 года Сальма бинт Хизаб аль-Отейби была избрана членом муниципального совета городка Мадрак, что неподалеку от Мекки. Это событие наверняка войдет в учебники истории. Ведь Сальма - не просто первая женщина, выигравшая на выборах в СА. На этих выборах женщины королевства вообще впервые могли избирать и быть избранными.

А Саудовская Аравия стала последней страной в мире, которая дала право голоса женщинам.

А еще СА была первой страной, которая вывела нефть на политическую арену. И это, конечно, не случайность.

СЫРЬЕВОЕ ПРОКЛЯТИЕ

17 октября 1973 года саудовский король Фейсал согласованно с другими арабскими государствами-членами ОПЕК внезапно прекратил поставки нефти на мировой рынок. Цена на нефть взлетела в 4 раза. Начался мировой энергетический кризис. С тех пор вокруг нефтедобычи и транзита углеводородов разыгрывались политические и настоящие войны, лилась кровь, а нефтегазовые потоки смывали целые государства и возносили затрапезных популистов к вершинам мировой геополитики.

Целый ряд ученых обнаружили ясную связь между социальным устройством и сырьевыми доходами. Экономист Томас Фридман вывел шуточный Закон петрополитики: «Уровень демократии в богатых нефтью государствах обратно пропорционален уровню цен на нефть». Изучая политическую историю арабских стран, он обратил внимание на то, что первой из монархий Персидского залива, где прошли свободные и честные выборы с участием женщин и где было полностью пересмотрено трудовое законодательство, чтобы повысить занятость среди собственных граждан и сократить зависимость от «гастарбайтеров», стал Бахрейн, обладающий наименьшими запасами нефти. А единственное демократическое арабское государство - Ливан - не обладает нефтегазовыми месторождениями.

Нефть является главной подпиткой патернализма и тирании в странах, не имеющих традиций демократии и развитого гражданского общества. Но они могут успешно прорастать и на других ресурсных базах. Исследователь Юго-Восточной Азии Майкл Росс замечает, что в Филиппинах, Индонезии и Малайзии наличие больших массивов дождевых лесов привело к демонтажу демократических институтов, препятствовавших неконтролируемому использованию лесных ресурсов.

Майкл Росс выделил несколько конкретных механизмов влияния сырьевых доходов на политическое устройство государства. Во-первых, правительства используют доходы от экспорта сырья для уменьшения социальной напряженности, которая могла бы привести к росту требований контроля со стороны общества над бюджетными расходами. Во-вторых, сырьевые доходы приводят к избыточному росту государственных расходов, усиливающих зависимость общества от государства и коррупцию в государственном аппарате. В-третьих, для защиты своих «завоеваний» власти, не считая, тратятся на полицию и спецслужбы, формируя силовую основу диктатуры. В-четвертых, государство безболезненно подавляет формирование независимых от него социально-экономических групп, в том числе целых хозяйственных отраслей. И, наконец, возможность получения доли в сырьевой ренте подавляет у населения стимулы к обучению, развитию, и модернизации.

Эта концепция не только объясняет природу феодально-патерналистского государства, сложившегося как в России, так и в Украине после распада СССР. Она еще дает надежду на то, что бедность, обрушившаяся на Украину в результате олигархического хозяйствования, войны и экономической блокады со стороны России, разрушит саму основу патерналистского государства и сделает внутриполитические перемены безусловно необходимыми.

Есть надежда и на то, что резкий спад доходов от экспорта сырья вынудит Российскую Федерацию отказаться от роли «Галактической империи» и заставит, наконец, заняться своими внутренними делами. 4 декабря в Вене прошла встреча представителей стран ОПЕК, в ходе которой было принято решение, несмотря на продолжающееся падение цен, не изменять квоты на добычу нефти. Тем самым ОПЕК подтвердил представление о том, что в ближайшее время на рынке нефти будет обостряться борьба стран – поставщиков, латающих дыры в своих бюджетах за счет наращивания нефтедобычи.

А 18 декабря в США было принято решение, закрепившее обвал цен на нефть. Барак Обама утвердил отмену эмбарго на экспорт сырой нефти, введенного в 1975 году - после того самого энергетического кризиса, спровоцированного Саудовской Аравией. Времена меняются: теперь Саудовская Аравия - один из ключевых союзников США на Ближнем Востоке и лидер борьбы с ИГИЛ, перехватившим у саудитов мировое лидерство в агрессивном фундаментализме. Но хотя новости пестрят названиями коалиций, противоборствующих в Сирийской войне, линия главного фронта современного мира пролегла не на географических картах.

Глобализация, уничтожающая географические, национальные, социальные барьеры, с каждым годом все более явной делает главную границу, разделяющую человечество. По одну ее сторону оказываются люди, ценящие себя и других за личные качества и достижения, а не за происхождение или принадлежность к статусной группе. Эти люди считают себя хозяевами своей жизни и признают такое же право у других. Они понимают значимость своей и чужой жизни. Они предпочитают полагаться на разум, а не силу, и решать конфликты путем переговоров, а не перестрелки.

По другую сторону этой невидимой границы - люди, которым трудно обойтись без опеки. Им так и не удалось повзрослеть. Сами себе они кажутся слабыми и никчемными в окружении враждебного мира. Чтобы обрести чувство уверенности, им нужно стать частью чего-то большого и сильного, что защитит, поддержит и направит. Для сильноруких полковников и королей-солнц во все времена и на всех континентах такие люди - основа власти. И пока казна будет позволять, тираны и тиранчики не перестанут искушать народ бесплатной кашей и зовом племени. К сожалению, в последние годы граница между этими двумя мирами все больше превращается в линию фронта. Те, чье время неумолимо заканчивается, готовы идти ва-банк. И Украина, украинский народ неожиданно оказались на передовой линии этого противостояния.

«Если бы меня попросили охарактеризовать «Русский мир» одним словом, я бы не колеблясь ответил - инфантилизм, - пишет в своем блоге российский публицист Аркадий Бабченко. - Именно это понятие наилучшим образом описывает состояние современного российского общества.

Инфантилизм, в первую очередь - это неспособность нести ответственность за свои действия. Неспособность выстраивать причинно-следственные связи и понимать, что такие-то и такие-то действия приведут к таким вот и таким вот последствиям. Это детская непосредственность в восприятии мира. Мир инфантила предельно прост. Американцы уронили цены на нефть. Американцы устроили революцию в Украине. Америка ненавидит русских. А Путин хороший. В этом мире нет места полутонам и сложным умственным построениям. Примитивность — главная его черта.

«Мы же шли на референдум и голосовали с такой надеждой, что Путин нас заберет, как и Крым он забрал, мы голосовали в основном за Путина», — эту цитату беженки из Донбасса во Пскове, которую выселяют теперь из гостиницы, приводит радио «Свобода». Что значит «забрать к себе»? На ручки, что ли? Дети. Абсолютная неразвитость взрослого сознания».

Современная российская власть сделала много, чтобы «взять народ на ручки». Но инфантилизм населения России имеет глубокие исторические корни. В Британии власть короля была ограничена Великой хартией вольностей еще в 1215 году. Франция рассталась с абсолютизмом в конце 18-го века. Российская же империя не смогла распрощаться с самодержавием до 1917 года, а зачатки парламента появились в стране только в 1906 году. Крепостные крестьяне, составлявшие 40% населения страны, - это тоже был своеобразный рекорд. А большевистский период истории - это и вовсе беспримерный эксперимент по «инфантилизации» нескольких поколений огромного народа. Примечательно, насколько эта особенность отразилась в гимнах России разных времен. Как известно, имперский гимн состоял из одного куплета. Суть самодержавного  государства Василий Жуковский уложил в четыре строки: «Боже, царя храни. Сильный, державный, царствуй на славу нам! Царствуй на страх врагам». В советском гимне в качестве действующих лиц появились Отечество, Русь, республики, народы, Ленин и Сталин. Свободным из них было только Отечество, всем остальным солнце свободы только сияло, а заниматься гражданам следовало трудом и подвигами.

В 2000 году, в первый же год правления Владимира Путина, советский гимн с некоторыми текстовыми правками был восстановлен в качестве гимна РФ. Свободным он по-прежнему называет государство, а не его граждан. Гражданам он предлагает гордиться - волей, величием, размером, уникальностью своей страны и славить ее. А нынче впору ожидать восстановления гимна империи, максимально точно отражающего суть текущей идеологии России.

Если гимн имеет значение для судьбы государства, то украинцам повезло с ним гораздо больше. Украинский гимн, хоть и написан полтора века назад, звучит абсолютно современно. Он ведет речь не столько о стране, сколько о людях, ее населяющих и не теряющих желания стать хозяевами своей жизни. «Душу й тіло ми положим за нашу свободу» - ключевая фраза гимна Украины, и уже третий год наш народ доказывает, что это не пустые слова.

-----
Источник: «Совершенно секретно». Международный ежемесячный журнал/Украина. №01/320, январь 2016, с. 1-4.

Всё по теме: Декоммунизация
 

Обзор DEDALINFO