Почитаем прессу

Размер текста
07.03.2016
Личный счет
Личный счет

Автогражданка наоборот

Владельцы авто смогут требовать возмещение убытков у своей страховой, а не компании виновника ДТП. Пусть теперь страдают от мук совести.

В отношениях собственников автомобилей и страховых компаний грядут большие перемены. Виновникам ДТП, понесшим крупные имиджевые потери после краткого знакомства с потерпевшей стороной, больше не придется называть дрожащим голосом свои страховые компании, пытаясь избежать хотя бы расходов на восстановление чужих авто. Теперь инициатива полностью переходит в руки пострадавших, в которых еще, возможно, остались лоскутки чьей-то одежды.


Уже в марте компании — лидеры страхового рынка могут запустить в тестовом режиме так называемое прямое урегулирование убытков.

Суть новшества в том, что полностью меняется схема осуществления выплат в случае ДТП. Сейчас возмещением убытков по ОСАГО занимаются страховые компании, продавшие полис виновнику происшествия. Но в скором времени выплаты возьмут на себя страховщики пострадавшей стороны. Казалось бы, от перестановки слагаемых сумма не меняется. Но в реальности эти изменения станут предвестником радикальных преобразований на рынке автострахования. И уж точно они не останутся незамеченными владельцами авто.

«Старт пилотного проекта «Внедрение прямого урегулирования убытков в Украине на добровольной основе» запланирован на второй квартал 2016 года. Он продлится до принятия изменений в закон Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». После принятия указанного закона прямое урегулирование убытков станет обязательным», — рассказал генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко.

За счет своих фондов МТСБУ обязано возместить потери пострадавшим, если страховая оказывается неплатежеспособной

По словам члена Нацкомфин­услуг Александра Залетова, существенные изменения в сфере автострахования, которым является внедрение прямого урегулирование страховых случаев, как любые другие реформы, должны пройти апробацию в тестовом режиме. «Такой подход позволит избежать социальных конфликтов, которые могут возникнуть в ходе реализации механизма прямого урегулирования страховых случаев», — отметил представитель регулятора.

Пока 17 страховщиков выразили свое согласие участвовать в рабочей группе по разработке и согласованию правил системы прямого урегулирования убытков. «Доля этих страховых компаний занимает более 60% рынка, что, по мнению зарубежных специалистов, дает возможность запустить данный проект в добровольном режиме. Мы ожидаем расширение участников системы прямого урегулирования», — поделился своими ожиданиями гендиректор МТСБУ.

Список потенциальных участников известен. В их числе — «АХА Страхование», «ПРОСТО-страхование», УНИКА, ВУСО, Украинская страховая группа, «Ильичёвское», «PZU Украина», «Универсальная», АСКА, «ИНГО Украина», «Провидна», «Арсенал Страхование», «Княжа», «Краина», «АСКО Донбасс Северный», «Кредо». Но пока еще точно неизвестно, согласятся ли все эти компании внедрить прямое урегулирование убытков в тестовом режиме.

Shema

Конец демпинга

Для большинства автовладельцев главный фактор при выборе полиса ОСАГО — его стоимость. По этой причине некоторые страховые компании стараются всеми силами занизить цены на свои услуги, в ущерб качеству. Не редкость, когда предлагаются полисы со скидкой 30-50%. Обычно такое проявление щедрости говорит о финансовом мошенничестве.

Существует две популярные схемы заработка на автовладельцах. В первом случае выстраивается подобие финансовой пирамиды. Страховая компания продает полисы с огромной скидкой, стараясь по максимуму привлечь новых клиентов. Далее деньги выводятся, а сама компания, когда достигается критичный уровень выплат по страховым случаям, то есть ДТП, прекращает свою деятельность.

Второй вариант еще циничнее. На рынке существует огромное количество поддельных или украденных бланков страховых полисов. Иногда фиктивную кражу устраивают сами страховые компании, особенно накануне банкротства.

Далее эти липовые полисы попадают к нечистым на руку страховым брокерам или посредникам, предлагающим страховки по сумасшедшим скидкам. У них же остаются деньги клиентов, застраховавших свою автогражданскую ответственность. Никто на счет страховой их не вносит. Само собой — получить выплату по такому полису невозможно.

Надо сказать, что для большинства владельцев ОСАГО качество полиса роли не играет. Логика примерно такова: зачем покупать дорогую страховку, ведь выплаты станут головной болью потерпевшей стороны, а не владельца полиса. Но в реальности все не так просто, как кажется.

Во-первых, в случае покупки липового полиса виновнику ДТП не избежать выплат в пользу пострадавших. Доказать в суде правоту потерпевших проще простого. Единственная польза от сомнительных страховок — полиция не оштра­фует за отсутствие автогражданки.

Во-вторых, нежелание страховой компании выполнять свои обязательства может стать проблемой не только для потерпевшей стороны. Обычно в таких случаях автовладельцы обращаются за помощью в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ), выступающее регулятором на рынке обязательного автострахования. За счет своих фондов бюро обязано возместить потери пострадавшим, если страховая оказывается неплатежеспособной. Но так бывает далеко не всегда. Не все готовы ждать, пока закончатся судебные дела со страховой, а потом начнется длительный процесс получения выплат из МТСБУ. А посему сразу подают в суд с требованием взыскать убытки с виновника аварии и нередко выигрывают разбирательства. Теперь же, при введении прямого урегулирования убытков, всех этих проблем удастся избежать.

OSAGO_2

Час расплаты

Как только выплаты пострадавшим начнут осуществлять компании, продавшие им свои полисы, отношение клиентов к выбору страховщика радикально изменится. Никто ведь не захочет остаться в прямом и переносном смысле у разбитого корыта лишь по той причине, что автогражданку удалось купить по бросовой цене у малознакомой компании или вообще на дороге у брокеров с сомнительной репутацией. Экономия в 200-300 грн может обойтись слишком дорого.

Ценовая конкуренция уже не будет играть столь важной роли, как ранее. Владельцам авто придется выбирать страховую компанию по совершенно иному принципу. На первые позиции выйдут репутация страховщика, его способность быстро и качественно провести выплаты при наступлении страхового случая. Особенно это важно сейчас, когда размер возмещения по ОСАГО может быть увеличен до 100 тыс. грн за ущерб, нанесенный имуществу пострадавших в ДТП, и до 200 тыс. грн за вред, причиненный их жизни и здоровью.

Снизить стоимость ОСАГО получится лишь в случае повышения франшизы. Но здесь уже каждый автовладелец сам волен выбирать, какой размер убытков он готов покрыть из своего кармана.

Переформатирование рынка автострахования может привести и к существенному увеличению выплат в пользу клиентов

Смена потребительских предпочтений радикально переформатирует рынок автострахования. «Прямое урегулирование поможет перейти от ценовой конкуренции к конкуренции качеством услуг. Так как страховая компания, которая продает полис страхования сама же урегулирует убыток по своему клиенту. Перераспределение клиентов, по нашему мнению, произойдет через год-два действия системы прямого урегулирования за счет перехода клиентов к страховщикам, которые предоставляют более качественный сервис на рынке», — считает Владимир Шевченко.

Наверняка прямое урегулирование убытков позволит существенно улучшить свои позиции лидерам в сегменте ОСАГО. Одновременно с этим можно прогнозировать существенное ухудшение положения дел у мелких страховых компаний, для которых автогражданка была способом нарастить объем страховых платежей за счет демпинга и других сомнительных операций.

Переформатирование рынка автострахования может привести и к существенному увеличению выплат в пользу клиентов. «Этот механизм преследует цель ускорить процедуру страхового возмещения потерпевшему. Кроме того, увеличение объемов страховых выплат может произойти в результате реализации комплекса мер, предусмотренных новой редакцией закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой отвественности владельцев наземных транспортных средств» (законопроект №3670)», — полагает Александр Залетов.

Лидеры по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев перед третьими лицами (ОСАГО)*
Страховая компанияПремии, тыс. грнВыплаты, тыс. грнУровень выплат, %
1 Оранта 196 089,20 53 397,80 27,23
2 Провидна 178 331,20 55 970,70 31,39
3 ТАС СГ 126 764,10 43 620,50 34,41
4 UPSK 117 996,70 32 405,80 27,46
5 УНИКА 115 300,30 49 137,10 42,62
6 Княжа 104 116,50 37 880,60 36,38
7 АХА Страхование 77 352,00 35 108,00 45,39
8 PZU Украина 62 920,90 28 447,80 45,21
9 Доминанта СО 62 034,80 12 077,90 19,47
10 Киевский страховой дом 60 434,30 18 261,10 30,22
11 Скайд 53 323,50 18 399,20 34,50
12 Арсенал Страхование 51 773,30 18 720,30 36,16
13 Альфа-Гарант 51 050,20 16 450,70 32,22
14 Краина 49 951,00 18 627,00 37,29
15 Ильичёвское 48 971,80 15 484,60 31,62
16 Европейский страховой союз 45 827,80 14 248,00 31,09
17 Глобус 43 291,10 16 528,60 38,18
18 Универсальная 42 137,60 15 054,30 35,73
19 ПРОСТО-страхование 40 276,60 20 797,80 51,64
20 UTICO 38 707,10 14 298,60 36,94
21 Украинская страховая группа 36 571,70 17 012,70 46,52
22 ВУСО 35 902,00 7 372,20 20,53
23 ИНГО Украина 33 081,60 16 230,20 49,06
24 АСКО-Медсервис 25 948,00 10 405,80 40,10
25 АСКО Донбасс Северный 24 707,00 5 616,00 22,73
* за 9 месяцев 2015 года. По данным журнала Insurance Top
Источник: Личный счет
Всё по теме: ОСАГО
 

Обзор DEDALINFO