Почитаем прессу

Размер текста
09.03.2016
Фото GettyImages
Фото GettyImages

На низком старте: два взгляда на одну посевную

Фермер и глава агрохолдинга – об основных проблемах и тенденциях в канун сезона 2016/2017.

В Украине набирают обороты весенние полевые работы. Общий показатель посевных площадей остается стабильным: в 2016 году, как и в предыдущем, он составит около 15 млн га. 

Осенняя кампания оказалась высокорисковой из-за неблагоприятных погодных условий – осень 2015 года была рекордно засушливой, и по прогнозу начальника отдела агрометеорологии Украинского гидрометеорологического центра Татьяны Адаменко, пересеву подлежит не менее 500 000 га, преимущественно, под озимым ячменем. 

Основные культуры в весеннем клине – пшеница, подсолнечник, кукуруза, с тенденцией к сокращению площадей под последней ввиду снижения цен. Затраты на гектар в компании «Проагро» прогнозируют на уровне 5000 гривен, что на 20% выше показателя прошлогодней весны. Общий бюджет посевной оценивается в 80-100 млрд гривен против около 67 млрд гривен в 2015 году. 

Forbes приводит отзывы двух игроков аграрного рынка – фермера и СЕО агрохолдинга – об особенностях весенней посевной кампании. 

Сергей Мазин, генеральный директор агрохолдинга KSG Agro (земельный банк – около 63 000 га)

На низком старте: два взгляда на одну посевную

– У вас посевная уже стартовала?

– Фактически еще нет, потому что пока холодно. Мы посеяли только незначительное количество ярового ячменя – около 150-200 га. Основная часть сева будет тогда, когда почва прогреется до 10-12 градусов, то есть прогнозируемо в начале-середине апреля. 

– Каковы ключевые отличия этой посевной от прошлогодней?

– Наверное, обычный год. Такой же, как и все остальные.

Рынок зерновых и масличных волатилен, но все-таки большинство культур растениеводства через экспорт привязаны [к валюте], цены индексируются вместе с курсом доллара. В прошлом году мировые рынки продолжали падение с точки зрения стоимости продукции (за исключением, пожалуй, подсолнечного масла, стоимость которого была на уровне позапрошлого года). В этом году мы не знаем, как будет себя вести рынок. По моему личному мнению, сейчас чехарда вокруг Египта с его тендерами больше влияет на цену пшеницы, чем цена на нефть.

Поэтому, если говорить о стоимости ресурсов в гривневом выражении, то, конечно же, сейчас гривны нужно больше. Но если все же смотреть на то, что курс в районе 22 грн/$ уже был к августу прошлого года, то к настоящему моменту он изменился не катастрофически. В общем-то мы бо́льшую часть продукции в прошлом году продавали по курсу, близкому к нынешнему.

– Как вы пытаетесь адаптироваться к неблагоприятной мировой конъюнктуре и компенсировать ее влияние?

– Традиционная методика компенсации этих рисков – вертикальная интеграция. Мы развиваем свиноводческое направление, чтобы иметь добавленную стоимость и продукцию на другом рынке. Но сейчас и свиноводческий рынок ввиду низкой покупательной способности населения достаточно жесткий.

Если же говорить о зерновых рынках, все зависит от макрофакторов. Если посмотреть на объем остатков, которые регулярно публикует USDA, то по основным культурам они каждый год растут. Я не ожидаю хороших рынков commodities.

Впрочем, рецепт не изменился: работа над уменьшением себестоимости, оптимизация производства.

– По сравнению с прошлым годом у вас сократятся площади весеннего сева?

– Площади у нас сократились, но мы же часть растениеводческих активов продали в рамках погашения банковских кредитов. В конце марта – начале апреля будем делать preliminary report, там будут точные цифры.

– Как планируете изменить структуру посевов в сравнении с прошлым годом?

– Думаю, структура существенно не изменится. Мы традиционно большое внимание уделяем подсолнечнику. Сеем пшеницу, подсолнечник, озимый ячмень, немного рапса.

– К этой посевной вы полностью обеспечены основными МТР?

– Да, все позиции закрыты. Нельзя сказать, что все эти ресурсы уже физически находятся на складах, но у нас есть контракты на поставку семян, средств защиты растений и т.д. Дедлайн по всем поставкам – до 20 марта.

– Какие инструменты финансирования сейчас используете?

– Большинство кредитов, которые у нас были, мы реструктурировали, удлинили. Занимаемся уменьшением кредитного портфеля, поэтому дополнительных ресурсов не привлекаем – работаем на том ресурсе, который у нас сейчас есть. В принципе, денег достаточно.

– А вы принимаете участие в форвардных программах ГПЗКУ или АФ?

– Нет. Но это реальный фактор обеспечения ресурсами под посевную, это реальные деньги, которые могут быть доступны. Вопрос только в их прямой и опосредованной стоимости.

Например, чтобы заключить этот контракт, необходимо страхование, а список рисков настолько широк, что делает единоразовую стоимость страховки достаточно серьезной – 5% или 7% от страховой суммы.

В контракте закладываются и проценты по финансированию, обычно присутствует еще и некий дисконт к цене в момент закрытия сделки, плюс стоимость страховки. Потому это реальный инструмент с точки зрения получения денег, но не всегда оптимальный с точки зрения их стоимости.

Виктор Галич, глава Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины в Полтавской области (в собственной обработке – 200 га)

На низком старте: два взгляда на одну посевную

Когда планируете начинать полевые работы?

– Этого никто не может сказать. Будет хорошо, если выйдем на конец марта. Ранняя весна многое прощает.

– Какие ключевые отличия от прошлой посевной вы можете отметить?

– Основная проблема кроется в Кабинете министров. В этом году, как заявил глава правительства, «мы поменяли систему поддержки сельского хозяйства». Нет, чтобы прямо сказать: «ободрали село как липку». Мы проводили анализ – минимум 10% средств забрано из оборота, а денег и так не хватает.

– Потеря 10% оборота – следствие изменения системы администрирования НДС?

– Да, это просто убивает село. Сейчас начинаем разбираться в новациях – находим много интересного. Например, говорят, что если НДС я уплатил с сои, то должен на сою его тратить… В общем, должны быть новые разъяснения. Но мы ничего хорошего от этих людей не ожидаем.

– На данный момент ваше хозяйство обеспечено основными МТР?

– Частично обеспечены, чем не обеспечены – купим. Сейчас идет закупка минудобрений в связи с тем, что цены обвалились. В прошлом году минеральных удобрений было внесено меньше, чем в предыдущем, на 15%. Нас спасла погода – прошли дожди. В этом году мы внесем еще меньше минудобрений – на 20-30%.

Рассчитываем соотношение цен на продукцию и на минудобрения – сколько тонн одного товара можно купить за тонну другого. За тонну подсолнечника я во все времена покупал 2-2,5 тонны селитры. На сегодня я за тонну подсолнечника куплю только 1,1 тонны [селитры]. Такие соотношения минудобрений к продукции у нас самые худшие во всем мире.

А не внесем минудобрений – не будет хорошего урожая. Я могу уже однозначно сказать, что в этом году будет недобор.

– Какие инструменты финансирования вы сейчас используете?

– Инструментов финансирования сейчас нет. Я сотрудничаю с банком «Креди Агриколь». У меня 20-летняя кредитная история. Они мне дают небольшой кредит, 200 000 [гривен], чисто символически.

Плюс потребительское кредитование, иногда мы этим пользовались. Раньше это было 50 000 [гривен] под 40% годовых. Обычно я беру в конце мая, и в августе отдаю. За 3-4 месяца процентов набегало немного. Но сегодня на потребительское кредитование дают только 2-3 тыс. гривен в год. Люди оформляют кучу бумаг, чтобы получить кредит в $100, меньше дневной зарплаты американца. 

Это для нас год выживания. Дай Бог просто выжить. Но Украина – чемпион по выживанию, поэтому мы и в этот раз что-то придумаем.

– Вы принимаете участие в форвардных программах ГПЗКУ и АФ? Насколько это реальный инструмент пополнения оборотного капитала?

– Вам честно сказать? Ранее, если ты хотел получить форвардный контракт, тебе на ушко говорили: «15% откат». А я в эти схемы не играю. Не помню, было ли в прошлом году так, но в позапрошлом было. Точно после смены власти уже.

– Изменится ли структура ваших посевов в сравнении с прошлым годом?

– Идет смена климата и смена приоритетов. Сейчас кукуруза дороже пшеницы. У нас сейчас климат такой же, как раньше был на юге Одесской или Запорожской областей. У нас уже давно не родит ни гречка, ни ячмень. Потому теперь выращиваем сою, кукурузу, подсолнечник.

В этом году переходим с подсолнечника на сою. Эта культура обогащает азотом [почву], она более экологичная, хотя, возможно, и не такая прибыльная, как подсолнечник. Я всем рекомендую увеличивать посевы сои, потому что ее можно выращивать без больших затрат удобрений, которые очень подорожали.

– Как вы оцениваете состояние озимых?

– У нас большая неоднородность. Есть нормальные, хорошие поля. А есть такие, которые почти погибли. Сейчас погода пока благоприятствует, но осенью была сильнейшая за 50 лет засуха. За четыре [последних] месяца у нас выпало 23 мм осадков. В Сахаре выпадает больше.

Богдан Хлимоненко, Виталий Кравченко

Источник: Forbes.ua
Всё по теме: Агробизнес
 

Обзор DEDALINFO