Почитаем прессу

Размер текста
01.04.2016
Фото zaz.ua
Фото zaz.ua

В режиме ожидания: каковы перспективы открытия рынков ЕС для автомобильной отрасли

Почему ассоциация с Евросоюзом не поможет украинскому авторынку выбраться из кризиса.

В начале прошлого года продажи новых легковых автомобилей в Украине ушли в крутое пике. В январе 2015‑го они рухнули по сравнению с январем 2014‑го в 4,6 раза, а по итогам всего прошлого года отечественный авторынок обвалился на 52%, до 46 546 автомобилей в год.

Начало 2016‑го стало глотком свежего воздуха для отрасли: в январе продажи новых авто превысили аналогичный показатель января 2015‑го на 22,6%. И некоторые наблюдатели назвали это первыми плодами ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Впрочем, скептики считают, что соглашение об ассоциации вряд ли поможет отрасли. Кто из них прав, попытался разобраться Forbes.

От пяти и выше

Учитывая плачевное состояние отрасли, открытие рынков ЕС и вправду могло бы подстегнуть как объемы импорта транспортных средств, так и их производство. Расчет прост: ввозные пошлины будут существенно снижены, а в среднесрочной перспективе европейские производители начнут разворачивать выпуск автомобилей на территории Украины.

Но надежды не оправдались: пошлина для легковых автомобилей из ЕС, которая на данный момент составляет 8,8–9,1% таможенной стоимости авто, будет уменьшаться лишь на 1 п. п. в год. Другие «поборы» в виде НДС, акцизов и отчислений в Пенсионный фонд с проевропейскими договоренностями никак не связаны, они на совести Кабмина и ВР. А если импорт из ЕС превысит 45 000 новых авто в год, украинские власти вправе в одностороннем порядке установить дополнительную спецпошлину в размере 1%, ежегодно повышая ее до 10%.

Еще большей неожиданностью оказался запрет с 2016 года поставок в Украину автомобилей, не соответствующих экологическим нормам «Евро-». «В стране, где 80% автомобилей соответствуют стандарту «Евро-», такие ограничения явно неуместны», – заявил Forbes генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Хотя эту инициативу пытались представить следствием ассоциации с ЕС, выяснилось, что украинские политики просто лукавят. «В соглашении об ассоциации нет прямого требования к повышению минимальных стандартов на ввозимые авто. К тому же существование такого требования явно противоречит интересам Евросоюза, рынок которого переполнен дешевыми авто, стандарт которых ниже «Евро‑5», – уверяет адвокат ЮКК «Де‑юре» Андрей Павлишин.

Ограничение на ввоз в нашу страну транспортных средств установлено законом №2739‑IV от 06.07.2005. Уже с момента его принятия был запрещен импорт авто старше восьми лет. Через полгода в нем появилась норма о соответствии ввозимого транспортного средства стандарту «Евро‑2». В конце 2008‑го ввели пошаговое повышение стандартов до «Евро‑5». А в августе 2012 года внесли очередные правки, благодаря чему с 1 января 2014‑го было введено ограничение – «Евро‑4», с 1 января 2016‑го – «Евро‑5», а с 1 января 2018‑го начнет действовать норма «Евро‑6».

Эксперты говорят, что этот документ, равно как и все последующие изменения в него, принимался под неимоверным давлением внутренних производителей. Ведь он ограничивает только импорт автомобилей ниже стандарта «Евро‑5», но не выпуск таковых в пределах Украины, что развязывает руки местному автопрому.

Соберут со всех

Не самой приятной новостью для авторынка стала «реинкарнация» транспортного сбора. С начала 2015 года его начали взимать с автомобилей старше пяти лет и с объемом двигателя более 3000 куб. см. После внесения изменений в Налоговый кодекс в декабре 2015‑го объем двигателя заменили стоимостью. Так что теперь налог в размере 25 000 гривен в год будут уплачивать владельцы автомобилей, срок эксплуатации которых не превышает пяти лет, а стоимость – 750 минималок (сейчас 1,033 млн гривен).

Для определения плательщиков налога Кабмин недавно утвердил порядок расчета рыночной цены автомобилей. Стоимость будет определять Минэкономразвития, основываясь на данных импортеров и производителей, а также исходя из марки, модели, года выпуска, типа и объема двигателя, типа коробки передач.

Теперь налог в размере 25 000 гривен в год будут уплачивать владельцы автомобилей, срок эксплуатации которых не превышает пяти лет, а стоимость – 750 минималок (сейчас 1,033 млн гривен)

Выросли с 2016 года и акцизы на топливо: на 13% – для бензина, и на 42% – для альтернативных видов горючего. Правда, это косвенный налог, но он все равно влияет на состояние авторынка.

Впрочем, некоторые послабления все же произошли. Во‑первых, еще в октябре 2015‑го была полностью отменена импортная спецпошлина, которая действовала c 2012 года и к моменту упразднения составляла 2,15–4,32% стоимости авто, в зависимости от объема двигателя. Во‑вторых, с января 2016‑го перестал действовать дополнительный импортный сбор в размере 5%, распространявшийся на все ввозимые в Украину транспортные средства. В‑третьих, депутаты в декабре прошлого года поддержали отмену ввозной пошлины на электромобили. Эта норма вступила в силу с января 2016‑го и, по идее, должна привести к снижению цен на электрокары, а значит, увеличить спрос на них.

Балансируя на грани

В режиме ожидания
Фото zaz.ua

Импортеры не возлагают больших надежд на текущий год и готовы регулярно пересматривать цены. «Если курс гривны продолжит падать и дальше – рост цен будет прямо пропорциональным. Второй фактор удорожания – введение «Евро‑5». Автомобили более высокого экостандарта всегда дороже, в среднем на 3–5%. Третий фактор увеличения стоимости – ежегодное обновление модельного ряда авто, цены на который обычно выше предыдущего на 3–10%», – объясняет ситуацию на рынке директор по маркетингу группы компаний «АИС» Сергей Боровик.

Все это, разумеется, не лучшим образом влияет на спрос, что вынуждает дилеров завозить машины небольшими партиями и держать склады полупустыми. «Приоритет будет смещаться в сторону хранения автомобилей за пределами таможенной территории Украины, с последующим таможенным оформлением под клиента», – уверен Сергей Байдачный, заместитель руководителя департамента продаж «Торговый Дом – НИКО».

За весь 2015‑й в Украину было импортировано в четыре раза больше б/у авто, чем годом ранее

Правда, в конце прошлого года ситуация была противоположной. В преддверии новых экологических стандартов наблюдался активный импорт. По словам Назаренко, в декабре завозилось колоссальное количество автомобилей с пробегом. А за весь 2015‑й в Украину было импортировано в четыре раза больше б/у авто, чем годом ранее. Пока что не испытывают недостатка с новыми автомобилями и автосалоны – активные распродажи основных моделей в разных комплектациях до сих пор идут у большинства ведущих дилеров.

Но это временно. Сформированные запасы не перекроют будущие сложности с продажами, поскольку резервов для снижения стоимости нет. И хотя по итогам 2015 года, согласно оптимистичному сценарию ВААИД, ожидается рост реализации новых авто на 20–25%, есть и другой сценарий развития ситуации, предполагающий падение на 30–50%, и даже больше. Причем второй вариант эксперты считают более реалистичным. Усиление налогового давления, курсовая нестабильность и перебои с внутренним производством (например, «АвтоЗАЗ» в январе полностью остановил выпуск легковых машин) ставят рынок в незавидное положение, спасти которое ассоциация с ЕС не сможет.

Павел Харламов

Источник: Forbes.ua
Всё по теме: Авторынок
 

Обзор DEDALINFO