Рейтинги страховых компаний

Размер текста
18.09.2008

Российский страховой рынок, I полугодие 2008 года

Таблица 1. Компании - лидеры российского страхового рынка по взносам (без учета ОМС), включая принятое перестрахование, I полугодие 2008 г.

Таблица 2. Российские страховые компании в разрезе размерных классов, I полугодие 2008 г.

Таблица 3. Финансовые показатели ведущих российских страховщиков (на 30.06.2008), тыс. руб.

Таблица 4. Лидеры по объему собранной премии-нетто перестрахование, I полугодие 2008 г.

Таблица 5. Страхование жизни, I полугодие 2008 г.

Таблица 6. Добровольное медицинское страхование, I полугодие 2008 г.

Таблица 7. Страхование выезжающих за рубеж, I полугодие 2008 г.

Таблица 8. Страхование от несчастных случаев и болезней, I полугодие 2008 г.

Таблица 9. Страхование наземного транспорта, I полугодие 2008 г.

Таблица 10. Страхование водного транспорта (включая страхование ответственности), I полугодие 2008 г.

Таблица 11. Страхование авиационных рисков (включая страхование ответственности), I полугодие 2008 г.

Таблица 12. Страхование космических рисков (включая страхование ответственности), I полугодие 2008 г.

Таблица 13. Страхование автогражданской ответственности (добровольное), I полугодие 2008 г.

Таблица 14. Страхование грузов, I полугодие 2008 г.

Таблица 15. Страхование ответственности грузоперевозчиков, I полугодие 2008 г.

Таблица 16. Страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков, I полугодие 2008 г.

Таблица 17. Страхование строительно-монтажных рисков (включая страхование ответственности), I полугодие 2008 г.

Таблица 18. Страхование имущества физических лиц, I полугодие 2008 г.

Таблица 19. Страхование финансовых рисков, I полугодие 2008 г.

Таблица 20. Страхование ответственности предприятий - источников повышенной опасности, I полугодие 2008 г.

Таблица 21. Страхование профессиональной ответственности, I полугодие 2008 г.

Таблица 22. Страхование сельскохозяйственных рисков, I полугодие 2008 г.

Таблица 23. Входящее перестрахование, I полугодие 2008 г.

Таблица 24. Обязательное медицинское страхование, I полугодие 2008 г.

Таблица 25. ОСАГО, I полугодие 2008 г.

Таблица 26. Обязательное личное страхование (кроме ОМС), I полугодие 2008 г.

В поисках прибыли

Первое полугодие 2008 года на российском страховом рынке прошло под знаком двух тенденций: выравнивание тарифов и снижение темпов роста страхования, связанного с кредитными продуктами. На первый план для страховщиков постепенно выходят не доля рынка, а устойчивость и рентабельность бизнеса.

По итогам первого полугодия 2008 года российские страховые компании собрали 293 млрд рублей взносов по прямому страхованию (без ОМС), что на 44 млрд рублей или 17,6% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Прирост взносов в текущем году замедлился – в первом полугодии 2007 года он был на 3,1 процентных пункта выше. Крупнейшими сегментами российского страхового рынка по-прежнему остаются страхование автокаско (по данным исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», объем взносов, собранных по этому виду страхования в первом полугодии 2008 года, составил 76,4 млрд. руб.), ДМС (53,0 млрд. руб.), ОСАГО (39,1 млрд. руб.) и страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков (31,3 млрд. руб.).

Притормозили

Три из четырех основных для российского рынка видов страхования показали снижение темпов прироста страховой премии: темп прироста взносов по автокаско в первом полугодии 2008 года снизился на 5,6 п.п. по сравнению с первым полугодием 2007 года и составил 35,1%, по ОСАГО снижение составило 4,8 процентных пункта до уровня 12,9%. В то время как по розничным видам речь идет о замедлении темпов прироста, в страховании имущества юридических лиц и вовсе произошло абсолютное снижение величины собранной страховой премии на 6,3% (в первом полугодии 2007 года отмечался прирост на 5,6%). Возросли темпы прироста только в ДМС – с 15,6 до 23,4%.

Как рассказал «Эксперту» начальник Аналитического отдела ОАО «КапиталЪ Страхование» Андрей Бондаренко, «минимальный рост премии по огневым рискам и грузам - общая тенденция в сегменте корпоративного страхования. Основными факторами, негативно влияющими на показатели этого сегмента, являются снижение тарифов – как по причине ужесточения конкуренции, так и вследствие удешевления перестраховочной защиты в западных компаниях, - а также уход с рынка значительного объема схем».

В то время как сокращение взносов по страхованию имущества юридических лиц – лишь продолжение тенденции, сформировавшейся достаточно давно, «торможение» автострахования – новое и очень неприятное явление для российских страховщиков, вызванное внешними для страхового рынка причинами. Не секрет, что высокие темпы роста автокаско завязаны, в основном, на практике вмененного страхования при автокредитовании, которое около года назад испытало настоящий бум. Последствия мирового финансового кризиса для российской экономики выразились, наряду с прочими, в снижении темпов роста выдачи кредитов российскими банками. Как следствие, замедлился рост и кредитного автокаско.

Ожидания относительно дальнейших перспектив роста автострахования у большинства участников рынка достаточно пессимистичны. По словам заместителя генерального директора Московской страховой компании Александра Федонкина, «гипертрофированный рост заработной платы, опережающий темпы роста производительности труда и обусловленный дефицитом рабочей силы, не может продолжаться долго, а ускорение инфляции заставит людей отложить как дорогостоящие покупки, так и кредитование из-за ограниченности денежных средств на приобретение товаров первой необходимости. Соответственно, изменение в структуре потребления приведет к снижению темпов роста автострахования».

Как считает заместитель генерального директора по стратегическому развитию «ВТБ Страхование» Эдгар Плескановский, «Еще рано говорить об этом как о сформировавшейся тенденции, однако, мы ожидаем снижения темпов роста премии по страхованию каско автомобилей, приобретаемых в кредит, в конце текущего и начале будущего года. Снижение темпов роста промышленного производства, отток иностранных инвестиций, а также сокращение темпов роста реальных доходов населения создают дополнительные предпосылки для возможного замедления развития страхования в будущем году».

Темпы роста рынка ДМС также далеки от желаемых. «Медленнее, чем нам хотелось бы, развивается рынок добровольного медицинского страхования, - сетует вице-президент ОСАО «Ингосстрах» Илья Соломатин. - Причина в том, что государство до сих пор не смогло четко определить, что такое обязательное медицинское страхование: соцобеспечение или элемент страхования. Именно поэтому невозможно дать точный прогноз рынка ДМС: будет ли он отдельной составляющей, не имеющей отношения к обязательной медицине, либо он будет хорошим дополнением к обязательной программе медицинского страхования».

Убыточность по-прежнему растет

В первом полугодии 2008 года продолжились, еще более усилившись, тенденции прошлого года, связанные с неуклонным ростом убыточности автострахования (как ОСАГО, так и каско).

Обязательная автогражданка продолжает тянуть показатели рынка вниз – убыточность во многих регионах России уже давно преодолела критический уровень, и некоторые страховщики по тихому саботируют работу по этому виду страхования, перенося пункты продажи полисов ОСАГО в труднодоступные места и не привлекая особого внимания автовладельцев к возможности застраховаться по ОСАГО именно у них. Как отмечают многие страховщики, учитывая степень охвата этим видом страхования населения страны и его обязательности для автовладельцев, проблема из чисто экономической начинает приобретать политический характер. В силу обязательности установленных тарифов по ОСАГО, решить вопрос может только государство, которое, однако, делать это не торопится.

Новым явлением для отечественного страхования стали впервые публично признанные некоторыми ведущими страховщиками убытки по автокаско. В реальности этот вид страхования оказался убыточным для гораздо большего числа компаний, чем это было объявлено рынку. В особенности это относится к страхованию автокаско через автосалоны.

В автокаско финансовый результат снижается, в основном, не вследствие неадекватных тарифов, а из-за запредельных комиссионных вознаграждений агентам. Наиболее высоки запросы у нестраховых посредников, прежде всего, у автосалонов, которые диктуют свои условия страховщикам. Как считают многие участники рынка, комиссионные достигли столь высоких значений, что дальнейшее их увеличение или даже сохранение на прежнем уровне сделает полностью нерентабельной деятельность по автострахованию. Как следствие, можно ожидать начала постепенного снижения комиссионного вознаграждения посредникам.

Как пояснил «Эксперту» первый заместитель председателя правления СОАО «Русский Страховой Центр» Николай Николенко, «причина сложившейся ситуации в том, что многие страховые компании в процессе подготовки к продаже на западный рынок стремятся к развитию сбытовых сетей и наращиванию объёмов страховой премии простейшим путём - путём ценового демпинга и повышения комиссионного вознаграждения страховых посредников. В условиях, когда доля инвестиционного дохода российских страховых компаний крайне низка и растёт величина комбинированного коэффициента убыточности, страховщикам пора задуматься о повышении рентабельности их бизнеса».

Прибыль или объемы?

Время думать о рентабельности своего бизнеса настало, похоже, даже для любителей самого «безбашенного» демпинга. Об этом говорят начавшиеся процессы санации портфелей по автокаско физических лиц многих российских страховщиков. Многие «чемпионы» по демпингу, особо отличившиеся сомнительными достижениями в установлении тарифов «ниже плинтуса» в прошлом году, проели финансовые ресурсы, а их надежды на опережающий рост премий, захват значительной доли рынка и продажу зарубежному инвестору в большинстве случаев не оправдались.

Первое полугодие 2008 года показало, что в большинстве страховых компаний началась внутренняя трансформация – переход от целевых установок, направленных на захват как можно большей доли рынка любой ценой, к ориентации на иные результаты. Очевидный тезис, что страховой бизнес, как и любой другой, должен приносить прибыль, постепенно становится целевой установкой все большего числа страховщиков. Как следствие, на рынке, пожалуй, впервые в его «постсхемной» истории начался процесс выравнивания тарифов – их приближения у разных компаний к среднему по рынку уровню.

Как считает заместитель генерального директора ОАО «РСК» Виктор Дымов, «Основная тенденция прошлого года – многие страховые компании делают выбор не в пользу «тарифных войн» и демпинговых операций, а в пользу надежности компании, ее резервов, стабильности страхового портфеля. В первом полугодии 2008 года эта тенденция стала еще более очевидна: стало ясно, что это закономерность, а не случайный «всплеск». Другая очевидная тенденция непосредственно связана с закреплением на рынке новых методов борьбы за клиента – это следование политике клиентоориентированности по образцу западных компаний. Не нужно заглядывать далеко вперед, чтобы сказать, что помимо величины страховых тарифов, для клиента все большее значение будет иметь именно качество обслуживания».

Алексей Янин

 

Обзор DEDALINFO