Новости из России

Размер текста
25.02.2009

«Кризис — это то время, когда надо развиваться»

Экономический кризис, затронувший практически все сферы бизнеса, не мог не отразиться на частной медицине. О ближайшем будущем российских клиник, о влиянии кризиса на рынок медицинских услуг и об основных тенденциях в мире биомедицинских технологий рассказал корреспонденту РБК daily ЕКАТЕРИНЕ ЛЮЛЬЧАК президент ЗАО «Группа компаний «Медси» ВЛАДИМИР ГУРДУС.

— Владимир Оскарович, давайте начнем нашу беседу с наиболее актуальной и острой на сегодняшний день темы: как экономический кризис повлиял на развитие частной медицины?

— Медицина — отрасль специфиче­ская, которая от кризисов иногда даже выигрывает. В американской экономике индустрия здравоохранения поднимается по мере развития кризиса. В России в сегменте платного здравоохранения также происходят некоторые изменения: люди не стали меньше болеть, они лишь перераспределили структуру потребления медицинских услуг. На одних предприятиях сокращены медицинские программы для сотрудников, а на других и сами сотрудники, что приводит к уменьшению числа людей, застрахованных по программе добровольного медицинского страхования. И люди либо начинают платить из своего кармана, либо переходят на услуги государственного здравоохранения. Знаковый для кризиса момент — закрытие мелких частных медицинских центров. Кроме того, развивающиеся компании и новые проекты, требующие инвестиций, переживают тяжелые времена и начинают закрываться. И их бывшие клиенты либо перетекают в более крупные частные клиники, либо идут в государственные учреждения. Второй тренд — недоступность кредитных ресурсов, на которых клиники могли бы развиваться, поэтому новые проекты замораживаются. Однако есть и позитивные моменты — на рынке труда появляется много достойных кандидатов. За разумные деньги можно привлечь высококлассных врачей.

— Но ведь за специалистов борются и государственные клиники — бюджетникам постоянно повышается зарплата, начисляются премии. Не происходит ли в связи с этим их отток из частного сектора в бюджетный?

— То, что зарплата в государственной системе здравоохранения за последние пять лет постоянно растет, — это факт. Однако если говорить о нашей группе компаний, то у нас никакого оттока не наблюдается. Мы стараемся поддерживать уровень зарплат наших врачей как минимум на 10% выше, чем в государственных клиниках. Но здесь эти деньги надо зарабатывать, оказывать услуги отличного качества, а не отсиживать положенные восемь часов. Мы очень чувствительны к вопросам качества, ведь от этого зависит развитие бизнеса. С другой стороны, мы обеспечиваем врачу комфортные условия работы. В государственных поликлиниках врач должен за 10—15 минут принять человека и провести обследование. У нас же прием длится примерно 30—60 минут, что достаточно для качественного обслуживания.

— И все-таки в связи с кризисом поток пациентов уменьшился?

— Все как раз наоборот. Кризис — это то время, когда надо развиваться. Если сравнивать показатели января 2008-го и января текущего года, то показатели в этой области выросли на 46%. При этом потребление среди физических лиц в секторе эконом увеличилось, а вот сектор VIP несколько замедлил темпы роста. Растет количество обращений. Но это успехи лишь нашей компании, а не рыночная тенденция. Просто мы увеличиваем свою долю на рынке медицинских услуг. В целом же из-за того, что некоторые клиники закрываются и их пациенты остаются на улице, у нас растет число клиентов. Кроме того, мы идем на уступки, предоставляя скидки наиболее крупным клиентам в размере 5—10% от стоимости продуктов и услуг.

— И кого можно отнести к таким клиентам?

— Вообще у нас обслуживаются около 300 тыс. человек, в том числе сотрудники таких крупнейших компаний, как ТНК-BP, МТС, «Комстар», «Детский мир», «Интурист». Порядка 12 тыс. сотрудников правительства Московской области прикреплены на обслуживание к нашим клиникам в районе ст. м. «Белорусская» и в Красногорске.

— А какие направления клиник «Медси» наиболее востребованы?

— Я бы выделил два основных ценностных предложения, которые могут выгодно отличать нас от других участников рынка. Во-первых, это предоставление полного комплекса медицинских услуг в разных жизненных ситуациях. В структуру «Медси» входят и поликлиники, и «Скорая помощь», и больницы, и реабилитационные центры. Мы лечим и на территории РФ, и за рубежом. Пациент может обратиться к нам с совершенно разными проблемами и в любых ситуациях. И даже если мы не сможем вылечить сами, мы направим пациента к нужному специалисту. У нас более 300 консультантов, ведущих академиков и профессоров. Мы сотрудничаем более чем с 20 клиниками в Германии, Швейцарии, Греции, Израиле. Так что у нас нет вопросов, связанных с сохранением или укреплением здоровья, с которыми вы не могли бы к нам обратиться. Второе ценностное предложение — это система ведущих врачей, которые отслеживают состояние здоровья пациентов, наблюдая их из года в год. Такой семейный врач анализирует всю информацию о состоянии здоровья пациента, стекающуюся от других профильных специалистов. Именно эти предложения являются нашей визитной карточкой. Если же говорить о профильных услугах, то мы уже лицензированы по более чем 30 врачебным специальностям. Наиболее часто к нам обращаются по вопросам терапевтической патологии, хирургии, гинекологии, стоматологии. Весьма распространены «социальные» болезни — сердечно-сосудистые патологии, ишемическая болезнь, гипертония, сахарный диабет. И еще раз повторю: если с проблемой не справимся сами, то обязательно привлечем лучших специалистов в данном вопросе.

— «Медси» позиционирует себя как компания, ориентированная на использование инновационных технологий. Какие новшества уже применяются в ваших клиниках?

— Действительно, в своей практике мы используем последние разработки. Например, для лечения неврозов применяем метод биологической обратной связи (БОС), для профилактики бессонницы — специальные сомнологические технологии. Мы проводим процедуры экстракорпоральной очистки крови. В наших клиниках проводится лечение так называемых «хрустальных детей» с крайне редкой патологией остеогенеза. В ближайшем будущем мы планируем осуществить широкое внедрение телемедицины, с помощью которой диагностика и лечение могут осуществляться дистанционно. Например, пациента из Москвы сможет обследовать и проконсультировать специалист из Австрии. К той же диагностике на расстоянии относится и ЭКГ по телефону, которое уже сейчас применяется в наших клиниках.

— Владимир Оскарович, сейчас активно обсуждается проект по передаче государственных клиник в управление частным компаниям. Как продвигается эта инициатива и что мы получим в случае ее реализации?

— Идея существует уже достаточно давно. Этот механизм описан в концепции развития здравоохранения до 2020 года, широко обсуждаемой в Государственной думе, общественных организациях и Минздраве. Практически готово постановление правительства о частно-государственном партнерстве в здравоохранении. Во всех странах с развитой экономикой социальная ответственность государства в медицине разделена между частными и государственными клиниками. Этот механизм не только привлекает частные инвестиции в медицину, но и позволяет улучшить качество обслуживания. Появляются заинтересованные в экономическом и социальном эффектах партнеры государства, которые стремятся постоянно улучшать качество услуг, чтобы не потерять клиентов.

— Не будет ли это означать, что медицина станет доступна только для обеспеченных людей, в то время как незащищенные слои населения останутся за бортом?

— Ни в коем случае. Есть некоторая путаница в понятиях «частное» — «государственное», «платное» — «бесплатное». Не всегда государственные клиники предполагают бесплатные услуги, равно как не всегда частные подразумевают платные. За медицинскую помощь в частных клиниках может платить Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) или страховая компания, поэтому понятия «частное» и «платное» нетождественны. Когда мы говорим о частно-государственном партнерстве, мы не подразумеваем того, что частные предприниматели отнимут у государства клинику и заставят каждого пациента самостоятельно платить за лечение. Наоборот, государственный заказ будет сохранен, и за человека, как и прежде, будет платить либо Фонд ОМС, либо государство. Мы же в рамках менеджерского контракта на управление попытаемся улучшить условия функционирования медицинских учреждений и постараемся привлечь туда дополнительные деньги, которые пойдут на переоснащение клиник, повышение зарплат врачам, повышение качества услуг. И сейчас очень важно разбить стереотипы и достучаться до сознания граждан — частное и государственное партнерство не означает раздачу государственных клиник в руки частника и превращение бесплатного здравоохранения в платное. Греция, Германия, Франция, Швейцария имеют такой опыт: клиника — государственная, система финансирования — страховая, то есть бесплатная для клиента, менеджмент — частный.

— Какие еще проекты в ближайшем будущем собираются продвигать представители частной медицины?

— Во-первых, мы хотим уравнять в правах частные и государственные учреждения в вопросе оказания бесплатных медицинских услуг. Это не значит, что все частные центры начнут лечить бесплатно. Просто в отношении исполнения государственного заказа и районные поликлиники, и коммерческие центры должны обладать равными возможностями. Во-вторых, оплата в системе медицинского страхования должна идти по полноценному тарифу. Сегодня ОМС покрывает затраты медицинского учреждения всего на 30%. Остальные 70% идут через бюджет. Это значит, что любая частная клиника не сможет оказывать услуги в рамках ОМС, потому что ей придется добирать оставшиеся 70% из других источников. Это сильно ограничивает рентабельность и наносит существенный удар по развитию бизнеса. Мы же хотим, чтобы за услугу была заплачена полноценная стоимость.

— Какие планы на 2009 год для себя наметила группа компаний «Медси»?

— Мы планируем расширяться — в будущем году должно открыться еще несколько наших клиник. Кроме того, будем повышать эффективность услуг, стандартизировать медицинскую технологию и проводить интеграцию клиник. В общем, несмотря на кризис, жизнь бурлит.

 

Обзор DEDALINFO