Новости из России

Размер текста
11.08.2008

Ответственность без ответа

По данным самых свежих опросов, без малого 40% россиян, имеющих водительские права, считают обязательное страхование автогражданской ответственности бесполезной услугой, которую их заставляют покупать. Основными причинами недовольства водителей являются дороговизна полиса, мизерные страховые выплаты и сложности с выбиванием денег из страховщиков. Эксперты говорят, что изменений к лучшему не будет еще несколько лет.

Результаты последнего опроса Исследовательского центра SuperJob.ru наглядно показали: более чем за пять лет действия программы ОСАГО страховой полис так и не стал палочкой-выручалочкой для большинства отечественных автолюбителей. Лишь 45% имеющих права россиян увидели в «автогражданке» в ее нынешней версии хоть какую-то пользу. Примечательно, что значительную часть респондентов в этой группе составили виновники мелких ДТП. Тем не менее даже те, кого можно причислить к формальным сторонникам ОСАГО, признают: в сложных ситуациях пользы от полиса – ноль. Действительно, недешевых иномарок в России все больше, а максимальная сумма страхового возмещения при ущербе «железу» – всего 120 тыс. руб.

Велика доля опрошенных, которые считают, что ОСАГО своей функции не выполняет: 38% респондентов назвали полис «обдираловкой, бесполезной услугой, которую заставляют покупать». Недовольство автолюбителей вызывает масса лежащих на поверхности проблем. Это высокая цена полиса, многочасовые разбирательства на дороге после ДТП, сложности при получении причитающихся денег со страховой компании. Но, пожалуй, больше всего расстраивают пострадавших мизерные страховые выплаты. «Один обман, по страховке заплатили копейки, а ремонт обошелся куда дороже! На эти деньги ничего толком не сделаешь», – пояснили исследователям возмущенные автолюбители. Помимо прочего, они отмечают возросшее число лихачей, которые создают аварийные ситуации, надеясь, что страховка покроет их расходы «в случае чего».

Добавим, что еще 17% опрошенных россиян не стали рубить с плеча, заявляя о полной бесполезности программы ОСАГО. Впрочем, и положительных моментов они пока не видят: «Задумка хорошая. Но сейчас помощи на дорогах ожидать не приходится. Надеюсь, лет через 5–7 ситуация изменится».

Независимые эксперты согласились с большинством опрошенных водителей: полис не стал панацеей от дорожных бед. «Очень многие люди сетуют на высокую стоимость полиса ОСАГО. Но главное, что нервирует автомобилистов, – это нежелание страховых компаний быть по-настоящему партнерами при наступлении страхового случая, – рассказал «НИ» председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Страховщики идут на всякого рода ухищрения, уловки с целью усложнить процедуру получения выплаты и снизить ее размер. Само по себе ОСАГО – полезный институт, никто не спорит. Но, к сожалению, он стал средством наживы для алчных страховщиков».

Именно страховые компании специалист считает главными виновниками проблем. По его словам, страховое лобби в парламенте, Минфине и других госорганах блокирует полезные изменения в закон об «автогражданке». Так, в начале лета Госдума перенесла на более поздний срок введение упрощенного порядка получения страховых выплат при ДТП. А буквально на прошлой неделе Минфин отказался снизить тарифы для машин не старше трех лет. «Полагаю, что до следующих выборов изменений к лучшему не будет. Сейчас наша главная задача – не допустить ухудшения ситуации. Недавно страховщики активно заговорили о необходимости повышения тарифов, будем пытаться противостоять этому», – сказал г-н Похмелкин.

 

Обзор DEDALINFO