Новости из России

Размер текста
02.10.2007

Нашествие

Куда заведут иностранные компании российский страховой рынок? Страховой рынок России раскрывает свои двери иностранцам. В рамках переговоров о вступлении в ВТО Москва взяла на себя обязательства допустить на наш рынок не только "дочки", но и филиалы иностранных страховщиков. Более того, иностранцам сможет принадлежать до половины страхового рынка России. Проиграют или выиграют от этого "нашествия" клиенты, то есть мы с вами?

Они уже вокруг нас - иностранцы достаточно давно присутствуют на российском рынке. Кто-то создает здесь "дочки" с нуля, кто-то скупает российские компании, кто-то использует одновременно две эти стратегии. Среди самых крупных сделок последнего времени - покупка РОСНО германской Allianz AG, НАСТА - швейцарским Zurich и приобретение доли РЕСО-Гарантия Европейским банком реконструкции и развития. Сейчас российским законодательством предусмотрен лимит присутствия иностранцев в пределах 25 процентов от совокупной капитализации всех страховых компаний. Пока реальное их присутствие куда скромнее: в начале 2007 года доля иностранцев в страховом капитале не превышала пяти процентов. Но показатель растет, и нет никаких сомнений, что квота для иностранцев, закрепленная в соглашениях о вступлении России в ВТО - 50 процентов от общего капитала страховщиков, - будет выбрана без проблем. Почему?

"Российский страховой рынок, за исключением автострахования, находится в зачаточном состоянии, - считает президент компании "ING Страхование жизни" Ольга Руф-Фидлер. - И в то же время Россия - это страна с большим рынком и впечатляющими темпами роста, поэтому неудивительно, что она привлекает внимание многих иностранных страховых компаний". При этом абсолютно естественно, что варяги из стран, где страховое дело насчитывает полуторавековую историю, не могут не изменить только формирующийся страховой рынок России. "В первую очередь приход иностранных компаний означает приход в Россию know-how и skills, то есть новых технологий, нового опыта, нового качества работы", - считает глава информационно-аналитического управления Всероссийского союза страховщиков Эдуард Гребенщиков.

От прихода на российский рынок иностранных страховщиков выиграют прежде всего клиенты. По мнению экспертов, снизятся тарифы и появятся новые страховые продукты

Ни для кого не секрет, что за те же деньги житель дальнего зарубежья получает куда больше, чем россиянин, - дело не только в сервисе, но и в соотношении страховой премии к страховому возмещению. В России тарифы не самые низкие, а потому, как считает глава Ингосстраха Александр Григорьев, одним из "оружий" иностранных компаний на нашем рынке станут более низкие расценки. Уже сегодня, по его словам, можно говорить о демпинге со стороны иностранцев, когда речь идет, например, о страховании имущества юридических лиц и об автокаско. Российские же компании просто не могут позволить себе работать без прибыли. Для иностранцев это не проблема, уверен Григорьев, благодаря "подкожному жиру" материнской компании. Капитализация транснациональных компаний позволяет им на какое-то время забыть о прибыли на российском рынке и сконцентрироваться на его захвате.

Для клиентов страховщиков низкие тарифы - безусловное благо. А для самих компаний вовсе не абсолютное зло, считает Эдуард Гребенщиков, а просто-напросто демонстрация другого подхода к работе. "Российские компании зарабатывают благодаря низкой убыточности многих страховых продуктов, - объясняет Гребенщиков. - Соотношение выплат к собранным премиям достигает по многим продуктам, в том числе по страхованию имущества юрлиц или страхованию грузов, около 25 процентов. Поэтому многие российские страховщики привыкли к высокому уровню доходов за счет собранных премий. За границей ситуация кардинально иная. Например, уровень убыточности страхования сельского хозяйства в Испании достигает 120 процентов". Однако никто не возмущается. Иностранные компании зарабатывают деньги не на самом страховании. Они являются активными участниками фондового рынка, вкладывая полученные от клиентов премии в ценные бумаги и иные инструменты.

Если по таким распространенным продуктам, как страхование имущества и каско, иностранные компании могут всего лишь перераспределить в свою пользу российский рынок, то есть ниша, заполнить которую в силах только "заморские гости". Это - страхование жизни. Как показала практика, "жизнь" российским страховщикам оказалась не по силам. В итоге сегодня на этот вид страхования приходится лишь 0,05 процента ВВП (в развитых странах эта цифра на порядок выше). Но, по мнению иностранных страховщиков, в России есть все предпосылки, чтобы этот показатель вырос. А именно стабильная экономическая ситуация и введение налоговых льгот для добровольного пенсионного страхования. Последнее дает иностранцам надежду, что подобные льготы в скором времени распространятся и на долгосрочное страхование жизни. "По нашим прогнозам, рынок страхования жизни будет расти в среднем на 30 процентов в год и в будущем достигнет 1,5 миллиарда евро, - приводит цифры Ольга Руф-Фидлер. - Исходя из этого, мы решили, что сейчас удачное время, чтобы начать бизнес в сфере страхования жизни в России".

В этом месте можно подвести первый итог: от прихода на российский рынок иностранных компаний выиграем в первую очередь мы с вами. Нам будут предложены новые услуги, новое качество, новые тарифы, новый размер выплат. Тот уровень страхования, который существует за рубежом не один век. Российским компаниям, конечно, придется ему соответствовать. "Повышение уровня конкуренции заставит компании все более серьезно работать над снижением издержек, тарифов, улучшением сервиса, что в конечном итоге пойдет на пользу клиенту", - считает первый заместитель генерального директора Росгосстраха Дмитрий Маркаров. Тем же, кто не сможет дорасти до новых стандартов качества, придется уйти с рынка. Впрочем, в этом нет ничего катастрофического. Концентрация российского страхового рынка началась еще до прихода к нам иностранных компаний. Это не значит, что российские компании исчезнут как класс: останутся и лидеры федерального масштаба, и региональные страховщики.

И все же возлагать все надежды на укрепление российского страхового рынка только лишь на приход иностранных компаний было бы неправильно. Некоторые оздоровительные меры лежат в законодательной сфере. Впрочем, даже принимая (или планируя принять) новые законы, в правительстве и Госдуме оглядываются именно на западный опыт. Так, правительство подготовило поправки в закон об ОСАГО, касающиеся прямого регулирования. Когда их примут (а есть надежда, что это произойдет в этом году, в преддверии выборов), пострадавший в ДТП автовладелец будет обращаться за компенсацией ущерба в свою компанию - ту, где покупал полис ОСАГО. Согласитесь, это удобно. Ведь действующая система ОСАГО напрочь отбила желание выбирать качественного страховщика. Какой в этом смысл, если после ДТП приходится идти в компанию виновника аварии? Дальше - больше. В Минфине полагают, что при прямом регулировании будет устранена верхняя планка ограничений по выплатам. Сегодня, напомним, по "железу" она составляет 120 тысяч рублей. Российские страховые компании не однозначно относятся к таким перспективам. Для многих из них эта новость - еще один повод затянуть давно известную песню о необходимости повысить базовые тарифы ОСАГО. И опыт иностранных коллег и здесь был бы нелишним.

Не помешали бы законодательные инициативы и страхованию жизни. Дело в том, что Восточная Европа, а также Индия и Китай переживают сейчас бум страхования жизни unit-linked. Суть этого продукта заключается в том, что клиент страховой компании может самостоятельно выбрать, куда именно будет инвестироваться накопительная часть его страховки. В этом случае страхователь полностью или частично несет инвестиционный риск. Иными словами, unit-linked представляет собой некий симбиоз вложений в ПИФы и страхования от несчастного случая. В России нет законодательной базы, позволяющей подобные вольности. Но есть огромный рынок, кроить который транснациональные страховые компании будут по своему вкусу.

 

Обзор DEDALINFO