Новости из России

Размер текста
26.07.2013

Здоровье на откуп

Так сложилось, что в России медицинские учреждения, а их около 60 тыс., делят не на хорошие и плохие, а на государственные и частные. Критерий качества подменяется критерием формы собственности. Это наиболее характерный показатель отношения общества к отечественной системе здравоохранения.

Практика показывает, что пациенты все охотнее начинают обращаться в частные клиники, предлагающие эксклюзивный пакет услуг и индивидуальный подход. Частное здравоохранение находится в стадии роста. Так, в 2011 году объем рынка платных медицинских услуг в России составил 430—520 млрд руб., а по итогам 2012 года — уже 500—540 млрд руб. Данные оценки включают в себя три составляющие, на которые условно делят рынок платных медицинских услуг в России: кассовые платежи медицинским учреждениям (или коммерческая медицина), рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) и теневой сектор. С 2002 года рынок вырос в четыре раза и будет расти в ближайшие годы, при этом темпы роста будут замедляться. Основной фактор замедления — неоднозначная ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в области российского здравоохранения. Несовершенство нормативно-правовой базы в здравоохранении является одним из основных барьеров, препятствующих развитию отрасли.
 
Непомерной нагрузкой для медицинского предпринимательства становится выполнение порядков оказания медицинской помощи, так как требование надзорных органов в основном распространяется только на проверку наличия стандарта оснащения кабинетов. Предпринимателям приходится как при лицензировании, так и при проведении надзора закупать оборудование и имущество в соответствии с требованиями нормативного документа, хотя при оказании медицинских услуг в данной организации оно не используется. При этом бремя дополнительной финансовой нагрузки ложится на пациента, так как возмещение понесенных расходов предприниматель закладывает в стоимость услуги.
 
Еще одна проблема — функционирование обязательной системы медицинского страхования. Во всем мире, в развитых странах в частности, самостоятельно оплачивать медицинскую помощь в полном объеме способны не более 10% граждан. Именно поэтому используется принцип страхования. В рамках ОМС необходимо аккумулировать все средства, направляемые из бюджета на бесплатную медицинскую помощь. Сегодня большинство экспертов сходятся во мнении, что страховые компании должны быть исключены из системы ОМС, которая является механизмом реализации программы государст­венных гарантий и формируется за счет обязательных платежей, приравненных к налогу, имеющему целевое назначение. При этом дефицит бюджета ОМС покрывается государством.
 
Поскольку в настоящее время основная часть капитальных расходов в сфере государственной системы здравоохранения финансируется государством из бюджета, необходимо создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу здравоохранения.
 
В России наступил период, когда необходимым условием развития становится возрождение медицины как профессии и возрождение врача как носителя этой профессии. Важно, чтобы нормативы, регулирующие сферу здравоохранения, разрабатывались и применялись в первую очередь как защита от врачебных ошибок и недопущения оказания услуг ненадлежащего качества. Предприниматели заинтересованы в определении статуса врача как субъекта права и появлении врачебной организации с корпоративной ответственностью, так как это позволит перейти от лицензирования средств производства (как это происходит сейчас) к лицензированию непосредственно медицинской деятельности врачей. Учитывая тот факт, что процесс лицензирования в стране достиг определенного тупика и является не просто административным барьером на пути предпринимательства, а барьером вообще к оказанию медицинской помощи, решение данного вопроса является необходимым условием дальнейшего развития медицинского предпринимательства в России.
 
Лицензия должна стать поручительством медицинского сообщества, а не правом на работу, как это происходит сегодня.
 
Для устранения подобных перекосов функционирования национальной системы здравоохранения предпринимательскому сообществу необходимо активнее использовать механизм общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, принимая участие в работе уже на стадии разработок этих нормативов. Сегодня в обществе есть понимание, что обновление системы здравоохранения возможно лишь при консолидации усилий государства и частного сектора. Такой подход к делу обеспечит развитие честной конкуренции в данной сфере, и в итоге мы сможем стимулировать более быстрое развитие системы здравоохранения страны.

Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты» АСИ

Источник: РБК
 

Обзор DEDALINFO