Новости из России

Размер текста
24.03.2015

Лизинговые компании разочаровались в вагонах

Они могут передать свой парк ОАО РЖД.

На стагнирующем рынке железнодорожных грузоперевозок обсуждается новый вариант консолидации парка вагонов. Как стало известно "Ъ", "Сбербанк Лизинг", "ВТБ Лизинг" и "ВЭБ-лизинг" могут отдать часть своего парка в аренду ОАО РЖД или Федеральной грузовой компании. По данным источников "Ъ", операторы задерживают платежи по лизинговым контрактам, о чем в письме к главе ОАО РЖД Владимиру Якунину сообщал глава "ВЭБ-лизинга" Вячеслав Соловьев. По оценке участников рынка и экспертов, речь может идти о передаче 60-150 тыс. полувагонов.

Как рассказали "Ъ" пять источников на рынке, крупнейшие лизинговые компании "Сбербанк Лизинг", "ВТБ Лизинг" и "ВЭБ-лизинг" испытывают трудности в железнодорожном сегменте и готовы отдать вагоны ОАО РЖД. Как поясняют собеседники "Ъ", многие операторы не платят за лизинг вагонов несколько месяцев, а некоторые — больше года. Но лизинговым компаниям невыгодно забирать вагоны: придется платить за их обслуживание, а также за отстой вагонов, который с 1 апреля будет платным, поэтому проще передать их монополии, объясняет один из собеседников "Ъ".

По словам двух собеседников "Ъ", проблема была описана в письме гендиректора "ВЭБ-лизинга" Вячеслава Соловьева к главе ОАО РЖД Владимиру Якунину от 18 февраля. "Глава "ВЭБ-лизинга" призывает решить проблему с избытком парка и ввести запрет на продление старых вагонов",— пересказывает текст письма источник "Ъ". ОАО РЖД уже провело совещание, в ходе которого "ВЭБ-лизинг" выразил желание передать вагоны в управление монополии или ее структурам, добавляет он. По словам собеседников "Ъ", "Сбербанк Лизинг" и "ВТБ Лизинг" также изучают такую возможность, но пока не так активно. Один из собеседников "Ъ" утверждает, что эти компании также обращались в ОАО РЖД и участвуют в обсуждениях.

В "ВЭБ-лизинге" и "ВТБ Лизинге" это не комментируют, в "Сбербанк Лизинге" заявили, что не ведут переговоров с ОАО РЖД, и заверили, что ситуация с платежеспособностью не вызывает у них опасений. Но источник в одной из компаний говорит, что проблемы с платежами есть "у всех и по всем сегментам, кроме автомобильного". По расчетам агентства "Infoline-Аналитика", больше всего проблем с полувагонами: всего у трех лизинговых компаний их свыше 150 тыс., и около 60 тыс. можно считать "проблемными".

Лизинговые платежи порой в 2,5 раза превышают доходность операторов (сегодня 450 руб. за полувагон в сутки), поясняет глава агентства Михаил Бурмистров.

До сих пор о желании передать свои вагоны ОАО РЖД говорили лишь частные операторы, но попытки были безуспешны (см. "Ъ" от 4 сентября и 20 октября 2014 года). У ОАО РЖД был опыт управления вагонами своей Федеральной грузовой компании (ФГК, монополия привлекала у нее в 2012 году около 120 тыс. вагонов по ставке 1 тыс. руб. за вагон в сутки). Источники "Ъ" говорят, что пока идея с передачей парка лизинговых компаний ОАО РЖД не проработана. По словам одних собеседников "Ъ", обсуждается возможность передачи парка, по которому есть трудности с оплатой, другие говорят обо всех полувагонах (но тогда операторы, которые исправно платят, могут оспорить это).

Но ОАО РЖД привлекать вагоны невыгодно, пока не будет дерегулирована вагонная составляющая (тариф, который выше рыночной ставки на аренду), говорит источник "Ъ" в монополии. Против возврата парка ОАО РЖД и правительство (см. "Ъ" от 16 марта). Вчера в ОАО РЖД на запрос "Ъ" не ответили. Но два источника "Ъ" утверждают, что лизинговые компании предлагали создать для этого единого оператора, в этой роли может выступить ФГК. В ФГК это не комментируют, но источник, знакомый с позицией компании, подтвердил, что такие переговоры активно идут уже месяц. По его словам, в ФГК идею поддерживают: речь идет о "льготной аренде", условия которой устраивают компанию.

Еще два собеседника "Ъ" в отрасли говорят, что в идеале лизинговые компании хотели бы продать вагоны ОАО РЖД и ФГК, а контролирующие их банки готовы были бы кредитовать сделку. Но на это монополия не согласится из-за своей долговой нагрузки (на конец года чистый долг к EBITDA — 2,5), а ФГК новые вагоны на стагнирующем рынке не нужны, отмечает источник "Ъ".

Юлия Галлямова

Источник: Газета «Коммерсантъ»
Всё по теме: Лизинг
 

Обзор DEDALINFO