Новости из России

Размер текста
07.11.2016

Топ-5 тенденций в InsurTech

Пока всеобщий хайп в основном связан с финтехом — мобильными банками, бесконтактными платежами и робо-адвайзерами, — в стороне остается страховая индустрия. В русскоязычных СМИ о ней пишут мало.

Специально для Rusbase эксперт в области страхования Аркадий Сидоров сделал небольшой обзор достижений индустрии InsurTech.

Старое страхование

Начну с того, что страховая отрасль – одна из старейших сфер финансовых услуг. Первые упоминания того, что сейчас называется взаимным страхованием, относят ко временам Римской империи и даже более ранним. Сейчас мировой объем страховых услуг, по разным оценкам, составляет от 4 до 6 трлн долларов в год. Мировой объем венчурных инвестиций в InsurTech вырос со 131 млн долларов в 2011 году до рекордных 2,65 млрд за 2015 год и продолжает расти.

Интересно, что гиганты страхового рынка активно участвуют в инвестировании. Специальные департаменты, акселераторы и дочерние венчурные фонды были созданы компаниями Allianz, AXA, Munich Re, Swiss Re, китайской Ping An и многими другими игроками.

Новое страхование

Тенденция 1. P2P
Такое название скорее отсылает нас к p2p-кредитованию, в чем и отражается суть страхования «человека человеком». Однако для этого понятия есть и более традиционный термин – взаимное страхование (mutual insurance). Именно оно исторически является началом страхования.

С давних пор люди, разделявшие схожие для них риски, взаимно страховали друг друга. Например, морские купцы от потопления товара, пиратов и прочих прелестей мореплавания.

До сих пор крупнейшие страховые компании, например – Liberty Mutual, Mass Mutual, работают по такому принципу. Поэтому ничего нового и инновационного в схему отношений компания-клиент такие стартапы не вносят. Тем не менее среди них есть ряд интересных проектов, которые могут если не побороть традиционные страховые компании, то уж точно попытаться отъесть у них рынок.

Самые интересные проекты: Friendsurance (Германия), Tong Ju Bao (Китай) и недавно запустившийся с помпой Lemonade (при этом они не моргнули глазом и назвали себя первым p2p-страховщиком в мире).

Принцип работы этих компаний схож – пользователи объединяются в группы по определенным признакам и формируют фонд из взносов. Часть его пойдет на случившиеся убытки, часть — непосредственно стартапу на содержание, а самый большой кусок – для перестрахования крупных рисков у традиционных страховщиков.

Чтобы заинтересовать пользователей и решить проблему «морального риска», стартапы обещают вернуть клиентам оставшуюся в конце года часть средств, которая предназначалась для возможных выплат. В обычных же страховых компаниях эти деньги остаются в качестве прибыли. Таким образом, получается, что чем меньше заявленных случаев, тем больше денег вернется в конце года. Теоретически клиенты могут сэкономить до 50–80% от стоимости страховки.

Тенденция 2. Blockchain
Модный сейчас блокчейн не мог не затронуть сферу страхования. Хотя каких-то по-настоящему успешных кейсов здесь пока не видно.

Здесь хочу отметить два основных сценария:

  1. Распределенная сеть
  2. «Умные контракты» (smart contracts)

Сценарий 1
По первому сценарию работает, например, Teambrella, проект с российскими корнями, который представляет из себя настоящее p2p-страхование. Пользователи сами объединяются в группы, сами разрабатывают страховые «продукты» и правила, сами решают (путем голосования!), выплачивать ли деньги в случае наступления страхового события. Несмотря на интересную концепцию и отсутствие каких-либо административных расходов, жизнеспособность проекта у меня лично вызывает большие сомнения. Оценить риски наступления того или иного события и, соответственно, определить, сколько пользователь должен заплатить, крайне непросто. Профессии страховых андеррайтеров и актуариев появились не просто так.

Сценарий 2
Второй сценарий – использование «умных контрактов». Все взаимоотношения происходят автоматически либо при минимальном участии человека. В качестве примера можно привести проект страхования от задержки или отмены авиарейсов. Используя публично доступные данные независимых провайдеров, выплата по такому «умному» страховому полису происходит автоматически при подаче клиентом заявления. Все происходит в онлайне. В теории экономия за счет онлайн-решений и автоматизированного урегулирования убытка должна серьезно отразиться на конечной стоимости страховки. Однако работает это только там, где нет необходимости оценивать величину убытков, выяснять обстоятельства происшествия и есть публично доступные данные, на основании которых принимается решение.

Тенденция 3. On-demand insurance
Зачем вам платить за КАСКО автомобиля за весь год, если вы пользуетесь личным транспортным среством от силы два раза в неделю на выходных? Для чего покупать годовой полис страхования от несчастного случая, если вы работаете в офисе и лишь иногда позволяете себе такой экстрим, как городские прогулки на велосипеде? Именно этими вопросами задались, например, Cuvva (Великобритания), Trov и Slice (обе компании— США) и предлагают их решить с помощью приложения на смартфоне.

«Включаете» страховку только тогда, когда считаете нужным. В пересчете на годовую стоимость аналогичного страхового полиса выйдет дороже, но кому он сейчас нужен на целый год, кроме самих страховых компаний?

Эта тенденция в свете всеобщей «уберизации» представляется очень интересной. Еще интереснее, конечно, как решаются вопросы противодействия мошенничеству или ложным убыткам.

Тенденция 4. Телематика
Изначально направление появилось в сфере автострахования. Однако сейчас начинает активно развиваться и в сфере страхования здоровья. Идея довольна проста: либо с помощью специального устройства, подключаемого к автомобилю, либо просто с помощью вашего смартфона страховая компания собирает и анализирует ваше вождение. То, как вы разгоняетесь и тормозите, как маневрируете и как много ездите за рулем, позволяет определить степень вашего риска эффективнее, чем традиционные параметры страхового скоринга, такие как возраст, стаж и пол.

Поставщики соответствующих решений утверждают, что вероятность аварии между 25% лучших и худших водителей различается в 6 раз. Следовательно, за самых плохих водителей вынуждены платить все остальные. Так реализуется принцип pay-as-you-drive или «плати как водишь».

Наиболее перспективный проект в этой сфере – американский Metromile, недавно поднявший очередной раунд в 191,5 млн долларов. Надо отметить, что в Европе использование телематики активно развивается уже долгое время. Лидер по ее использованию в страховании – Италия, где на каждый девятый автомобиль оборудован подобным «страховым» устройством. А вот в США этот рынок только начинает расти. В России подобные проекты реализуют страховые компании совместно с провайдерами, такими как R-telematics, Raxel Telematics и другими.

Тенденция 5. Агрегаторы
Уже и для российского рынка становятся привычны агрегаторы и сервисы сравнения цен финансовых услуг, в том числе и страховок. Хотя до серьезных зарубежных игроков (таких как moneysupermarket.com, gocompare.com) нам еще далеко как в технологичности, так и в плане распространенности на рынке.

Что еще
Раз уж речь пошла про Россию, что еще можно рассказать про отечественный InsurTech? Кроме упоминавшихся сайтов-агрегаторов, наверное, стоит упомянуть о страховой телематике и об активно насаждаемом регуляторе е-ОСАГО (электронный ОСАГО), который в текущем виде, скорее всего, не решит проблем рынка. Но это уже совсем другая история.

В отличие от банковской, страховая отрасль долгое время не замечала начавшегося бума финансовых технологий. В то время как банки стали умещаться в смартфоне, страховые компании по-прежнему живут в «бумажном мире».

Как изменится этот бизнес, чтобы соответствовать требованиям времени и нового поколения клиентов, уже привыкших получать любые услуги мгновенно, не вставая с места и не отрываясь от телефона?

Аркадий Сидоров

Источник: Rusbase
 

Обзор DEDALINFO