Наши публикации
Информационная система страхового агента и брокера
Важность информационного обеспечения руководителя любого уровня для принятия решения не вызывает сомнения. эта проблема усугубляется еще сильнее в наше время - время бурного внедрения информационных технологий.
Главной составляющей информационной системы для автоматизации страховой деятельности является система управления базой данных (СУБД). В данном исследовании рассматриваются две причины, по которым терпят неудачу попытки создания IT-систем для сферы страхования: междисциплинарная и технологическая.
Наблюдались также неудачные попытки некоторых страховщиков пригласить специализированные IT-компании, разработчиков универсальных информационных систем, с целью их внедрения в сферу страхования. Однако стоимость самих систем, их настройка на заданную предметную область и ее внедрение не всегда бывают оправданы. В некоторых случаях, по мере расширения возлагаемых на нее задач, выясняются недостатки заложенных в нее функциональных возможностей.
Имели место призывы к объединению специалистов разных компаний под эгидой ЛСОУ и тогдашнего Укрстрахнадзора о создании "Типовой структуры БД и информационного потока страховой компании" .
На II-м Ялтинском форуме очень четко просматривались все эти тенденции в докладах и выступлениях участников обеих сторон: страховщиков и специалистов IT-технологий. По существу был предложено только одно выступление руководителя страховой компании "Укрсоцстрах" по использованию IT-технологий при реализации банковско-страховых продуктов. Некоторые компании только приступили к формализации некоторых областей страхового процесса.
О создании информационных систем в интересах деятельности страховых агентов и брокеров ни в литературе, ни на практике сведений не имеется.
Предлагаемый доклад, надеюсь, восполнит данный пробел и будет полезен как страховщикам, так и страховым посредникам. Автором на протяжении нескольких лет проводилась работа по созданию логических моделей в страховой области. На рис.1 приведены некоторые элементы физической модели, разработанной для области автострахования.
Задачи, решаемые информационной системой
В общем случае на систему возлагается решение следующих задач:
- подготовка страховой документации
- учет и накопление данных
- финансовый учет
- подготовка отчетных документов
- планирование и бюджетирование
- оценка состояния страхового рынка
- анализ результатов собственной деятельности
- реализации Интернет-технологий
Под подготовкой страховой документации понимается разработка письменных предложений клиентам по различным видам страхования. Завершается этот этап работы оформлением официальных заявлений на тот или иной вид страхования, отвечающих требованиям страховых компаний.
Следующая задача предусматривает накопление данных по заключенным договорам страхования, формирование базы данных клиентов, рисков, объектов страхования и т.д.
Финансовый учет позволяет вести учет поступлений страховых премий по заключенным договорам страхования, расчет комиссионных, планирование поступлений премии в соответствии с графиками, указанными в полисах.
К отчетным документам относятся: отчет о проделанной работе за рассматриваемый период в соответствии с агентским договором (договором поручением, договором на брокерское обслуживание и др.) со страховой компанией, оформление акта выполненных работ для начисления комиссионных, заполнение различных форм для предоставления в государственные надзорные органы и т.д.
Задача планирования и бюджетирования сводится к организации работ по пролонгации договоров страхования на новый период, составлению резерва убытков по заявленным претензиям обслуживаемых клиентов, а также сбору данных по планируемым доходам и расходам на новый финансовый год. Бюджетирование помогает брокеру проанализировать структуру поступлений страховой премии по периодам, затраты на различных этапах деятельности, налоги, прибыли, инвестиции в развитие и др. Бюджет позволяет осуществить планирование прибыли и контроль за ее получением .
Страховой агент, а тем более брокер, не может эффективно работать с клиентом без досконального знания состояния страхового рынка. Для этого ему нужна информация о тарифах, программах и условиях страхования в различных компаниях, об экономических показателях страховщиков и брокеров, их рейтингах, представляемых различными организациями и СМИ, страховом законодательстве и перспективах развития страхового рынка.
Страховой посредник должен постоянно анализировать результаты своей работы путем анализа некоторых экономических показателей деятельности среди клиентов. В первую очередь это касается анализа убыточности страховой суммы, реальной статистики по видам страхования и клиентам с целью эффективного влияния на результаты дальнейшей своей деятельности с конкретными страхователями и страховщиками, а также разработки обоснованных предложений по корректировке существующих страховых тарифов.
Внедрение Интернет-технологий в практику страхового бизнеса стало неотъемлемым условием присутствия на страховом рынке . При этом решаются как традиционные для этой технологии задачи, так и очень специфические. К традиционным задачам Интернет-технологий относится: представление виртуального офиса со всеми его атрибутами (виды оказываемых услуг, новости компании, финансовые показатели, перечни страховых событий, клиенты компании), организация on-line продаж наиболее формализованных страховых продуктов. Специфической задачей таких веб-сайтов является, например, организация клиентской части с индивидуальным допуском для передачи и накопления информации о страховых случаях с целью дальнейшего оформления документов по страховым претензиям, информирования клиентов о состоянии их страховых дел. Организация таких задач касается, в первую очередь VIP-клиентов, имеющих большой парк застрахованных автомобилей.
На рис. представлена структурная схема такой системы. Первоначально она была реализована на базе СУБД Рагаdoх-5.0. В настоящее время большая часть программного обеспечения переведена на Рагаdох-9.0.
Исходя из анализа решаемых задач, в данной работе представлена структурная схема информационной системы страхового агента и брокера, а сама система доведена до практического воплощения на базе Рагаdoх for Windows - 5.0 и 9.0.
Габидулин И.А.
"Страхова справа" 29.05.2003