Наши публикации

Размер текста
29.05.2003

Информационная система страхового агента и брокера

Общие проблемы создания информационных систем в области страхования.

Важность информационного обеспечения руководителя любого уровня для принятия решения не вызывает сомнения. эта проблема усугубляется еще сильнее в наше время - время бурного внедрения информационных технологий.

Главной составляющей информационной системы для автоматизации страховой деятельности является система управления базой данных (СУБД). В данном исследовании рассматриваются две причины, по которым терпят неудачу попытки создания IT-систем для сферы страхования: междисциплинарная и технологическая.

Наблюдались также неудачные попытки не­которых страховщиков пригласить специализиро­ванные IT-компании, разработчиков универсальных информационных систем, с целью их внедрения в сферу страхования. Однако стоимость самих сис­тем, их настройка на заданную предметную область и ее внедрение не всегда бывают оправданы. В некоторых случаях, по мере расширения возлага­емых на нее задач, выясняются недостатки зало­женных в нее функциональных возможностей.

Имели место призывы к объединению специалистов разных компаний под эгидой ЛСОУ и тог­дашнего Укрстрахнадзора о создании "Типовой структуры БД и информационного потока страхо­вой компании" .

На II-м Ялтинском форуме очень четко прос­матривались все эти тенденции в докладах и выс­туплениях участников обеих сторон: страховщиков и специалистов IT-технологий. По существу был предложено только одно выступление руководите­ля страховой компании "Укрсоцстрах" по использо­ванию IT-технологий при реализации банковско-страховых продуктов. Некоторые компании только приступили к формализации некоторых областей страхового процесса.

О создании информационных систем в интересах деятельности страховых агентов и брокеров ни в литературе, ни на практике сведений не име­ется.

Предлагаемый доклад, надеюсь, восполнит данный пробел и будет полезен как страховщикам, так и страховым посредникам. Автором на протя­жении нескольких лет проводилась работа по соз­данию логических моделей в страховой области. На рис.1 приведены некоторые элементы физичес­кой модели, разработанной для области автостра­хования.

Задачи, решаемые информационной системой

В общем случае на систему возлагается ре­шение следующих задач:

- подготовка страховой документации 

- учет и накопление данных

- финансовый учет

- подготовка отчетных документов

- планирование и бюджетирование

- оценка состояния страхового рынка

- анализ результатов собственной деятель­ности

- реализации Интернет-технологий

Под подготовкой страховой документации по­нимается разработка письменных предложений клиентам по различным видам страхования. Завер­шается этот этап работы оформлением официаль­ных заявлений на тот или иной вид страхования, отвечающих требованиям страховых компаний.

Следующая задача предусматривает накоп­ление данных по заключенным договорам страхова­ния, формирование базы данных клиентов, рисков, объектов страхования и т.д.

Финансовый учет позволяет вести учет пос­туплений страховых премий по заключенным дого­ворам страхования, расчет комиссионных, планиро­вание поступлений премии в соответствии с графиками, указанными в полисах.

К отчетным документам относятся: отчет о проделанной работе за рассматриваемый период в соответствии с агентским договором (договором по­ручением, договором на брокерское обслуживание и др.) со страховой компанией, оформление ак­та выполненных работ для начисления комиссион­ных, заполнение различных форм для предоставления в государственные надзорные органы и т.д.

Задача планирования и бюджетирования сводится к организации работ по пролонгации дого­воров страхования на новый период, составлению резерва убытков по заявленным претензиям обслуживаемых клиентов, а также сбору данных по планируемым доходам и расходам на новый финансо­вый год. Бюджетирование помогает брокеру проа­нализировать структуру поступлений страховой премии по периодам, затраты на различных этапах деятельности, налоги, прибыли, инвестиции в раз­витие и др. Бюджет позволяет осуществить плани­рование прибыли и контроль за ее получением .

Страховой агент, а тем более брокер, не мо­жет эффективно работать с клиентом без доско­нального знания состояния страхового рынка. Для этого ему нужна информация о тарифах, програм­мах и условиях страхования в различных компани­ях, об экономических показателях страховщиков и брокеров, их рейтингах, представляемых различными организациями и СМИ, страховом законода­тельстве и перспективах развития страхового рынка.

Страховой посредник должен постоянно анализировать результаты своей работы путем ана­лиза некоторых экономических показателей деятельности среди клиентов. В первую очередь это касается анализа убыточности страховой суммы, реальной статистики по видам страхования и кли­ентам с целью эффективного влияния на результа­ты дальнейшей своей деятельности с конкретными страхователями и страховщиками, а также разра­ботки обоснованных предложений по корректиров­ке существующих страховых тарифов.

Внедрение Интернет-технологий в практику страхового бизнеса стало неотъемлемым условием присутствия на страховом рынке . При этом решаются как традиционные для этой технологии задачи, так и очень специфические. К традиционным задачам Интернет-технологий относится: представление виртуального офиса со всеми его ат­рибутами (виды оказываемых услуг, новости компании, финансовые показатели, перечни страховых событий, клиенты компании), организация on-line продаж наиболее формализованных страховых про­дуктов. Специфической задачей таких веб-сайтов является, например, организация клиентской части с индивидуальным допуском для передачи и накопления информации о страховых случаях с целью дальнейшего оформления документов по страховым претензиям, информирования клиентов о состоя­нии их страховых дел. Организация таких задач касается, в первую очередь VIP-клиентов, имеющих большой парк застрахованных автомобилей.

На рис. представлена структурная схема такой системы. Первоначально она была реализо­вана на базе СУБД Рагаdoх-5.0. В нас­тоящее время большая часть программного обеспе­чения переведена на Рагаdох-9.0.

Исходя из анализа решаемых задач, в данной работе представлена структурная схема информа­ционной системы страхового агента и брокера, а сама система доведена до практического воплоще­ния на базе Рагаdoх for Windows - 5.0 и 9.0.

Габидулин И.А.

"Страхова справа" 29.05.2003

 

Обзор DEDALINFO