Наши публикации

Размер текста
15.10.2003

Нужен ли Вам страховой посредник?

Этот вопрос, наверное, много раз задавали себе потенциальные страхователи, когда принимали решение о страховании своего автомобиля, квартиры или приобретении медицинского полиса. У некоторых клиентов складывается мнение, что любой посредник – это лишнее звено в цепи продавец-покупатель товаров или услуг. Некоторые клиенты так и поступают, обращаясь непосредственно в страховую компанию. Хорошо если клиент знает эту компанию много лет, приобретал у нее различные полисы страхования, и, возможно, даже получал страховое возмещение. Но если клиент впервые знакомиться со страховым рынком, то это чревато многими неприятностями.

Итак, попробуем привести часто встречаемый сценарий. Клиент начинает самостоятельно изучать страховой рынок и проводит маркетинг этих услуг. По справочнику, например, «Желтые страницы», он обзванивает наиболее приглянувшиеся ему страховые компании и спрашивает стоимость, скажем, страховки автомобиля по полному КАСКО. На вопрос о цене  полиса в этой компании, в лучшем случае менеджер страховой компании может спросить марку автомобиля, год выпуска (из этого следует, что в этой компании страховой тариф зависит от типа машины) и скажет тариф, выражающийся в процентах от стоимости автомобиля. Сам вопрос, задаваемый клиентом менеджеру компании весьма некорректен. Он равносилен вопросу покупателя, пришедшему в гастрономический отдел и спрашивающему:

- «Сколько стоит колбаса?».

Продавец, естественно, переспросит:

- «Какой колбасы вы хотите?».

Итак, опросив ряд компаний и составив себе табличку, где по строкам помещены названия компаний, а в столбцах тариф, клиент останавливает свой выбор на компании с наименьшей величиной процента, забывая при этом народную истину, что «Дешевый сыр только в мышеловке». 

Попытаемся разобраться, что стоит за размером тарифа.

Во-первых, нужно клиенту узнать, с какой франшизой предлагают застраховать его автомобиль. Большинство страховых компаний устанавливают франшизу (минимальное не выплачиваемое страховое возмещение) в размере 1% от страховой суммы по всем рискам, кроме риска «кража». В последнем случае обычно франшиза может составлять от 5% до 20% от стоимости автомобиля в зависимости от его марки. Большинство компаний не предоставляют возможность выбирать размер франшизы самостоятельно, поскольку это предусмотрено правилами страхования этой компании.

Во-вторых, автомобиль может быть застрахован с учетом и без учета износа деталей, подлежащих замене при аварии. Например, клиент желает застраховать новый автомобиль, купленный в салоне, но не предполагает, что уже в первый год эта страховая компания предлагает страховой контракт с выплатой страхового возмещения с учетом износа (условия контракта приведены на нескольких листах мелким шрифтом, который не каждый клиент  прочитывает до конца). Что из этого следует? Если, например, планируемый износ в первый год страхования составляет 30%, а авария произошла на 7 месяце с начала действия договора страхования, то клиенту не доплатят 15% стоимости запчастей, подлежащих замене. Как говориться, подводные камни страхования, страхователи, т.е. клиенты, познают только при авариях.

В-третьих, в страховых контрактах большинства компаний предусматривается уменьшение страховой суммы на величину выплаченного страхового возмещения. Может статься, что после второй аварии, остатка страховой суммы не хватит на третью выплату.

В-четвертых, нужно поинтересоваться имеется ли в страховой компании ассистанс, и какие услуги он оказывает. В частности, в одних компаниях эта услуга предоставляется бесплатно, поскольку ее стоимость заложена в существующий тариф, в других компаниях это осуществляется за дополнительную плату сверх цены за страховую услуга.

После всего сказанного давайте попытаемся вместе разобраться с ситуацией в страховании. Так ли уж необходим страховой посредник, независимый агент или брокер.

1. Страховое дело достаточно сложный вид деятельности. Потенциальному клиенту нужно уметь разбираться как в юридической, так и специальной страховой терминологии. Поэтому брокер помогает подготовить договор страхования на условиях, удовлетворяющих клиента, и дает соответствующие разъяснения. Удивляет, почему клиенты в случае судебных исков обращаются за помощью к адвокату, но игнорируют мнение специалиста в области страхового рынка? Во втором случае его мнение более важно, чем в первом. Адвокат приходит на помощь, когда беда уже на пороге Вашего дома. Страховой же посредник уже на этапе размещения Вашего риска помогает Вам избежать возможной беды и последствий в будущем. За свои собственные деньги Вы покупаете обещания страховой компании. А это более трудная и ответственная работа. Не зря на Западе некоторые брокеры или страховые агенты часто входят в круг семьи своих клиентов подобно семейным врачам, адвокатам или духовным наставникам. Они вместе решают проблемы, встречая нового члена семьи при рождении и провожая в последний путь.

2. Страховой посредник поможет Вам разобраться в хитросплетениях рекламных обещаний и подобрать страховую компанию, поскольку, в силу специфики своей деятельности, он хорошо знает страховой рынок, особенности и условия страхования в каждой компании, их платежеспособность и финансовую устойчивость, используя в своей деятельности экономические и рейтинговые показатели.

3. В случае наступления страхового события страховой посредник собирает за клиента все необходимые документы для подготовки претензии и сопровождает ведение дела вплоть до выплаты страхового возмещения. Задача клиента при наступлении, например, аварии на автомобиле позвонить 02 и вызвать наряд ГАИ к месту ДТП, а после позвонить своему брокеру. Если клиент застрахуется в страховой компании, то последняя вынуждает страхователя собирать все необходимые документы самому. В нашей практике был случай, когда клиент приобрел автомобиль в кредит и вынужден был застраховать его в компании связанной с данным банком. Этот клиент привык к брокерскому сервису, который оказывала наша компания, и когда случилась авария с его автомобилем, он терпеливо ждал, когда представитель страховщика, агент, который его страховал, прибудет к нему и подготовит все необходимые документы. Оказывается, он чуть не лишился страхового возмещения, поскольку в трехдневный срок обязан был самостоятельно явиться в страховую компанию, предъявить оригинал полиса, справку из ГАИ и написать официальное заявление. И только после проверки всех документов (наличие полиса, своевременной его оплаты, наличия справки из ГАИ) страховая компания принимает дело к рассмотрению. В другом случае клиент из-за травм, полученных в ДТП (сотрясение  мозга, перелом нескольких ребер), не смог своевременно сообщить о случившемся письменно, и страховая компания отказала в выплате страхового возмещения. И вот теперь приходит очередь работать адвокату, поскольку клиент собирается судиться со страховой компанией.

4. В многих случаях получить страховой полис бывает дешевле через страхового посредника, чем напрямую через страховую компанию, поскольку брокер:

- ведет учет статистики по убыточности своего портфеля по каждому страховщику и может отстаивать интересы нового клиента при тарификации его риска;

- может организовать ценообразование риска среди страховщиков и получить наилучшие условия для клиента с использованием интернет - технологий;

- может пойти на личные уступки за счет своих комиссионных.

Директор компании "Страховой брокер "Дедал"

 

Обзор DEDALINFO