Наши публикации

Размер текста
23.05.2004

Анализ состояния автострахования в Украине среди физических лиц

   
   
Анализ состояния автострахования в Украине среди физических лиц
1. Цель: оценить состояние рынка страхования автотранспорта среди физических лиц на основе итоговых показателей деятельности страховых компаний Украины за 2003 г.
2. Располагаемые данные:
  • персональная статистика за более чем 10 лет работы на рынке Украины в качестве страхового посредника;
  • данные об экономических показателях страховых компаний за 2003 г.;
  • собственный научный и практический опыт в области теории вероятности, математической статистики и актуарных расчетов.
3. Компании, лидирующие в данном виде страхования.
Автострахование относится к денежноемким видам страхования, но вместе с тем является одним из самых  убыточных. Грамотная тарифная политика, наличие сформированных  резервов делает этот вид страхования одним из самых популярных и объемных в портфеле любой страховой компании, занимающейся классическими видами страхования.
В таблице № 1 приведен рейтинг страховых компаний Украины по собранной премии по страхованию наземного транспорта на основе данных за 2003 г. Лидером по этому показателю стала компания «Гарант-Авто», собравшая более 31 млн. грн премии. Это заметный скачок с 4 места по итогам за первое полугодие 2003 г. В целом состав лидирующих в этом виде страхования компаний не изменился. В первую пятерку по-прежнему входят:  НАСК «Оранта» (30.82 млн грн), «ТАС« (30.03 млн грн), «Остра-Киев» (27.75 млн грн) и «Эталон» (23.16 млн грн).
В таблице № 2 страховые компании ранжированы по мере уменьшения выплат страховых возмещений по данному виду страхования. Это самый главный показатель деятельности страховых компаний. Компания «Остра-Киев» является по этому показателю несомненным лидером на протяжении последних 5 лет, показывая образец исполнения своих обязательств перед клиентами. Не могут похвастаться успехами по этому показателю некоторые лидеры по собранным премиям по этому виду страхования. Так, страховая компания «Кредо», г.Запорожье, занявшая 6 ступеньку по собранным премиям, не смогла подняться выше 27 позиции по страховым выплатам.
Широко применяется также относительный показатель - убыточность страховой суммы, который расчитывается как отношение суммы страховых выплат к сумме собранной премии, и более точно отражает картину исполнения страховыми компаниями своих обязательств перед клиентами. В таблице № 3 приведены страховые компании в порядке уменьшения убыточности страховой суммы. Опять несомненным лидером по этому показателю является компания «Остра-Киев», которая по итогам за 2003 г. выплатила своим клиентам 60% от суммы собранных премий по автострахованию. Это очень серьезная заявка на лидерство, а само значение показателя  достаточно критическое для развивающего страхового рынка Украины. Этот говорит об очень взвешенной тарифной политики этой компании по такому рисковому виду страхования. Опять для сравнения приведем значение этого показателя для компаний, которые являлись лидерами по собранной премии, благодаря своим связям с соответствующими банками. Так, ранее упоминавшаяся компания «Кредо» по этому показателю еще сильнее откатилось вниз, заняв 43 место и  выплатив своим клиентам при наступлении страховых событий только 5.9% от размера собранной премии. Это очень низкий показатель, не характерный для автострахования. Так же не в лучшую сторону отличается и другой лидер в области автострахования физлиц компания «Укрсоцстрах». Она заняла 27 место, выплатив  чуть больше четверти от объема собранной премии.
В чем причины такого несоответствия между размером собранной премией и страховыми выплатами в таком убыточном виде страхования? Причин здесь может быть несколько.
Во-первых, период страхования может охватывать и 2004 г., и только после окончания срока действия полиса можно подвести окончательные итоги.
Во-вторых, возможно наличие неконкурентных условий страхования автомобиля (но у клиента нет другого выбора, поскольку иначе ему не дадут кредит в банке), которые могут таить в себе скрытые возможности в отказе страховых выплат при наступлении страховых событий. Этим компаниям нет резона бороться за клиента. Их поставляет им свой же банк, а страховая компания платит за это еще и комиссионные.
Такова общая картина по страхованию автотранспорта. Мы же задались целью проанализировать состояние это вида страхования среди физических лиц.
4. Страхование физических лиц.
В таблице № 4 страховые компании размещены в порядке уменьшения объема автострахования в портфеле компании. Бросается в глаза некоторый перекос в пользу автострахования некоторых банковских компаний. Так, например, самый большой портфель по автострахованию имеется у страховой компании «Кредо», г. Запорожье (72.8%), которая связана с «Приватбанком». Это связка позволила этой компании стать лидером по собранной премии среди физлиц по автострахованию по итогам за 2003 г. (см. таблицу № 5) и увеличить страховой портфель по автострахованию за 2003 год этой некогда маленькой компании, занимающей до 2002 года не выше 64 места по собранной премии по всем видам страхования.
Ну а лидером по темпам роста премии среди физических лиц стала другая банковская страховая компания «Укрсоцстрах», которая входит в структуру «Укрсоцбанка» (таблица № 6). Эта компания вместе с НАСК «Оранта» делит клиентов, которые берут кредит на покупку автомобилей в «Приватбанке». Нельзя сказать, что условия страхования автомобилей и тарифы в этих компаниях отличаются в лучшую сторону. Наоборот, некоторые позиции не выдерживают критики, особенно в части выплат по риску «кража». И материнского банка как будто-то не очень волнует.
Итоговым показателем для оценки работы на рынке страховых услуг физических лиц по автомобильному страхованию также является убыточность страховой суммы. В таблице №7 страховые компании ранжированы в порядке уменьшения этого показателя. Какие выводы напрашиваются исходя из анализа данных этой таблицы?
  1. Для первых двух компаний («Стройполис» и «Оранта») этот показатель превышает 100%. Это означает, что компании больше выплачивают, чем собирают премии среди физических лиц. Причина такого положения дел только одна – необоснованно низкие тарифы по страхованию автомобилей физических лиц. Для остальных 8 компаний, входящих в первую десятку, значение этого показателя также достаточно высокое. Для развивающегося страхового рынка показатель убыточности более 60% является критическим.
  2. Несмотря на высокую убыточность этого вида страхования страховщики все же больше упор делают на физлиц, как наименее охваченную нишу рынка, поскольку развиваться за счет юридических лиц уже просто не возможно.
  3. Для замыкающих эту таблицу компаний этот показатель также не соответствует жизненным реалиям.  Аутсайдером в этой таблице является страховая компания «Провита», которая аффиллирована с банком «Форум». Эта компания стала заметной на рынке в 2003 г., поскольку собрала по автомобильному страхованию более 1.5 млн грн страховой премии и заняла 47 место по этому показателю среди всех страховых компаний. Но выплатила по всем убыткам всего 2.0% от размера собранной премии. Компания «Кредо», заняв 41 место, выплатила своим клиентам также очень мало, всего 6.1%. При самом большом объеме портфеля автострахования, составляющем 72.8% (см. таблицу №4), значение показателя по самому убыточному виду страхования меньше средней величины убыточности по всему рынку страхования в целом.
  1. Тарифная политика
Говоря о котировках по данному виду страхования, я позволю напомнить некоторые факторы, влияющие на тариф, о которых мои коллеги знают, но не всегда доводят до своих клиентов. А это безнравственно из-за терминологических нюансов, поскольку основная масса клиентов этого не понимает, а наша уважаемая пресса еще сильнее усугубляет эту проблему, публикуя тарифы разных компаний в виде сводных таблиц без каких-либо комментариев к ним. Такой анализ равносилен обзору рынка производства колбасы без указания ее названия и сорта. Мы не будем говорить здесь пока о методической стороне вопроса оценки тарифа. Этот отдельный вопрос. Хочу сказать об этом только в плане постановки проблемы. Итак, тариф. От чего он зависит?
А) От условий страхования с учетом или без учета износа заменяемых запчастей. У некоторых компаний даже в первой год выплаты осуществляются с учетом износа заменяемых при ремонте деталей. Этот терминологический и методический нюанс не всегда разъясняются клиентам, а банки, выдающие кредит, также не уделяет этому фактору должного внимания. Но зато величина самого тарифа очень существенно уменьшается, что и привлекает клиентов. Ведь страховка дополнительные расходы при кредитовании.
Б) От условия постоянства страховой суммы в договоре страхования. Не все компании имеют смелость предложить страхователям и банкам такие условия страхования. Ведь по нашей статистике 36% страхователей совершают за период действия полиса 2 и более аварии. Следовательно, может случиться так, что после второго убытка размер оставшейся страховой суммы может не покрыть размер не оплаченного кредита за автомобиль. Но страховые компании и их банки об этом не задумываются. Зато тариф маленький.
В) От размер франшизы. Поскольку франшиза учитывает меру распределения ответственности между страхователем и страховщиком, то многие компании не могут предложить программы страхования, при которых клиент и страховая компания могут подобрать гибкие условия, удовлетворяющие обе стороны.
И наконец, о методической стороне тарифной политики. Цены на страхование КАСКО автомобиля определяются на рынке подобно бабушкам  на базаре, торгующими пучком зелени. Каждая, не зная своей себестоимости, хочет столько, сколько и  другие, а иногда и значительно дешевле, чтобы переманить клиентов. У большинства страховых компаний отсутствуют подготовленные актуарии и подразделения андеррайтинга, занимающиеся сбором, анализом статистических данных и корректировкой тарифов. В результате мы имеем то, что  имеем: в основном дикий демпинг, вносящий сумятицу на рынке услуг и, в конце концов, откат от прежних тарифов после нескольких месяцев работы на рынке по этим тарифам (см. таблицу №7 по убыточности страховой суммы среди физлиц). Конкуренция должна быть построена на здравом смысле, расчете реальных затрат на страхование, а не на мысли, авось вывезет, пронесет. Деньги то получаем сейчас, а выплаты могут быть потом. Ведь страховка – это обещание.
  1. Рынок страхования автомобилей, продаваемых в кредит.
Смычка банков и связанных с ними страховых компаний и еще хуже дилеров со страховыми компаниями, отрицательно действует на развитие рыночных отношений. Это ситуация доведена до абсурда. Клиент поставлен в безвыходное положение, когда дилер диктует, где ему брать кредит или страховаться. Банк перстом указывает, где ему купить полис страхования залогового имущества. Как может автомобильный дилер диктовать клиенту, в какой страховой компании ему страховать машину? Он что несет какую-то ответственность за это? Средства массовой информации в последнее время пестрят такими вот маркетинговыми приемами и не рыночными событиями. И это все делается ради клиента, который платит свои кровно заработанные деньги и кормит всех этих горе - продавцов от рынка. Антимонопольному комитету открывается огромный простор для деятельности.
Теперь о банках. В этих кредитных учреждениях все чаще можно встретить таблички на столах их сотрудников: «Кто дает кредит, тот и определяет условия кредитования». Все вроде бы правильно, но почему одним из условий получения кредита стало страхование залогового имущества именно в своей компании. При этом условия страхования часто просто абсурдные, а тарифы нереальные. Например, дом, как залоговое имущество, страхуется только от падения космических летательных аппаратов, а автомобиль без покрытия риска «кража». Это действительно наша чисто совковая разработка. Если ли в этих условиях выбор у клиента? Конечно, нет! Не будешь страховаться, не получишь кредит. Доходило даже до случая, когда на этапе согласования кредитного соглашения банк был не против страхования в другой компании, но после подписания договора и отказа от страхования у своего страховщика банк даже требовал неустойку при возможном расторжении кредитного договора.
Да, кэптивные страховые компании есть во всем мире. Но они и называются кэптивными, поскольку обслуживают только предприятия, объединенные в  финансовую группу. Здесь же мы имеем обратную картину. Достаточно проанализировать отчеты страховых компаний, чтобы понять, откуда такой дикий рост поступлений страховых платежей во вновь созданных страховых компаниях. Эта практика очень вредна. Пусть страховые компании сами добиваются лояльности клиентов, а не с помощью связанного с ним банка, направляющего клиентов в свою страховую компанию. Это прием очень грубая профанация рыночных отношений. Поэтому не зря в «Стандартах по ипотечному кредитованию» в п.12.1 записано, что страховая компания не должна быть связана с кредитором. Наверное, пора эту норму вводить во все виды страхования залогового имущества, а не только в законодательство об ипотеке.
Таблица №1
Рейтинг страховых компаний по собранной премии по страхованию наземного транспорта

№ п/п

Название страховой компании

Страховая премия по страхованию назем. транс-та (тыc. грн.)

1 Гарант-Авто 31 422.00
2 Оранта 30 820.50
3 ТАС 30 026.97
4 Остра-Киев 27 745.10
5 Эталон 23 155.80
6 Кредо 23 005.80
7 Инкомстрах 22 405.50
8 Аска 22 075.50
9 Укрсоцстрах 20 944.50
10 Кредо-Классик 16 242.20
11 Европейский СА 15 995.60
12 Универсальная 13 673.20
13 Скайд-Вест 13 501.70
14 Надра 12 548.60
15 Веско 9 271.70
16 QBE 8 204.70
17 УТСК 7 910.60
18 Укринмедстрах 7 506.00
19 УОСК 6 400.40
20 Оранта Днепр 5 737.20
21 Гарант-Ре 5 184.80
22 Максимум 4 901.70
23 Аско-Медсервис 4 675.80
24 Энергополис 4 465.20
25 Инвестсервис 3 953.70
26 Арма 3 173.80
27 Укргаз 2 971.40
28 Ориана 1 962.40
29 Оранта-Сич 1 775.70
30 Инпро 1 504.20

 

Таблица №2

Рейтинг страховых компаний Украины по выплатам при страховании наземного транспорта

№ п/п Название страховой компании Страховые выплаты (тыс. грн)
1 Остра-Киев 16 651.20
2 Гарант-Авто 15 990.30
3 ТАС 14 024.65
4 Оранта* 13 672.90
5 Инкомстрах 9 366.30
6 Аска* 8 733.40
7 Скайд-Вест 7 499.20
8 Надра 6 059.00
9 Укрсоцстрах 5 563.50
10 Европейский СА 5 240.40
11 Кредо-Классик 5 138.10
12 Эталон 4 951.10
13 Универсальная 4 469.10
14 QBE 4 461.80
15 Оранта Днепр 3 014.00
16 УТСК 2 955.30
17 Укринмедстрах* 2 939.30
18 УПСК-пож 2 610.30
19 Энергополис 2 398.10
20 УОСК* 2 307.20
21 Веско 2 192.00
22 Вексель 1 884.10
23 Гарант-Ре 1 736.50
24 Инвестсервис 1 657.90
25 Правекс-страхование 1 522.90
26 Лемма 1 429.50
27 Кредо 1 348.60
28 Форум 1 035.50
29 Алькона 908.30
30 Оранта-Донбасс 872.90


Таблица №3

Рейтинг страховых компаний по убыточности страховой суммы при страховании наземного транспорта

№ п/п Название страховой компании Убыточность страховой суммы, %
1 Остра-Киев 60.0
2 Скайд-Вест 55.5
3 QBE 54.4
4 Энергополис 53.7
5 Оранта Днепр 52.5
6 Гарант-Авто 50.9
7 Надра 48.3
8 ТАС 46.7
9 Вексель 46.5
10 Оранта-Сич 45.4
11 Оранта* 44.4
12 Инвестсервис 41.9
13 Инкомстрах 41.8
14 Аска* 39.6
15 Укринмедстрах* 39.2
16 УТСК 37.4
17 Инпро 36.8
18 УОСК* 36.0
19 Форум 33.6
20 Алькона 33.5
21 Гарант-Ре 33.5
22 Европейский СА 32.8
23 Универсальная 32.7
24 УПСК-пож 32.6
25 Кредо-Классик 31.6
26 Правекс-страхование 29.6
27 Укрсоцстрах 26.6
28 Авионика 25.8
29 Креминь 25.4
30 Ориана 24.8
31 Стройполис 24.6
32 Веско 23.6
33 Оранта-Донбасс 23.4
34 Оранта-Луганск 22.9
35 Укргаз 22.7
36 Лемма 21.9
37 Эталон 21.4
38 Велта 18.7
39 Украинский СА 11.1
40 Добробут и Захист 10.9
41 Арма 10.4
42 Аура 8.2
43 Кредо 5.9

 

 

Таблица №4

Объем портфеля по страхованию наземного транспорта страховых компаний Украины на 01.01.2004 г.


? Название страховой компании Страховая премия по страхованию назем. транс-та (тыc. грн.) Объем собранной премии по всем видам страхования (тыс. грн) Объем портфеля, %
1 Кредо 23 005.80 31 619.80 72.8
2 Инкомстрах 22 405.50 31 714.60 70.6
3 Аско-Медсервис 4 675.80 9 325.00 50.1
4 Укрсоцстрах 20 944.50 48 025.70 43.6
5 Максимум 4 901.70 11 580.40 42.3
6 Надра 12 548.60 29 834.90 42.1
7 Оранта Днепр 5 737.20 15 594.10 36.8
8 Гарант-Авто 31 422.00 102 028.90 30.8
9 Европейский СА 15 995.60 53 701.50 29.8
10 Укргаз 2 971.40 10 768.20 27.6
11 ТАС 30 026.97 110 115.20 27.3
12 Универсальная 13 673.20 50 926.30 26.8
13 Энергополис 4 465.20 16 935.20 26.4
14 QBE 8 204.70 32 954.80 24.9
15 Скайд-Вест 13 501.70 54 340.50 24.8
16 Остра-Киев 27 745.10 119 597.70 23.2
17 УТСК 7 910.60 37 718.30 21.0
18 Инвестсервис 3 953.70 19 123.00 20.7
19 Гарант-Ре 5 184.80 25 145.50 20.6
20 Укринмедстрах 7 506.00 37 396.70 20.1
21 Оранта-Сич 1 775.70 9 652.20 18.4
22 Аска 22 075.50 130 460.00 16.9
23 Эталон 23 155.80 145 890.60 15.9
24 УОСК 6 400.40 41 152.00 15.6
25 Арма 3 173.80 23 191.80 13.7
26 Оранта 30 820.50 226 775.50 13.6
27 Веско 9 271.70 70 750.40 13.1
28 Инпро 1 504.20 13 533.00 11.1
29 Ориана 1 962.40 18 296.40 10.7
30 Кредо-Классик 16 242.20 170 129.50 9.5


Таблица №5

Рейтинг страховых компаний по собраной премии по автострахованию среди физлиц

№ п/п Название страховой компании Страховая премия за 2003 г. среди физ. лиц (тыc. грн.)
1 Кредо 20 026.00
2 ТАС 18 888.60
3 Укрсоцстрах 17 012.00
4 Эталон 16 542.40
5 Оранта 12 613.00
6 Инкомстрах 12 067.60
7 Гарант-Авто 11 205.10
8 Остра-Киев 8 133.30
9 Скайд-Вест 7 854.30
10 Веско 6 960.40
11 Европейский СА 6 900.40
12 Кредо-Классик 6 308.10
13 Аска 5 996.40
14 Надра 5 036.30
15 Правекс-страхование 4 952.40
16 Оранта Днепр 3 630.70
17 УПСК-пож 3 422.50
18 Украинский СА 3 003.30
19 Энергополис 2 967.00
20 Универсальная 2 670.40
21 Лемма 2 396.20
22 Инвестсервис 2 177.60
23 Велта 2 100.30
24 Форум 2 078.70
25 QBE 1 875.80
26 Оранта-Донбасс 1 562.20
27 Вексель 1 328.00
28 УОСК 1 273.00
29 Добробут и Захист 1 231.63
30 Креминь 1 218.20


 Таблица №6

Рейтинг страховых компаний по приросту премии при автостраховании физлиц


№ п/п Название страховой компании Страховая премия за 2003 г. среди физ. лиц (тыc. грн.) Прирост страховой премии за 6 месяцев 2003 г. среди физ. лиц (тыc. грн.)
1 Укрсоцстрах 17 012.00 270.3
2 Универсальная 2 670.40 259.8
3 Инкомстрах 12 067.60 254.3
4 Веско 6 960.40 216.9
5 Эталон 16 542.40 191.2
6 QBE 1 875.80 172.7
7 Кредо-Классик 6 308.10 169.9
8 Кредо 20 026.00 166.0
9 Гарант-Авто 11 205.10 164.6
10 Лемма 2 396.20 163.5
11 Скайд-Вест 7 854.30 157.4
12 АСКА 5 996.40 145.2
13 Европейский СА 6 900.40 139.6
14 Надра 5 036.30 138.7
15 Оранта 12 613.00 136.2
16 УОСК 1 273.00 129.8
17 Оранта Днепр 3 630.70 116.1
18 ТАС 18 888.60 112.5
19 Правекс-страхование 4 952.40 109.9
20 Остра-Киев 8 133.30 90.9

Таблица №7

Рейтинг страховых компаний по объему выплат физическим лицам

№ п/п Название страховой компании Объем страховых выплат физическим лицам (тыс. грн.)
1 Оранта 13 527.10
2 ТАС 10 302.21
3 Остра-Киев 6 782.80
4 Укрсоцстрах 4 548.30
5 Инкомстрах 3 993.10
6 АСКА 3 771.00
7 Эталон 3 656.00
8 Скайд-Вест 3 434.00
9 Гарант-Авто 3 282.70
10 Надра 2 986.90
11 Кредо-Классик 2 696.90
12 Оранта Днепр 1 992.10
13 Европейский СА 1 970.10
14 Правекс-страхование 1 428.40
15 УПСК-пож 1 382.10
16 Веско 1 315.80
17 QBE 1 259.50
18 Кредо 1 221.10
19 Энергополис 1 127.00
20 УОСК 1 104.70
21 Вексель 899.70
22 Инвестсервис 785.30
23 Форум 760.60
24 Лемма 726.30
25 Универсальная 706.90
26 Алькона 492.30
27 Укринмедстрах 477.50
28 Укргаз 474.20
29 Креминь 452.00
30 Оранта-Сич 421.60


Таблица №8

Рейтинг компаний Украины по убыточности страховой при страховании автотранспорта применительно к физлицам
№ п/п Название страховой компании Убыточность страховой суммы, %
1 Стройполис 196.6
2 Оранта 107.3
3 Оранта-Сич 93.6
4 УОСК 86.8
5 Остра-Киев 83.4
6 Гарант-РЕ 78.2
7 Вексель 67.8
8 QBE 67.2
9 Алькона 67.0
10 АСКА 62.9
11 Надра 59.3
12 Авионика 58.8
13 Оранта-Днепр 54.9
14 ТАС 54.5
15 Укринмедстрах 46.7
16 Ориана 44.9
17 Укргаз 44.3
18 Скайд-Вест 43.7
19 Кредо-Классик 42.8
20 УПСК 40.4
21 Энергополис 38.0
22 Кремень 37.1
23 Форум 36.6
24 Инвестсервис 36.0
25 ИНПРО 35.8
26 Инкомстрах 33.1
27 Лемма 30.3
28 Гарант-АВТО 29.3
29 Правекс-Страхование 28.8
30 Европейский СА 28.6
31 Укрсоцстрах 26.7
32 Универсальная 26.5
33 Оранта-Донбас 24.0
34 Эталон 22.1
35 АРМА 21.1
36 ВЕСКО 18.9
37 Оранта-Лугань 18.4
38 Велта 14.1
39 Добробут и защита 13.9
40 АСКО-медсервис 8.6
41 Кредо 6.1
42 Украинский СА 5.2
43 Восточно-укр. СО 2.5
44 Провита 2.0
45 Астарта 0.0
46 Аванте 0.0

Директор компании «Страховой брокер «Дедал», Кандидат технических наук, доцент

Габидулин Ибрагим Абдулович

 

Обзор DEDALINFO