Наши публикации
Обязательная страховка для машин уровня «Жигулей» будет предположительно стоить около двухсот гривен
Обязательная страховка действует в Европе еще с тридцатых годов. Недавно принудительную автогражданку ввела Россия. От страхования причиненного другому человеку ущерба, кажется, выигрывают все – дедуля на «Запорожце», въехавший в задницу «Мерседеса», больше не рискует расплачиваться за это своей квартирой (свой драндулет он уж как-то отремонтирует сам). «Мерседесу» тоже не придется брать грех на душу и выколачивать со старичка последнюю копейку.
К сожалению, в Украине принятие закона об обязательной автогражданке пока буксует. В прошлом году его принятию воспротивились…, смешно сказать, комитеты по защите прав потребителей! В этом году общественное мнение, казалось, наконец дозрело. Но принятый Верховной Радой закон был отправлен Президентом на доработку. Говорят, текст его сыроват. И, тем не менее, представители страховых компаний уверены – в конце концов, закон пройдет и начнет действовать с начала следующего года. О том, как это произойдет и сколько предположительно будет стоить, «ФАКТЫ» спросили сведущего человека - известного киевского страхового брокера Ибрагима Габидулина, руководителя брокерской конторы «Дедал».
- Ибрагим Абдулович, уже известно, сколько будет стоить автогражданка?
- Еще нет, но думаю, что стоимость полиса увеличится. Если сейчас «автогражданка» для «Жигулей» стоит 94 гривны, то новая обязательная страховка обойдется гривен в 200. Дело в том, по новому закону, сумма, которую покрывает страховка, увеличилась. Теперь до 25,5 тысяч страховая компания выплачивает за ущерб, нанесенный вами чужому автомобилю и 51 тысячу – за вред, причиненный людям – водителю, пассажирам или пешеходам. В принципе в России аналогичная обязательная страховка стоит порядка 60 долларов, то есть около 300 гривен…
- Так что, заплатил двести гривен и круши мерседесы?!
- Не все так просто. Во-первых, для материального ущерба предусмотрена двухпроцентная франшиза от лимита ответственности. То есть, разбив чужой «Мерседес», ремонт которого обойдется, например, в двадцать тысяч гривен, пятьсот десять гривен из этой суммы все таки придется выложить из собственного кармана. Во-вторых, если размер ущерба превысит шесть тысяч триста семьдесят пять гривен, то страховка прекращает свое действие – придется вновь ее покупать…Но это еще не все. В новом законе – предусмотрена система поощрений и наказаний для автовладельцев. Если в этом году вы совершили аварию, то в следующем сумма страховки увеличится на 40%!
- То есть хозяину «Жигулей» придется выложить уже 280 гривен!
- Да, а если за год вы два разбили две чужие машины – страховка вырастет в 2.45 раза. Но в случае, если целый год прошел без происшествий – вам должны предоставить в следующем году пятипроцентную скидку. Так десять лет проездите без аварий – тариф снизится в два раза (на сайте можно найти подробную таблицу с расчетом скидок и наказаний)!
- Ну, это невозможно!
- Почему? Иностранцы, которые у меня страхуются, бывает, и по двадцать лет без аварий живут. Уезжая с Украины, справочку от страховой компании специальную берут о том, что не имел страховых случаев. Они безаварийной историей очень дорожат. Для них же эта реальная экономия на страховке!
- А где лучше всего будет покупать полис?
- Не всем компаниям разрешат продавать полисы обязательной «автогражданки». По моим сведениям, такое разрешение получат лишь 14 крупнейших компаний. Только они имеют права продавать полисы от своего имени и лучше всего их покупать напрямую у них. Но проблема в том, смогут ли эти компании обслужить всех желающих? У них дорожными авариями занимается десяток сотрудников. Но количество дел с вступлением закона в силу возрастет на порядок! И чтобы компания занялась вашим делом, придется потолкаться в очередях и пооббивать пороги.
- Вы как-то говорили, что страховка у брокеров стоит дешевле, чем в страховой компании. На автогражданку это правило распространяется?
- Стоимость автогражданки одинакова везде – она законом устанавливается. Но, в принципе, страховка состоит из двух половин: собственно суммы, покрывающей риски, и надбавки. Эта надбавка идет на расходы страховым компаниям: уплата налогов, расходы по содержанию офиса, зарплата сотрудникам компании и на комиссионные страховых агентов и брокеров. И брокер может за счет своих комиссионных сделать скидку клиенту, что в страховой компании невозможно. Кроме того, брокер берет на себя все хлопоты, которые начинаются сразу после аварии - собирает справки, организует экспертизу, успокаивает пострадавших. Многие люди ведь не знают, что ущерб, нанесенный здоровью, выплачивают лишь, если к месту аварии была вызвана скорая помощь и этот факт зафиксирован в протоколе ГАИ.
- Возможна ситуация, когда «ушлая» страховая компания подстроит все так, что обязательная страховка не покроет ущерба?
- Очень часто бывает так - разбита старенькая машина – и эксперт оценил ущерб в небольшую сумму. Но отремонтировать автомобиль за эти деньги нереально. Машина старая, но запчасти ведь нужны новые! А они дорогие. И брокеру приходится давить на страховую компанию, чтобы заставить ее заплатить реальную стоимость ремонта. В одиночку из компании это выбить очень тяжело.
Тарас ТКАЧУК