Наши публикации

Размер текста
16.03.2005

Страховщики умеют преукрасить финансовую отчетность..

Страховой брокер "Дедал" Ибрагим Габидулин рассказывает, о чем на самом деле говорят финансовые показатели деятельности страховщиков
Страховщики надеются, что "автогражданка" уже в этом году сможет сделать их услуги массовыми -  к ним просто толпами повалят физические лица, и не только за полисами ГО. Как потребителю при выборе страховщика не попасть в просак "ЭИ" рассказал директор ООО "Страховой брокер "Дедал" Ибрагим Габидулин. При этом г-н Габидулин привел некоторые собственные данные о деятельности украпинских страховщиков.
 - Как по финансовой отчетности страховой компании можно судить о ее работе?
- На мой взгляд, обывателю сделать это чрезвычайно сложно. Даже специалисту невозможно дать объективную оценку финансовому состоянию страховщика по показателям одного отчетного периода. Руководители страховых компаний хорошо знают, на какие показатели обращают внимание акционеры, а какие привлекают внимание СМИ и клиентов. Поэтому страховщики умеют приукрасить финансовую отчетность СК или подкорректировать. Например, на каждую отчетную дату страховщикам нужно показать объем сформированных резервов. Иногда для того, чтобы они соответствовали требуемому уровню, СК заимствуют на короткий период деньги, скажем, на межбанке, а после сдачи отчетности возвращают деньги. Поэтому для объективной характеристики той или иной компании необходимо исследовать совокупность различных характеристик (а не только общие финансовые показатели) и из этого сложить реальную «картину» ее финансовой устойчивости и платежеспособности.
- О каких показателях Вы говорите?
- Во всем мире одним из главных показателей активности страховых компаний является размер собранной премии. Но у нас этот показатель будет свидетельствовать несколько о других явлениях в виду кэптивности (степени афилированности СК к финструктурам – Ред.) многих отечественных СК и наличие конъюнктурных видов страхования в их портфелях. Возьмем в качестве примера автострахование. Если в 2003 году по моим данным лидером по собранным премиям была СК «Гарант-АВТО», то в прошлом году она уступила свое место СГ «ТАС». С 6-го места на 3 переместилась компания «Кредо». Сдала свои позиции «Оранта», переместившись со 2 места на 5. На тех же позициях остались «ИНГО-Украина» (4 место) и «Инкомстрах» (7 место). Компании-лидеры не сегодняшний день пополняют свой портфель в основном за счет связи с соответствующими банками по страхованию автомобилей, приобретаемых в кредит. По объему страховых выплат лидерами в автостраховании остались СК «ИНГО Украина» и СК «Гарант-АВТО».
Но все же абсолютные значения этих показателей не дают понимания глубинной сути происходящих в страховой компании финансовых процессов. Здесь нужно анализировать относительные показатели. Одним из таких показателей является брутто-норма убыточности (коэффициент понесенных убытков (insured loss ratio) или уровень выплат – Ред.) - отношение суммы выплат по какому-либо виду страхования к сумме собранных по этому виду страхования премий. У западных страховых компаний величина данного показателя может доходить до 80%-90%. Что свидетельствует о том, что СК имеют эффективные финансовые механизмы размещения свободных средств, позволяющие обеспечить высоколиквидное резервирование и прибыль. В то же время, украинские страховые компании не могут обеспечить высоколиквидное резервирование средств и вынуждены закладывать свою прибыль в тарифы. Поэтому для нашего страхового рынка значение убыточности больше 80% говорит о том, что страховая компания слишком много тратит на выплаты. Значит, запас ее финансовой устойчивости очень низкий и у нее не хватает средств на развитие. О рентабельности того или иного вида страхования и правильно построенной тарифной политике говорит значение брутто-убыточности меньшее или равное 50%. Если же брутто-убыточность больше 100%,  то страховая компания больше отдает, чем получает.
- Какой сегодня показатель убыточности у украинских страховщиков?
- В среднем по Украине за 9 месяцев 2004 год он составил примерно 6.7% и к концу года, думаю, изменится незначительно. В то же время у реально работающих компаний он доходит до 40% - 60%, а по автомобильному страхованию и свыше 100%, что очень опасно для СК. Хотя руководители этих компаний не без гордости говорят, что «мы же ведь выплачиваем страховые возмещения!». Да, но какой ценой. Я анализировал компании по показателю убыточности в автостраховании. Если по итогам 2003 года лидировали по этому показателю СК «ИНГО Украина» (убыточность 60%), «Скайд-Вест» (убыточность 55.5%) и «QBE» (убыточность 54.4%), то сейчас мы видим большое количество страховых компаний, которые опередили прежних лидеров. Например, СК «ИНГО Украина» с показателем 58.9% заняла уже 19-е место. И впереди ее компании с показателями убыточности, значительно превышающими критические значения. Например, у лидера по данному показателю СК «Мега-Полис» - 186% убыточности по автострахованию (из 0,671 млн. грн. собранных премий компания выплатила 1, 249 млн. грн.). Компания UTICO имеет 100%-ную убыточность по данному виду. СК «Инкомстрах» выплатила 62% собранных премий.
- Чем можно объяснить такие цифры?
- Возможно, некоторые компании делают упор на захват рынка, что приводит к демпингу в тарифной политике и, в конце концов, к таким результатам.  Подобный риск может быть оправдан только в том случае, если компания недолго ведет агрессивную тарифную политику и имеет для этого дополнительные резервы, полученные от акционеров или сформированные из собственной прибыли.
- Но ведь в портфеле страховщика, как правило, не один вид страхования.
- Совершенно верно. Поэтому показатель убыточности нужно сопоставлять с размером портфеля страховой компании. Компании, имеющие в своем портфеле более 50% автомобильных рисков, могут при большой убыточности этого вида страхования (свыше 60%) попасть в трудное финансовое положение. Например, у СК «Кредо» (74.2% автомобильных рисков) и «Инкомстрах» (69.1% автомобильных рисков). И эти компаний по данному показателю удерживают лидерство уже два года. Не отстает от них и СК «Укрсоцстрах». А с учетом того, что убыточность в «Инкомстрахе» составляет 62%, то это может в некоторых неблагоприятных ситуациях привести к совершенно определенным финансовым проблемам.
- Можно ли по структуре портфеля страховщика определить клиенту, стоит ли с ним сотрудничать?
Да, конечно. Условием финансовой устойчивости СК является сбалансированность ее страхового портфеля, т.е фактически равномерное процентное соотношение различных видов страхования. Таким образом, можно не бояться покупать полисы в страховой компании, которая имеет договоры по всем видам страхования, причем процент полученной премии и страховые суммы (размер ответственности страховщика) по ним примерно одинаковы. Но вот идти в компанию, портфель которой на 65% состоит из обязательных видов страхования, а 35% приходится на остальные виды  достаточно рискованно.
Настя Недашковская, "ЭИ", №35 (133), 16 марта 2005 г.
 

Обзор DEDALINFO