Наши публикации

0
Размер текста
01.08.2007

BANCASSURANCE ПО-ЭСЭНГЕВСКИ

В литературе существует много определений понятия «bancassurance». Но их объединяет главное – это продажа страховых продуктов по банковским каналам. Однако на самом деле этот термин используется для определения целой концепции взаимодействия страховых компаний с банками, которая не ограничивается только участием последних в процессе продаж страховок. Существует еще целый ряд аспектов (юридических, финансовых, организационных, культурных и поведенческих), интегрально формирующих концепцию bancassurance, реализованную в той или иной стране.

Наиболее важным фактором самой возможности и успешности реализации концепции bancassurance на финансовом рынке любой страны, несомненно, является национальное законодательство. Так, в некоторых странах не существует никаких законодательных ограничений для участия банков в страховом бизнесе. Однако во многих развитых странах вплоть до 90-х годов прошлого столетия существовал запрет на участие банков в страховом бизнесе. Поскольку до этого считалось, что такое сотрудничество приведет к слишком большому влиянию банков на финансовом рынке. Позднее госрегуляторы некоторых стран под давлением ведущих банков и страховых компаний несколько пересмотрели свою позицию по данному вопросу. Так, в Италии после принятия в 1990 году закона Амато (Amato) банкам позволили вкладывать капитал в страховые компании. А вот в США только 12 ноября 1999 года был отменен закон Гласса-Стигалла (Glass-Steagall Act), запрещавший банкам заниматься инвестиционной и страховой деятельностью. В результате, как известно, Citibank, объединившись со страховой компанией Travelers Group, создал корпорацию Citigroup, предоставляющую банковские и страховые услуги. Вместе с тем, в некоторых странах bancassurance все еще в значительной степени ограничивается. В Таиланде, например, до недавнего времени страховым компаниям запрещалось выплачивать комиссионные банкам. К тому же в Германии, Великобритании, США и Канаде страховой рынок в значительной степени находился в руках брокеров. Благодаря чему, а также некоторым регуляторным ограничениям в этих странах, банкам пока не удается занять лидирующие позиции в страховании.

В некоторых странах (например, во Франции) финансовые и налоговые стимулы способствовали стремительному развитию программ накопительного страхования жизни. Чем не преминули воспользоваться банки, которые в условиях острой конкуренции на страховом рынке смогли предложить собственные каналы продаж своим заемщикам полисов страхования жизни при ипотечном кредитовании, существенно сократив тем самым затраты страховщиков (на 30-50%). Однако при этом у клиента все же оставалось право выбора страховой компании при получении ипотечного кредита. К тому же он мог и вовсе отказаться от страхования своей жизни. Использование такого подхода позволило Франции стать лидером по накопительному страхованию жизни в Европе.

Обычно концепция bancassurance предполагает интеграцию бизнес-процессов банка и сотрудничающих с ним страховых компаний, создание объединенной информационной системы, использование эффективных методик обучения и вознаграждения продавцов за фактически проданные страховые продукты. Страховая деятельность в банковской сети часто начинается с продуктов, которые непосредственно связанны с банковскими процессами. Например, программы индивидуального страхования жизни, страхование кредитных и банковских сделок (страхование залогового имущества, потребительского кредитования, страхование кредитных карточек). Продавая продукты по страхованию жизни, банки увеличивали свою долю активов с длительным сроком применения. Продавая продукты страхования кредитных и банковских сделок, банки предлагали дополнительный сервис клиентам. Это обеспечивало им свободным доступ к страховым продуктам, простой метод оплаты и выгодное финансовое покрытие. Также абсолютно необходимым условием является то, что страховые продукты должны быть приспособлены к банковской сети. А именно: должны быть легки для понимания и клиентами, и продавцами, а также просты в андеррайтинге.

Успешная реализация концепции bancassurance в развитых странах невозможна без наличия у банка солидной репутации и без полной интеграции в ежедневный алгоритм функционирования банка, процессов продаж страховых продуктов через его сеть. Когда в 70-е годы эта концепция внедрялась во Франции, ее банковский сектор уже обладал всеми свойствами, присущими зрелым и высоко конкурентным рынкам Строительный бум вызвал интерес французов к ипотечному кредитованию, а это, в свою очередь, подвинул банки объединить такое кредитование со страхованием жизни заемщиков. Но этим сотрудничество французских банков со страховиками не ограничилось. Постепенно оно охватило практически весь спектр страховы продуктов. В результате клиентам банков в одном месте стал предлагаться широкий выбор финансовых инструментов и продуктов: от получения краткосрочно ссуды до страховой защиты от любых непредвиденны событий. Во Франции за счет резкого снижения затрат на дистрибьюцию страховых полисов через банковские каналы страховщики пошли на заметное понижение размеров страховой премии для клиентов. В результате в 2000 году по каналам bancassurance уже собиралось 35% всех премий по страхованию жизни; 60% премий по накопительным страхованию; 7% по имущественному страхованию и 69% премий по пенсионному страхованию.

Вскоре и Испания пошла по данному пути и уже в начале нового тысячелетия через bancassurance собиралось более 65% премий по страхованию жизни (приблизительно 17 млрд. евро в 2001 году, по сравнению с 43% в 1 992-м). Однако такие темпы роста были достигнуты не только от внедрения bancassurance — сам рынок страхования жизни в Испании имел в среднем 30% роста в течение последних 15 лет. В Португалии bancassurance имел самую высокую степень проникновения — 82% рыночной доли, что составляет приблизительно 4 млрд. евро премий по рынку страхования жизни по программам Геггл Life.

В Бельгии bancassurance получил быстрое развитие только в последние годы. Этот канал стал развиваться на рынке страхования жизни, несмотря на то, что значительное количество полисов продавалось брокерами, ему способствовали и солидные иностранные инвестиции. Также были использованы преимущества развития страхования жизни, имеющие высокие темпы роста. Наконец, слияние банков и страховых компаний, их структуризация позволили им оказаться ближе к страхователям. Пять лидеров рынка — это члены банковских или страховых групп. С 56%-ной долей на рынке страхования жизни bancassurance стал лидером продаж. Этот канал характеризуется большой долей охвата рынка индивидуального страхования (35%, исключая программы Unit linked) и балансом между накопительными программами страхования и программами страхования от несчастного случая.

Существуют различные взгляды на модели bancassurance. Так, в работе Татьяны Гриневой из рейтингового агентства Standard & Poorrs приводится пять моделей взаимодействия банков со страховыми компаниями. Однако, на наш взгляд, концепция bancassurance предусматривает только две модели: когда банк покупает страховую компанию или наоборот. Ведь только при таких условиях возможно создание единой информационной системы между банком и страховой компанией, без которой успешная реализация концепции просто невозможна. Поэтому все остальные модели сводятся к посреднической деятельности и могут трактоваться как сотрудничество банков и страховых компаний.

Совместное развитие различных финансовых институтов способствует снижению уровня скрытых системных рисков банков. Банкам выгодно такое сотрудничество, поскольку снижается волотильность их доходности, в то же время страховщики могут потенциально получить дополнительный капитал для поддержания своей платежеспособности.

Понятно, что такая финансовая конвергенция выдвигает перед регуляторами сложные задачи. Отсутствие соответствующих регуляторных норм чревато последствиями как для клиентов, так и для страховщиков. На наш взгляд, имеются некоторые аспекты, которые регуляторам необходимо детально проанализировать:

• различие в требованиях по капитализации банков и страховщиков. Передача некоторых банковских обязательств страховщикам потенциально может снизить собственный капитал банка;
• проблемы защиты клиента в bancassurance-oпеpaциях. Это связано частично с различиями бизнес-процессов при разработке и дистрибьюции страховых продуктов, аналогично отделению страховых резервов и активов банка. Другая область касается конфиденциальной информации о клиенте, которая не может быть раскрыта третьим лицам. Требуется введение дополнительных регуляторных актов по защите клиентов при реализации концепции bancassurance. Наконец, регуляторы должны гарантировать, что клиентов не будут заставлять принудительно заключать договоры страхования при реализации некоторых других услуг банка (например, при ипотечном кредитовании), а также предлагать только аффилированные с банком страховые компании при страховании залогового имущества;
• необходимость разработки специальных требований к страховым продуктам (например, исходя из величины риска, размера покрытия и минимального срока страхования) с целью их разграничения с инвестиционными инструментами, а также с пенсионными фондами.

Отсутствие таких регуляторных норм привело в странах СНГ к созданию банками своих «неписанных правил» аккредитации страховщиков. Об этом в последнее время пестрят газеты России и Украины.

Если в Европе bancassurance сводился к продаже страховых продуктов по страхованию жизни через банковские каналы, то в СНГ такой альянс банков и страховых компаний породил новые взаимоотношения на рынке. Благодаря такой связи многие малоизвестные страховщики получили доступ к страхованию кредитных автомобилей, что позволило им получить прирост премии по страхованию КАСКО, измеряемый в тысячах процентах. Даже беглый анализ показателей деятельности страховщиков по этому виду страхования дает богатую пищу для размышлений относительно того, кто есть кто сейчас на отечественном рынке. Столь стремительный рост показателей по автострахованию продемонстрировали только те (ранее в основном мало известные) страховщики, которым удалось аккредитоваться при банках, являющихся лидерами отечественного рынка автокредитования. А такая аккредитация осуществляется по «неписанным правилам». Тем самым идет как бы подмена банками государственного регуляторного органа. Так, наши банки начали устанавливать требования к страховым продуктам, к тарифам и размеру своего комиссионного вознаграждения. По приблизительным оценкам, прибыль банков только за счет комиссионных, полученных от аккредитованных страховщиков при страхований кредитных автомобилей, составляет около 3,5% от суммарной прибыли банков Украины, полученной в 2006 году.

В результате дело доходит до абсурда, когда клиент, в течение несколько лет успешно работающий со своей страховой компанией, берет в банке кредит на покупку автомобиля и не может воспользоваться услугами этой компании. Если же клиент хочет работать через страхового брокера, то при оформлении договора страхования в одной из аккредитованных при банке страховых компаний, его (брокера) комиссионные все равно получает банк. При этом банк ни за что не отвечает при наступлении страхового события, в том числе и за выполнение страховщиком своих обязательств. По мнению экспертов рейтингового агентства Standart & Poor's, такая практика аккредитации страховщиков в банках стран СНГ и как следствие реализованная в них концепция bancassurance «негативно сказывается на финансовой гибкости страховой компании и может подвергнуть ее значительному кредитному риску контрагента — данного банка, а также поставить под угрозу ее конкурентное положение на рынке».

В развитых странах, таких как Великобритания, Германия, США и Канада, концепция bancassurance не имеет такого развития и поддержки в силу влияния жесткого законодательства, препятствующего получению банками контроля над всем финансовым рынком. Кроме того, в этих странах существенно развит рынок посредников, а сами страховые компании имеют небольшую долю прямых продаж или вообще не занимаются этим, выполняя лишь свои основные профессиональные обязанности на рынке:

• администрируют страховой фонд;
• проводят маркетинговые исследования;
• занимаются андеррайтингом и актуарными расчетами;
• внедряют современные методы менеджмента, 1Т-тех-нологии.

Украинские банки должны быть готовы к тому, что в обозримом будущем вопрос столь специфического взаимодействия банковских и страховых структур будет решен на законодательном уровне. И это вполне логичный путь развития финансового сектора, так как сегодня bancassurance по эсэнгевски фактически лишает участников рынка страхования и их клиентов самого главного рыночного принципа — права выбора. По-своему страдают и страховые компании, в том числе крупные, которые в нынешних условиях вынуждены идти на поводу у банков, хотя такое сотрудничество должно быть обоюдовыгодным. Ведь концепция bancassurance предусматривает одновременное участие и страховщиков в реализации банковских продуктов или создании совместных продуктов. И хотя страховщикам эта задача не под силу (эти функции во всех цивилизованных странах выполняют финансовые посредники), качественных изменений на рынке bancassurance стоит ожидать уже в ближайшее время.

Габидулин И. А., к.т.н., доцент, директор компании «Страховой брокер «Дедал»
Лушниченко В. Н., к.т.н.

BANCASSURANCE ПО-ЭСЭНГЕВСКИ (pdf)

 
BANCASSURANCE ПО-ЭСЭНГЕВСКИ
Опубликовать

КОММЕНТАРИИ (0)


Обзор DEDALINFO