Наши публикации

Размер текста
25.08.2007

ПРУДЕНЦИАЛЬНЫЙ НАДЗОР

«С какого-нибудь амвона тебя все равно предадут анафеме»   

«Пшекруй».

Резкий рост убыточности по автострахованию серьезно насторожил как клиентов, так и регулятора. Попытки Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) Украины решить возникающие проблемы по мере их возникновения ситуацию коренным образом не изменили. А можно ли предупреждать негативные последствия в данной сфере? Оказывается, вполне. Достаточно обратиться к опыту стран, использующих систему пруденциального надзора. Об его особенностях «Банкиру» рассказывает директор ООО «Страховой брокер «Дедал», кандидат технических наук Ибрагим ГАБИДУЛИН.

Ибрагим Абдулович, что такое пруденциальный надзор?

– Ни в одной существующей литературе по страхованию нет точного определения пруденциального надзора. Название происходит от английского слова prudential, которое переводится как «благоразумный». Таким образом предварительному, «раннему» надзору отводится первостепенная роль в мировой экономике.  Традиционные методы, в т. ч. и закрепленные в нормативных документах, не всегда дают удовлетворительный результат, поскольку фиксируют уже происшедшее. Для ранней диагностики – и в этом принципиальное отличие – характерна регистрация потенциальной возможности осложнений. В силу этого все показатели, применяемые в ней, можно охарактеризовать как вероятностные. При выявлении первых признаков проблемности практически всегда существуют пути исправления ситуации. Поэтому  разработка таких показателей, их мониторинг и составляют основу пруденциального надзора страхового рынка.

Почему рассматривается предлагаемый подход применительно к автомобильному страхованию?

– Применение элементов пруденциального надзора в автомобильном страховании стало актуальным, так как оно превратилось в самый массовый вид среди страховщиков. В среднем в портфеле СК Украины страхование наземного транспорта составляет чуть меньше 50%, а у некоторых компаний, особенно связанных с банками, этот объем достиг 90%. Это – благодаря массовым продажам через кредитные программы. Только за 2006 г. в Украине на покупку новых автомобилей было затрачено около $6 млрд, из которых 45% приобретались в кредит. В марте 2007 г. было продано 42 тыс. автомобилей. В результате на рынке началась вакханалия в тарифной политике страховщиков. Можно встретить случаи, когда  страхуют автомобили марки «Порше» с нулевой франшизой с тарифом 5,9%; при этом стоимость только одной фары превышает сотню долларов. Уже есть примеры тяжелого финансового положения отдельных СК, которые особо усердствовали в этом виде страхования, благодаря аккредитации по «неписанным правилам», установленными самими банками. Серьезные страховщики стали отказываться от таких драконовских правил, фактически выполняющих функции надрегуляторного органа. Аналитики агентства Standart & Poor's давно предупреждали, что такая практика аккредитации страховщиков в банках и концепция bancassurance «негативно сказывается на ее финансовой гибкости и может подвергнуть страховую компанию значительному кредитному риску контрагента – данного банка, а также поставить под угрозу ее конкурентное положение на рынке». Примеров этому уже немало. Но до сих пор используют «особые» маркетинговые приемы, например, «три полиса в одном по цене одного» – некоторые страховщики идут на авантюрные, заведомо убыточные проекты, лишь бы только заманить клиента. Причина – в штате таких компаний нет дипломированного актуария. Вот почему у Госфинуслуг вызывает тревогу положение на рынке с этим видом страхования.
 
Для введения пруденциального надзора необходим серьезный анализ. Какова его последовательность?

– Информации о финансовых показателях СК вполне достаточно для демонстрации методики анализа. Рассмотрим основные этапы.

Первый – объемы собранной премии. Он свидетельствует об активности страховщика на рынке и публикуется во всех отчетах и аналитических обзорах рынков любой страны. При желании, на сайтах регуляторов можно найти все необходимые данные, в т. ч. по каждой компании в отдельности.

Второй – это изменение премиальных платежей за определенный период. Если страховая компания из года в год наращивает эти объемы, то это – показатель стабильного роста ее авторитета. Вместе с тем, регулятора и партнеров должны настораживать факты очень высокого темпа роста страховых премий: нужно проводить дальнейший анализ с формальной и содержательной точек зрения этого феномена. С формальной – они являются аномальными, поэтому не могут быть включены в анализируемую совокупность. С содержательной – означает, что механизм достижения таких результатов у данных компаний отличается от общепринятых. Чаще всего такой рост достигается путем аккредитации мелких компаний в банках с последующим доступом к страхованию залога при автокредитовании.

Третий – размер выплат страховых возмещений. Он напрямую связан с выполнением обязательств СК перед своими клиентами. Но абсолютное значение выплат еще ни о чем не говорит. Поэтому наряду с ним используются различные относительные характеристики.

Четвертый – показывает брутто-норму убыточности. Его часто называют коэффициентом понесенных убытков (insured loss ratio) или просто уровнем выплат.  Он рассчитывается как отношение суммы всех выплат за конкретный период к сумме собранной за тот же период страховой премии. Поскольку числитель и знаменатель этого показателя включаются в отчетные данные для контролирующих органов и публикуются в печати, то анализ этих данных всегда интересен для  субъектов страхового рынка, включая регулятора.
Значение показателя брутто-норма убыточности зависит от уровня развития страхового рынка и вида страхования. На этапе становления, значение этого показателя колеблется в пределах от 15% до 60%. Для западного рынка, особенно по автострахованию, он может доходить до значений 80–90%. Это свидетельствует о том, что страховые компании имеют эффективные  механизмы размещения свободных средств, позволяющие не только обеспечить высоколиквидное резервирование, но и получать реальную прибыль. В то же время, украинские страховые компании вынуждены закладывать свою прибыль в тарифы. Поэтому для нашего рынка значение убыточности более 60% говорит о том, что страховая компания слишком много средств тратит на выплаты, запас ее финансовой устойчивости очень мал, и не хватает денег для ее развития. Ведь значительная часть ресурсов идет на налоги, зарплату сотрудников, аренду помещений офисов, оплату комиссионных посредникам, включая банки и салоны, причем в суммах, о которых брокеры могут только мечтать. Значение брутто-убыточности более единицы говорит о том, что страховая компания больше отдает, чем получает, постепенно расходуя свой собственный капитал.

Наконец, пятый, – это сбалансированность портфеля страховщика как важнейшее условие финансовой устойчивости компании. Что это означает?

Во-первых, это учет страховщиком закона больших чисел и выборки, т.е. выравнивание и разделение рисков. Задача решается через тарифную политику компании, выравнивание сумм застрахованных объектов и передачу части видов страхования или их стоимости другим фирмам на перестрахование.

Во-вторых, наличие в портфеле, как можно ближе к равномерному процентному соотношению различных видов страхования. Например, портфель компании «А» на 65% состоит из обязательных видов страхования, а 35% – из других видов. Страховая компания «В» имеет в портфеле договоры по всем видам страхования, причем все финансовые показатели примерно одинаковы. Какая компания более устойчива и какой из них отдаст предпочтение грамотный потенциальный страхователь? Конечно последней!

По этим вербальным критериям и анализу информации о структуре портфелей можно составить рэнкинг страховых компаний. Потенциальные страхователи должны обязательно анализировать этот показатель, прежде чем доверять свои средства страховщику, даже если компания аккредитована в банке и ее настоятельно рекомендует менеджер.

На первый взгляд, методика вроде бы несложная. Почему же Госфинуслуг не применяет систему пруденциального надзора?

– Введение в действие такого механизма требует времени и подготовки. Для того, чтобы новшество стало эффективным инструментом, необходимо, прежде всего, понимание самого регулятора, осознание, что без него страховой рынок рискует потерять доверие клиентов и сорваться в финансовый штопор. Нужно подготовить специалистов, а это вопрос не одного дня. Кроме того, стоило бы вначале разработать специальное методическое пособие для страховых компаний.

Но основная причина – рынок еще не созрел, хотя угрожающие признаки уже налицо: целый ряд компаний испытывают серьезные материальные трудности. Учитывая взаимозависимость страховщиков, это может вызвать принцип «домино». Не допустить этого и призвана система пруденциального надзора.

Беседовал Сергей СОКОЛОВСКИЙ

 

Обзор DEDALINFO