Наши публикации

Размер текста
09.08.2006

Санитары автомобильных дорог – аварийные комиссары

Ошибается тот, кто думает, что в страховании главное – выгодные тарифы и своевременные выплаты. Гораздо важнее – качественное обслуживание. А досадные события, увы, в нашей жизни случаются, и одно из них – ДТП. Счастливые владельцы страховых полисов могут облегченно вздохнуть, и сделать только один телефонный звонок – аварийному комиссару. О том, кто они – эти специалисты, и что входит в их обязанность, рассказывает Ибрагим ГАБИДУЛИН, директор «Страховой брокер «ДЕДАЛ».
В столице часто можно встретить автомобили аварийных комиссаров. Кстати, особенно заметный автомобиль аварийного комиссара Вашей компании. Расскажите подробнее, кто такие аварийные комиссары, какие функции они выполняют?

аварийные комиссары

Санитары автомобильных дорог – аварийные комиссары

Согласно украинскому законодательству, аварийный комиссар – специалист, который занимается расследованием дела по конкретному страховому событию, определяет стоимость суммы ущерба, занимается решением текущих дел, связанных с данной ситуацией. На Западе, аварийный комиссар, – прежде всего, – юрист. Его статус позволяет право оспаривать действия полиции. Можно сказать, что институт аварийных комиссаров – это инструмент защиты от неправомерных действий и неадекватных ситуаций дорожной полиции. Как известно, именно она имеет полномочные права определять кто прав, а кто виноват в ДТП.

В нашей стране аварийные комиссары – это специалисты, которые выезжают на место происшествия, исследуют ситуацию. Да, они не имеют право оспаривать действия ГАИ, но имеют право настаивать на некоторых особенностях аварии. И, естественно, они становятся на сторону наших клиентов. Почему? Да, все очень просто: ГАИ, чаще всего, приезжая на место ДТП, рассуждает так: если у кого-то из участников аварии есть страховка, то пусть он и платит. Это не честно. Безусловно, если аварийный комиссар видит, что клиент виноват, то он признает это, но если клиент не виноват, а его стараются сделать виновным, то аварийный комиссар на месте ДТП сразу же расставляет все точки над «і». Аварийные комиссары занимаются также сбором первичных документов, которые касаются страхового события и передают их страховым компаниям.

А могут ли аварийные комиссары оценивать риски страхового события?

Аварийные комиссары не оценивают риски, они только осуществляют все предварительные расследования и заключение, а уже оценку делают специальные эксперты, которые имеют на это право. В Украине аварийных комиссаров обучают и готовят несколько организаций на специальных учебно-образовательных курсах. Все аварийные комиссары, которые работают в нашей компании, прошли данную подготовку. В будущем они смогут продолжать обучение, окончить специальные курсы оценщика, затем пройти стажировку в течение года под присмотром профессионального и опытного специалиста. За это время нужно самостоятельно сделать 5-6 экспертиз, и только после этого можно получить разрешение на сдачу экзамена, и в случае успеха, получить сертификат и, следовательно, право быть оценщиком.

Аварийные комиссары защищают интересы только тех, кто имеет страховку? Или к ним могут обратиться и те, кто не имеет страховку, чтобы получить грамотную юридическую консультацию, разумеется, за дополнительную плату?

Да, такие случаи бывают. К нам обращаются люди, которые попали в ДТП, и есть риск, что страховая компания может занизить суму ущерба. За определенную плату мы беремся за это дело, но если оно выигрышное. Если же очевидно, что клиент нарушил Правила дорожного движения, и это подтверждает справка ГАИ, то, конечно, нет.

Случается, что обращаются клиенты, и не имеющие страхового полиса. Но если нет ни справки, ни решения суда, мы честно предупреждаем, что дело может затянуться надолго. У нас был такой случай – клиентка попала в ДТП в ночное время. На основании тех документов, которые она нам предоставила, провести следственный эксперимент очень тяжело, трудно воссоздать истинную картину ДТП. Единственный шанс – доказать обоюдную вину – это случилось в ночное время, были и другие факторы. И каждый ремонтирует свою машину самостоятельно.

Сколько автомобилей имеет служба аварийных комиссаров Вашей компании?

Три. Один автомобиль обслуживает самого крупного клиента, две остальные – остальных клиентов, и, если нет ДТП, аварийные комиссары на них ездят в страховые компании или еще куда-то по делам. Иногда бывает по два выезда в день по ДТП, а иногда днем спокойно, а ночью нужно выезжать. Автомобили ездят по Киеву и Киевской области.

А если авария произошла не в Киеве?

В таком случае наш клиент звонит по круглосуточному телефону и сообщает место, где он находится, и тогда мы тогда подключаем аварийного комиссара, который находится поблизости от него. У нас есть аварийные комиссары во всех 26 областях Украины. Мы нанимаем на эту должность специалистов, у которых есть автомобиль, компьютер, мобильный телефон, чтобы он мог быть мобильным во всех отношениях. Некоторые наши аварийные комиссары даже имеют сертификат оценщика.

Если в результате ДТП пострадал автомобиль, аварийный комиссар выехал, но нужна дополнительная помощь эвакуатора, как вы поступаете в таком случае?

В нашей компании нет аварийного эвакуатора. Вопрос об этом поднимался, и в принципе за год случилось столько дорожно-транспортных происшествий,  что, купив его, мы могли бы быстро отбить затраты. Но эвакуатор – это грузовик, а для этого нужно иметь свой парк. И мы решили: пусть этим занимаются специальные службы. У нашей диспетчерской службе есть телефоны всех эвакуаторов. Да, и в областях у каждого аварийного комиссара есть несколько телефонов служб, которые смогут оказать помощь. И оплатить услуги не так уж и дорого.

Как можно определить, что аварийный комиссар сработал отлично. Каковы признаки отличной работы, как, например, вы оцениваете  работу аварийных комиссаров в регионах?

Если клиент виноват и документы ГАИ это подтверждают, здесь ничего не поделаешь – виноват, значит, виноват. Но если ситуация спорная – аварийный комиссар должен стать сразу же на сторону нашего клиента, и принимать решения, которые будут выгодны клиенту. Аварийные комиссары выполняют свою работу. Случается, что человек попал в ДТП, и аварийные комиссары приезжают через час-полтора, а ГАИ – только через четыре часа. Клиенты, безусловно, довольны.

Приведите несколько примеров, когда аварийным комиссарам удалось разрешить благополучно ситуации, в которых клиентов реально «подставляли» на дороге.

Месяца четыре тому был случай – наша сотрудница ехала на своем автомобиле по Институтской улице возле Крещатика, и столкнулась с автомобилем, который принадлежал одному из телеканалов. К счастью, аварийный комиссар приехал раньше, чем ГАИ, и увидел реальную ситуацию ДТП, а когда приехала ГАИ, то его сотрудники вначале стали настаивать на том, что виновата наша коллега, а потом, – что вина обоюдная. Но, как оказалось позже, в том автомобиле, в котором сидели корреспонденты, ехали за рулем люди, которые вообще не имели право на управление транспортным средством. Аварийные комиссары потребовали написать объяснительную, и, как только они это сделали, ГАИ признало их виновными.

Другой случай произошел с нашей страховой компанией. Автомобиль клиента, который попал в ДТП, был новый, купленный за деньги, взятые в банке в кредит. И, естественно, его отвезли ремонтировать на СТО официального дилера. И получилось: дилер выставил одну цену, а страховая компания другую, меньшую суму. Как выяснилось, при оценке ситуации эксперт поставил средние расценки по ремонту авто, но он не имел это право делать, так как автомобиль был новый, на гарантии. Следовательно, и расценки должны быть такими, какими они есть у официального дилера. Безусловно, мы решили дело в пользу клиента.

 

Обзор DEDALINFO