Наши публикации

0
Размер текста
11.12.2014
Фото Shutterstock
Фото Shutterstock

Как упростить валютное законодательство

Будет ли политическая воля у нашего парламента принять соответствующий закон?

За годы независимости Украины мы так и не подошли к закреплению вопросов валютного регулирования на законодательном уровне, как это принято в европейских странах. Всю законодательную базу страны в области валютных финансов определяет подзаконный акт – декрет Кабинета министров Украины 1993 года. Юридический нонсенс, такого нет ни в одной стране мира.

Бег с препятствиями. Скорее так можно озаглавить систему валютного регулирования в Украине. «Ограничить свободу!» – главный лозунг чиновников. А человек без свободы – это не человек. Это раб. Монополии, сговоры, картели – украинская обыденность. Какие права имеет среднестатистический гражданин? Не так. Поставим вопрос по-другому: имеет ли он какие-то права? Чувствует ли он себя защищенным государством? Ответ напрашивается однозначный – нет. А если «пересічний громадянин» захочет открыть счет в зарубежном надежном банке или перечислить валюту за границу? То ему придется пройти семь кругов ада. В декрете КМУ действует система протекционизма, больше похожая на дискриминацию. Этот документ отражает валютное регулирование с некоторыми изменениями советского законодательства – нет расстрельной статьи.

В декрете КМУ 1993 года действует система протекционизма, больше похожая на дискриминацию. Этот документ отражает валютное регулирование с некоторыми изменениями советского законодательства – нет расстрельной статьи

Страховых брокеров данные валютные ограничения ущемляют в правах работать напрямую со страховщиками-нерезидентами. С мая 2013 года были сняты все ограничения работы брокеров с иностранными страховщиками. А что изменилось? Ничего. В пресловутый подзаконный акт НБУ №135 до сих пор не внесли соответствующие изменения. А должны были это сделать еще в 2008 году, сразу же после вступления Украины в ВТО. В ЕС любой страховой брокер, имея лицензию в своей стране, получает право работать в другой стране содружества путем уведомительной процедуры регулятора. Финансовый посредник из Лондона, имеющий лицензию FCA (Financial Conduct Authority), должен все равно пройти разрешительную процедуру в Украине, даже если это мировая финансовая компания. Вот поэтому наша страна по итогам 2013 года занимает 142-е место из 175 стран по уровню коррупции, разместившись рядом с Угандой и Коморскими островами. В общем рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business-2015 Украина разместилась 96-м месте.

Чиновники пугают тем, что как только снимут все ограничения на открытие счетов за рубежом, произойдет массовый отток валюты. Спрашивая у чиновников, почему же в России были сняты все ограничения для граждан по перечислению валюты за рубеж, открытию там счетов, покупки полисов зарубежных страховых компаний, получали ответ: «В России много нефти и газа, поэтому много золотовалютных резервов. У нас нет под ногами нефти, потому и закрываем наш рынок от ухода валюты». А как насчет Сингапура? В свое время это была рыбацкая деревушка, а сейчас это один из центров мировой финансовой системы, наряду с Нью-Йорком и Лондоном. Директор Центра стратегических исследований Ярослав Жалило – другого мнения. Он считает, что открытие границ если и приведет к оттоку капитала, то незначительному, поскольку «все, кто хотел вывезти деньги, уже благополучно сделали это; зато у граждан, уже имеющих счета за рубежом, появится возможность их легализовать и завести в страну, но не под видом фиктивных иностранных инвестиций, а вполне прозрачно».

На банковских форумах института Адама Смита чиновники из НБУ и депутаты сокрушались, что у нас за более чем 20 лет независимости до сих пор нет закона, который бы комплексно регулировал валютные вопросы в стране. Вместо этого мы имеем порядка 50 нормативных актов, которые ввели Нацбанк, КМУ, налоговая и таможенная администрации. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов», – писал Вольтер.

Валютные ограничения ставят барьеры пенсионным фондам для выхода на внешний рынок с целью покупки еврооблигаций. А иностранные облигации – это традиционный и надежный инструмент на международном рынке капиталов. Своей же длинной гривны у нас нет, и нескоро будет

В этом правовом беспределе работается хорошо только чиновникам и приближенным к власти. У руководства страны и депутатов не было, и до сих пор нет политической воли принять подобный закон, несмотря на то, что в Верховной раде уже были в свое время зарегистрированы два законопроекта.

В ЕС с 1990 года была введена система свободного движения капиталов на основе четырех свобод: 1) движения товаров; 2) капитала; 3) услуг; и 4) передвижения граждан. И потому в содружестве существует единый страховой рынок, позволивший всем участникам работать без дискриминации в любой стране этой зоны. Это относится и к работе страховых брокеров.

Теперь вернемся в украинскую реальность. Пресловутое постановление НБУ №135 запрещает украинским национальным брокерам покупать валюту для перестраховочных операций, а также для перечисления валюты по обеспечению прямых контрактов со страховщиками-нерезидентами. Далее, в кодексе морского мореплавания Украины предусмотрено участие в создании общеаварийного фонда в случаях «общей аварии». В создании этого фонда принимают участие и судовладелец, и фрахтователь, и владельцы груза.

Еще один перл чиновничьего усердия – регистрация договоров перестрахования у регулятора. Зарубежные перестраховщики удивляются тому, что по этим договорам принимаются огромные риски и выплачиваются миллиардные убытки, а какой-то чиновник в Нацкомфинуслуг указывает на несоответствие терминов в договоре перестрахования требованиям нашего отраслевого закона. В этой связи пора перейти к принципу назначения на должности руководителя регуляторных органов небанковских услуг специалистов рынка по конкурсу, а не по квотному принципу от политических партий.

Чиновники из НБУ и депутаты сокрушались, что у нас за более чем 20 лет независимости до сих пор нет закона, который бы комплексно регулировал валютные вопросы в стране. Вместо этого мы имеем порядка 50 нормативных актов, которые ввели Нацбанк, КМУ, налоговая и таможенная администрации

Согласно постановлению НБУ, при покупке валюты необходимо предоставить нотариально заверенные документы. Воистину убеждаешься, что «степень настойчивости государственного служащего обратно пропорциональна важности того, на чем он настаивает». Если в стране сокращается число заверяемых документов нотариусами, то наши чиновники действуют наоборот.

Мы слышим постоянно мантру чиновников, что через перестрахование выводится валюта из страны. Но если бы механизмы были простыми и прозрачными, то не изобретались бы эти схемы. А какова доля перестраховочной премии? На долю нерезидентов приходится около 5% валовых страховых премий, или 20% премий, переданных в перестрахование. И этот показатель стабилен уже с 2005 года. Например, в 2008-м из 22,9 млрд гривен собранных премий на перестрахование нерезидентам было отправлено всего 1 млрд гривен, или $200 млн. В то же время только за первые три месяца 2008 года инвесторы по другим каналам вывели из страны $239,4 млн, а уже в апреле–июне эта цифра достигла $513 млн. До конца года инвесторы вывели около $1 млрд. Украинские страховщики без перестрахования не смогут покрывать миллиардные убытки. Пожары 2011 года принесли убытков на сумму 1,8 млрд гривен, в то время как национальные страховщики сумели покрыть с помощью перестрахования только 342 млн гривен убытков. Оправданы ли затраты перестраховых брокеров по предоставлению в налоговые органы комплекта регистрационных документов на каждого из перестраховщиков-нерезидентов?

Валютные ограничения ставят барьеры пенсионным фондам для выхода на внешний рынок с целью покупки еврооблигаций. А иностранные облигации – это традиционный и надежный инструмент на международном рынке капиталов. Своей же длинной гривны у нас нет, и нескоро будет. Как показывает опыт, валютные ограничения в долгосрочной перспективе приводят только к еще большему обеднению страны, финансовым кризисам и инфляции. Пока остается рудимент тоталитарной системы – жесткое валютное регулирование в стране, нечего думать нам о подписании договора о членстве в ЕС, даже в 2020 году.

Ибрагим Габидулин
исполнительный директор Грас Савуа Украина

Источник: Forbes.ua
 
Как упростить валютное законодательство
Опубликовать

КОММЕНТАРИИ (0)


Обзор DEDALINFO