Наши публикации

Размер текста
15.01.2015

Военная доктрина и вооруженные силы

Недавно, перебирая архив, я нашел свою статью, которую написал еще в декабре 1992 году. Это был период пересмотра военной доктрины Украины после развала Советского Союза с учетом имевших место локальных войн в Персидском заливе, Югославии и др. странах. Редакция газеты "Народная Армия" тогда развернула дискуссию по этим вопросам.

Прошло 22 года, и мы вновь вынуждены вернуться к этой теме с учетом нынешних реалий. Эта статья полезна с двух позиций:

1. Оценка взглядов той эпохи с позиции сегодняшних дней и реалий, а также действий политических сил и руководства страны по разрушению, а в последнее время полному уничтожению обороноспособности государства.
2. Разработка военной доктрины Украины и плана оснащения ее Вооруженных Сил с учетом переоценки вероятных противников и союзников.

Естественно, за эти годы в классификации военных конфликтов появились новые виды вооруженных столкновений. Хотя понятие "гибридная война" еще наполняется разным содержанием, но уже требуется разработка военной доктрины с учетом уже имеющегося опыта ведения боевых действий на востоке Украины, развязанных Россией.

Думали ли мы все в начале нашей независимости, что наш ближайший сосед, "старший брат", как нам постоянно твердила коммунистическая пропаганда в СССР, будет проводить агрессивную политику в отношении своих соседей, бывших "братских республик" тогдашнего Союза, реализуя свои имперские амбиции в нынешних условиях. Люди старшего поколения, особенно жившие в западных и центральных регионах Украины, никогда не верили Москве и ожидали любого подвоха со стороны руководства Кремля. И в этом уже сейчас убедилось большинство людей Украины, в том числе уже и жители восточных регионов. Такой монолитной сплоченности не ожидал нынешний ставленник Кремля. Аншлюс Австрии привел к тому, что жители этой страны единогласно провозглосили себя австрийцами, а не немцами, восстановив свою независимость в апреле 1945 года. Так и в нашем случае, аншлюс восточных регионов и Крыма показал, что мы все украинцы, а не россияне, хотя некоторые родились и выросли там.

Первыми имперское давление испытали Прибалтийские страны, когда в 1990 году в Вильнюсе были применены Вооруженные Силы СССР для разгона демонстрантов. Тогда были первые жертвы в борьбе за независимость. Потому эти страны понимают наше нынешнее состояние и всячески поддерживают нас. Такую же солидарность можно было почувствовать и в годы СССР в отношении  русскоговорящих жителей Украины, приезжающих в Ригу, Вильнюс, Таллин, по сравнению с жителями России.

Судя по последним событиям, война может быть развязана любым государством с приходом к власти неуравновешенного политика с геополитическими устремлениями на основе языкового, национального или другого признака.

Поэтому эту статью нужно рассматривать с учетом презумпции времени и нынешних реалий. История, по меткому выражению, есть зеркало заднего вида автомобиля. Она помогает безопасно двигаться вперед.

Все опубликованные на страницах газеты материалы тогдашней дискуссии, были высланы в институт стратегических исследований. Об истинном результате мы можем судить по сегодняшним событиям на юго-востоке страны и в Крыму.

 


ВОЕННАЯ ДОКТРИНА И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

 

Хотелось бы высказаться по некоторым вопросам, касающимся военной доктрины Украины, обсуждение которой прошло недавно на сессии Верховного Совета.

Отсутствие ясных положений военной доктрины и четких представлений о сути военной опасности, являющейся базисным ее элементов, не позволяет обоснованно решать задачи военного строительства Вооруженных Сил Украины, что может привести либо к недопустимому ослаблению обороноспособности, либо же к непомерному бремени лишних военных расходов.

Думается, что рассмотрение здесь проблемы и некоторые предварительные положения по военной доктрине и развитию ВС Украины вызовут интерес к их обсуждению, как среди военных, так и других заинтересованных специалистов.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ УКРАИНЫ

В период радикальных преобразований, проводимых в любом государстве, политическому и военному руководству для принятия решений по вопросам военного строительства, коренной реорганизации оборонных структур необходимо опираться на соответствующую систему научно обоснованных взглядов по проблемам предотвращения войны и сохранения мира, строительства вооруженных сил и их подготовки к отражению возможной агрессии.

Изменения, происшедшие в мире, требуют от политического и военного руководства Украины осмыслить и заново разработать содержание военной политики и доктрины.

Такое положение характерно не только для нашей республики, но и для всех государств СНГ и мира, входящих в различные военные и политические блоки, о чем свидетельствуют публикации за последние годы.

Остановимся вначале на определениях «доктрина» и «военная доктрина».

Под доктриной понимается учение, научная или философская теория или политический принцип.

Военная доктрина — это система официально принятых в государстве на данный период времени основополагающих взглядов, положений по вопросам обороны страны, являющихся обязательными для выполнения всеми государственными органами, в том числе и военными. В ней выражается отношение государства к войне, определяется характер возможных военных задач, которые могут встать перед ним, способы их достижения и главные направления военного строительства.

Доктрина в полном объеме охватывает большой круг вопросов, изложить их в одном документе просто невозможно. Однако принципиальные положения политического и военно-политического характера могут быть изложены в отдельном документе, подобно тому, как это было сделано в ОВД` (1987 г.) или НАТО (1991 г.) и в бывшем СССР (1990 г.).

Исходя из этого, целесообразно изложить лишь подходы к формированию важнейших положений и общего содержания военной доктрины Украины, а не саму ее, которую предстоит еще дорабатывать после обсуждения на сессии Верховного Совета.

Военная доктрина отражается в политических и военно-технических основах.

Формируя политические основы военной доктрины, необходимо определить отношение государства к войне, применение военной силы; национальные интересы Украины и факторы, противодействующие им; характер военной опасности, ее размеры, источники, а также возможность военной угрозы; вероятность предотвращения войны, силы и средства, необходимые для этого; военно-политические цели войны; вероятных противников и союзников.

Военно-техническая сторона военной доктрины в самом общем виде должна дать ответ на следующие основные вопросы: каков стратегический характер возможной войны, к которой надо готовиться; каковы способы ее ведения и какие ВС для этого надо иметь.

До настоящего времени главное внимание в военных доктринах отводилось положениям о мировой ядерной и обычной войне. Локальным же уделялось недостаточно внимания, а военные конфликты малой интенсивности, и военные действия по восстановлению стабильности внутри страны совсем не рассматривались. В новой военной доктрине, надеемся, эти вопросы получат достойное внимание и осмысление. Это вызвано тем, что развязывание мировой войны, обычной, и тем более ядерной, маловероятно, а военные акции и локальные войны, по мнению большинства военных специалистов, наиболее вероятны.

Однако возможность распространения ядерного оружия может вновь повысить вероятность возникновения ядерной войны, о чем свидетельствует появление на мировых рынках ядерного сырья и технологии из стран СНГ.

Наконец, следует остановиться еще на одном важном положении. Военная доктрина при обосновании способов ведения боевых действий должна учитывать законы вооруженной борьбы, т.е. в ней четко, ясно, недвусмысленно должно быть отражено положение, что если противник начал агрессию, вооруженную борьбу, то вооруженные силы должны выбирать и осуществлять те формы и способы военных действий‚ которые в данной обстановке являются наиболее эффективными; и наступление, и оборона, и нанесение огневых ударов по противнику, где бы он ни находился. В том числе и прежде всего, должны наносится удары по территории страны агрессора, по его важнейшим военным и экономическим объектам. 

Некоторые военные специалисты предлагают отказаться от таких понятий, как «оборонительная доктрина», «оборонительная стратегия», «оборонительные вооруженные силы», как это, в частности, сделано в США и НАТО, где говорится только о доктрине, стратегии и вооруженных силах.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Анализ военных конфликтов позволяет определить их сущность, причины зарождения, изыскать формы и способы их разрешения на ранних стадиях развития, а также локализации (пресечения) на более поздних этапах.

Под конфликтом понимается столкновение сторон, мнений, сил.

Военный конфликт — это столкновение сил с использованием, оружия.

Внутреннее положение государства может быть дестабилизировано конфликтами на национальной, религиозной почве, гражданской войной и вмешательством в эти процессы ВС. Такие действия называются «военными акциями». В зарубежной литературе такие боевые действия получили название «конфликты низкой интенсивности». К ним относятся: боевые действия мирного времени, региональные повстанческие действия, мероприятия по поддержанию мира, борьба с терроризмом и наркобизнесом. Основными целями ВС здесь являются оказание помощи в обеспечении стабильности, сдерживание эскалации конфликтов.

Локальная война — следующий тип военного конфликта в данной классификации. Она ведется с ограниченным участием ВС и распространением военных действий на относительно небольшие территории и относится к военным конфликтам средней интенсивности. Здесь следует подчеркнуть, что локальные войны чреваты перерастанием в крупные военные столкновения, как в результате эскалации, так и в целях использования их правящими кругами отдельных государств в качестве предлога для осуществления крупномасштабной агрессии.

Крупномасштабные войны относятся специалистами к военным конфликтам высокой интенсивности. Они могут вестись как с применением ядерных, так и обычных сил. Но, как уже было отмечено выше, вероятность возникновения таких войн в настоящее время существенно снизилась. Однако крупномасштабная война с применением обычного оружия может перерасти из локального военного конфликта или же по причине оказания военной помощи одной или нескольким странам, подвергшимся агрессии.

Проведенный анализ и классификация военных конфликтов позволяют перейти к анализу возможных боевых действий в современных условиях.

НЕКОТОРЫЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О ВОЗМОЖНОМ  ХАРАКТЕРЕ  БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Исходя из изложенного выше, можно предположить следующий характер боевых действий, которые, возможно, придется вести Украине.

Из всех типов вооруженных конфликтов наиболее вероятно использование ВС в военных акциях. Политическая борьба в различных регионах Украины, события в странах мира и республиках СНГ свидетельствуют прямо или косвенно об этой тенденции, и политическому руководству нужно прилагать огромные усилия, терпение при разрешении таких конфликтов, будь то на религиозной или национальной почве, не допуская втягивания в конфликт вооруженных соединений.

Возможно также использование ВС при активных действиях с террористическими группировками и совместных действиях с другими странами при борьбе с наркобизнесом. В этих случаях необходимо подчеркнуть еще раз, что основной целью использования ВС явится оказание помощи внутренним войскам и гвардии в обеспечении внутренней стабильности, сдерживании эскалации конфликтов.

Далее, судя по заявлениям правительства о невхождении Украины в военные блоки и организации, а также объявлении территории республики безъядерной зоной, характер боевых действии по защите ее границ и территории от посягательства извне будет носить, на наш взгляд, локальный характер, вестись с ограниченным участием ВС и распространением военных действий на относительно небольшие территории, прилегающие к ее государственным границам. Однако не исключается военный конфликт и с государством, не граничащим с территории Украины.

Думается, что нельзя исключать из рассмотрения и крупные агрессии против Украины с применением обычных средств поражения. Это подтверждается тем, что в развитых странах имеются мощные аффективные средства высокоточного воздушного нападения и некоторый приоритет их развития. В определенных условиях боевые действия могут начаться в воздушном и морском пространстве, с нанесением ударов силами авиации и флота. Не исключаются боевые действия и путем ввода группировок сухопутных войск противника с одновременным нанесением ударов с воздуха и моря. Проведенный анализ дает возможность определить требования к структуре ВС Украины.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ВС УКРАИНЫ

Военная доктрина Украины должна позволить выбрать главные приоритеты в развитии систем вооружения, чтобы в условиях сокращения численности ВС обеспечить максимально эффективное использование ограниченных ресурсов с учетом технического оснащения, а также форм и способов применения группировок войск зарубежных стран. Как известно, в составе ВС Украины войдут войска наземной обороны, войска воздушной обороны (в составе ВВС и Войск ПВО) и ВМФ.

Прежде всего, при строительстве ВС Украины должен быть сделан упор на эффективное использование имеющегося потенциала промышленности по созданию мобильных наземных, воздушных сил обороны и ВМФ с широким использованием высокоточного оружия.

Для быстрого маневра войсками на угрожающих направлениях и в районах возможных конфликтов повышенное внимание необходимо уделять созданию средств оперативной мобильности, особенно авиационных, а также авиатранспортабельного вооружения различного назначения.

Измениться должны и приоритеты в развитии видов ВС Украины. В предыдущих войнах и военных конфликтах ВВС, как правило, решали задачи поддержки и обеспечения действий сухопутных войск. В настоящее время, как показали боевые действия в Персидском заливе и в локальных войнах, ВВС способны проводить самостоятельные воздушные наступательные операции, реализуя задачи стратегического масштаба, а в локальных войнах, по существу, решать судьбу всей кампании. Особое внимание обращают на завоевание господства в воздухе.

Также существующая действительность настоятельно рекомендует иметь в составе войск воздушной обороны военно-космические системы, на которые должны возлагаться следующие задачи:

— раннее предупреждение о пусках баллистических ракет;
— ведение всех видов разведки (радиоэлектронной, инфракрасной, оптической и др.) и передачи данных в разведцентры;
— организация космической связи;
— обеспечение навигации различных военных объектов с помощью спутниковых маяков;
— метеорологическое обеспечение;
— исследование природных ресурсов земли с целью оперативного создания топографических карт районов предстоящих боевых действий.

Боевые действия в зоне Персидского залива показали возросшие роль и значение космических систем военного назначения.

Следует заметить, что необходимо учитывать критерии достаточности обороны при определении состава и численности ВС.

Наиболее часто используемыми показателями в этих случаях являются:

— допустимая степень военно-экономического напряжения государства, характеризуемая соотношением объема военного потребления к тому или иному обобщенному показателю экономической деятельности страны — валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход, государственный бюджет и др.
— допустимая степень мобилизационного напряжения государства, характеризуемая соотношением призванной в вооруженные силы части населения к общей его численности.

Известно, что экономически сильное, процветающее государство (с приростом ВНП 3 процента и более в год) в мирное время не может тратить на оборону более 6 процентов ВНП. Такие примерно затраты имеют в настоящее время США, Великобритания, Германия, Франция. Учитывая современное экономическое положение Украины, мы не сможем тратить прежние суммы на развитие и содержание ее ВС.

Говоря о втором показателе, следует заметить, что при военно-экономическом напряжении 6—7 процентов от ВНП рациональная численность Вооруженных Сил Украины может составлять до 1 процента от общей численности страны. Такой подход также характерен для многих высокоразвитых стран. Структура ВС Украины находится в стадии становления, и необходимо учитывать как опыт развития ВС других стран, так и особенности геополитического расположения ее территории.

КАКИЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ В КОНЦЕ ЭТОЙ СТАТЬИ

Военная доктрина является одним из важных документов государства, определяющих направления развития ее ВС на планируемый период.

В разрабатываемой доктрине Украины наиболее важное значение должно быть уделено военным конфликтам малой и средней интенсивности как наиболее вероятным в современную эпоху. По мнению большинства военных специалистов и политиков, возникновение крупномасштабных боевых действий с применением обычных, а тем более ядерных сил маловероятно.

Требуется оценка военной угрозы национальным интересам Украины, определение вероятных противников и союзников. Все это существенно влияет на структуру ВС и основные направления развития ее составляющих элементов. Как показывает анализ, основными тенденциями развития являются: упор на создание мобильных сил в составе войск наземной и воздушной обороны, а также ВМФ, обеспечивающих переброску личного состава, вооружения и военной техники в пределах территории Украины и вне ее границ, если все же ее ВС будут включены и международные силы по поддержанию мира, как это, например, имеет место сейчас в Югославии, или при участии ВС Украины в региональных конфликтах в составе объединенных сил стран, как это имело место, например, в зоне Персидского залива.

Хотя успех в войне достигается совместными усилиями всех видов ВС, задача обеспечения наименьших потерь ведет к усилению акцента на средства нанесения удара с воздуха и увеличению продолжительности воздушной кампании. Все это приводит к существенному развитию войск воздушной обороны, а именно ВВС. Особое внимание уделяется завоеванию господства в воздухе.

Усиление координирующей функции МО Украины по НИОКР в совершенствовании вооружения и военной техники. Это связано, прежде всего, с уменьшением ассигнований на закупку вооружения, проведением исследований и разработок по созданию новых образцов, конверсией оборонных предприятий промышленности и увеличения стоимости вооружения. Несмотря на имеющиеся трудности, необходимо проводить как прикладные, так и фундаментальные исследования по поддержанию ВС на должном уровне.

Полковник Ибрагим ГАБИДУЛИН
кандидат технических наук, доцент.

Источник: «Народная армия», 29 грудня 1992 р., с. 3

Источник: Дедал Инфо
 

Обзор DEDALINFO