Рейтинговые агентства
Украинскому оператору грузовых железнодорожных перевозок ООО «Лемтранс» и его холдинговой компании Lemtrans Ltd. присвоены рейтинги «В»; прогноз — «Негативный»
- Мы считаем, что ООО «Лемтранс» — украинский оператор грузовых железнодорожных перевозок и основная производственная дочерняя компания холдинговой компании Lemtrans Ltd. («Лемтранс» или группа) — подвержен страновым рискам Украины и характеризуется высоким уровнем концентрации клиентской базы и стратегией масштабного роста.
- «Лемтранс» занимает прочные конкурентные позиции на украинском рынке грузовых перевозок полувагонами, имеет хорошие показатели рентабельности и умеренную долговую нагрузку.
- Мы присваиваем ООО «Лемтранс» и Lemtrans Ltd. долгосрочные кредитные рейтинги «В», которые уравнены в соответствии с нашей методологией присвоения рейтингов материнской и дочерним компаниям.
- Прогноз «Негативный» отражает прогноз по рейтингам Украины на основании нашего мнения о том, что обе компании подвержены страновым рискам. Рейтинговое действие по Украине, по всей видимости, повлечет за собой рейтинговое действие по ООО «Лемтранс» и Lemtrans Ltd.
ФРАНКФУРТ (Standard & Poor’s), 26 апреля 2013 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s присвоила долгосрочные кредитные рейтинги «В» украинскому оператору грузовых железнодорожных перевозок ООО «Лемтранс» и его холдинговой компании Lemtrans Ltd. Прогноз изменения рейтингов — «Негативный».
Рейтинг холдинговой компании Lemtrans Ltd. приравнен к рейтингу ее основной украинской производственной дочерней компании ООО «Лемтранс» в соответствии с нашей методологией присвоения рейтингов материнской и дочерним компаниям, поскольку, насколько мы понимаем, в настоящее время ООО «Лемтранс» является основным активом холдинга, а Lemtrans Ltd. не имеет финансовых обязательств, кроме долговых обязательств на уровне ООО «Лемтранс».
Рейтинг ООО «Лемтранс» отражает нашу оценку профиля бизнес-рисков компании как «слабого» и профиля финансовых рисков как «агрессивного» в соответствии с нашими критериями.
ООО «Лемтранс» генерирует основную часть прибыли на внутреннем рынке Украины. Поэтому мы полагаем, что подверженность компании страновому риску, связанному с переходным характером украинской экономики, представляет собой существенный негативный фактор для характеристик ее кредитоспособности. Эти риски включают в себя, в частности, подверженность влиянию сложной и развивающейся регулятивной системы, слабую институциональную среду, недостаточную прозрачность и предсказуемость административной системы, а также возможные ограничения доступа к иностранной валюте в стране, слабый банковский сектор и относительно высокие темпы инфляции. По нашему мнению, негативное влияние на рейтинг ООО «Лемтранс» также оказывают волатильность выручки, присущая сектору грузоперевозок, тесно связанная с волатильностью украинской экономики, которая в значительной степени зависит от сырьевых товаров, и высокий уровень концентрации клиентской базы группы: в 2012 г. на долю трех основных клиентов приходилось более 85% выручки.
Кроме того, ООО «Лемтранс» характеризуется стратегией масштабного роста, поскольку планирует в ближайшие несколько лет обновить и значительно увеличить подвижной состав (на 10 000 полувагонов), который в настоящее время насчитывает 13 500 единиц. Реализация этой программы, вероятнее всего, приведет к генерированию значительной отрицательной величины свободного денежного потока от операционной деятельности и повысит зависимость группы от внешнего финансирования, учитывая ограниченный в настоящее время доступ к средне- и долгосрочному финансированию на украинском финансовом рынке.
Вместе с тем позитивное влияние на профиль бизнес-рисков ООО «Лемтранс» оказывают прочные позиции компании в сегменте грузовых железнодорожных перевозок полувагонами: компания имеет самый крупный парк полувагонов среди частных украинских операторов грузовых железнодорожных перевозок. Постепенное восстановление экономики Украины в последние два года и дефицит полувагонов на рынке позволили ООО «Лемтранс» повысить цены, что обусловило высокий показатель рентабельности по EBITDA на уровне более 37% в 2011-2012 гг. Это позволило компании предотвратить повышение долговой нагрузки, несмотря на рост капиталовложений в этот период. По данным отчетности ООО «Лемтранс», по итогам 2012 г. объем долга компании составлял около 3,1 млрд грн (около 390 млн долл.), отношение «долг / EBITDA» — около 1,3х, что мы оцениваем как умеренный уровень для данной рейтинговой категории.
Согласно нашему базовому сценарию на 2013 г. мы прогнозируем сокращение выручки примерно на 20% — главным образом в результате того, что ООО «Лемтранс» планирует приостановить деятельность по продаже вагонов (одно из непрофильных направлений бизнеса, которое генерировало около 10% выручки в 2012 г.); с другой стороны, мы ожидаем, что цены на транспортные услуги нормализуются по сравнению с очень высоким уровнем в 2012 г.: мы предполагаем, что рентабельность одного вагона в сутки в 2013 г. снизится примерно на 30%, поскольку предложение вагонов на рынке увеличится.
Прогноз «Негативный» отражает прогноз по рейтингам Украины. В соответствии с нашей методологией уровень рейтингов ООО «Лемтранс» сдерживается уровнем долгосрочного суверенного рейтинга Украины и оценкой риска перевода и конвертации валюты, что определяются нашим мнением о влиянии странового риска на генерируемый группой денежный поток.
Понижение рейтинга Украины на одну или несколько ступеней приведет к понижению рейтингов ООО «Лемтранс» на такое же количество ступеней.
Дополнительное давление на рейтинг ООО «Лемтранс» могут оказать следующие факторы:
- ухудшение показателей рентабельности и характеристик кредитоспособности, в том числе повышение отношения «долг / EBITDA» до уровня выше 4х вследствие того, что компания не сможет поддерживать прогнозируемую рентабельность одного вагона в размере 40 долл./сутки (например, в результате ценового давления на рынке), и снижение показателя EBITDA более чем на 45% по сравнению с уровнем 2012 г. или потеря одного из основных клиентов;
- более высокий, чем мы ожидаем в настоящее время, уровень капиталовложений в развитие бизнеса, финансируемых за счет долга, и более благоприятные действия в отношении акционеров или финансирование капиталовложения за счет краткосрочного, а не средне- или долгосрочного долга, как ожидается в настоящее время, что создаст риск ухудшения показателей ликвидности.
Стабильность рейтинга для ООО «Лемтранс» при прочих равных условиях будет зависеть от пересмотра прогноза по рейтингам Украины на «Стабильный».