Рейтинговые агентства

Размер текста
29.01.2014

Рейтинги Украины по обязательствам в иностранной валюте понижены до «ССС+/С» в связи со сложной политической ситуацией; прогноз — «Негативный»

Резюме

  • По нашему мнению, уровень политической нестабильности на Украине существенно возрос. В настоящее время мы оцениваем Украину как «государство,  демонстрирующее характеристики гражданского общества, находящегося в стрессовой ситуации, на фоне ослабления политических институтов» (в соответствии с нашими критериями), что снижает способность правительства своевременно обслуживать и погашать долговые обязательства.
  • Мы считаем, что в настоящее время ситуация на Украине нестабильна, и погашение и обслуживание долговых обязательств зависит от благоприятного характера развития политических и экономических событий.
  • В связи с этим мы понижаем долгосрочный и краткосрочный рейтинги Украины по обязательствам в иностранной валюте с «В-/В» до «ССС+/С» и подтверждаем долгосрочный и краткосрочный рейтинги этой страны по обязательствам в национальной валюте на уровне «В-/В».
  • Прогноз по суверенным рейтингам Украины  — «Негативный», что отражает возможность дальнейшего ослабления готовности или способности правительства обслуживать свои долговые обязательства в связи с развитием политической ситуации.

Рейтинговое действие

28 января 2014 г. Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s понизила долгосрочный  и краткосрочный рейтинги Украины по обязательствам в иностранной валюте до «ССС+/С».

Долгосрочный и краткосрочный рейтинги этой страны по обязательствам в национальной валюте подтверждены на уровне «В-/В».

Прогноз по рейтингам — «Негативный».

В то же время мы понижаем рейтинг Украины по национальной шкале с «uaBBB-» до «uaBB+».

Будучи суверенными рейтингами (как это определяется в требованиях европейского регулирования: EU CRA Regulation 1060/2009 — EU CRA Regulation), рейтинги Украины подлежат определенным ограничениям в отношении публикаций, установленным статьей 8 EU CRA Regulation, включая публикацию в соответствии с заранее установленным календарем (см. статью «Календарь публикаций на 2014 г. для рейтингов суверенных, региональных и местных органов власти региона EMEA», опубликованную 30 декабря 2013 г.). В соответствии с EU CRA Regulation  отклонения от календаря публикаций ограничены и позволены только в определенных обстоятельствах, причем такие публикации должны сопровождаться подробным объяснением причин отклонения от графика. В этом случае отклонение от графика вызвано событиями, описанными в Обосновании.

Обоснование

Понижение рейтингов обусловлено нашей точкой зрения относительно того, что политическая ситуация на Украине значительно осложнилась, что снижает вероятность   предоставления ожидаемой финансовой помощи со стороны России в случае ухода в отставку правительства президента Януковича.

Сотни тысяч протестующих вышли на улицы Киева и других крупных украинских городов после того, как 23 ноября 2013 г. г-н Янукович отложил подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (ЕС), включавшего расширенное соглашение о Зоне свободной торговле с ЕС. После этого призывы, адресованные г-ну Януковичу, уйти в отставку усилились. Протестные акции и реакция на них со стороны правоохранительных органов привели к насилию и человеческим жертвам. Политическая напряженность еще более усилилась после того, как 17 января 2014 г. г-н Янукович подписал несколько новых законов, предусматривающих уголовную ответственность за протестную деятельность. Мы отмечаем, что сегодня украинский парламент проголосовал за отмену этих законов, в то время как премьер-министр Азаров и его правительство подали в отставку.  

Пока неясно, каким образом будет урегулирована политическая ситуация. По нашему мнению, главные кандидаты от оппозиции не контролируют действия протестующих или не пользуются их полной поддержкой. Поэтому г-н Янукович может остаться у власти, если украинские  олигархи по-прежнему будут оказывать ему политическую поддержку, а российское правительство предоставит финансовую помощь. Однако в случае утраты власти г-ном Януковичем, например в результате досрочных президентских выборов, и если дипломатические отношения с Россией станут более сложными, может возникнуть риск для прямого финансирования украинского правительства со стороны России в размере 15 млрд долл. (около 8% ВВП на 2014 г.).

В прошлом месяце российское правительство предоставило Украине первый транш финансовой помощи объемом 3 млрд долл. (около 2% ВВП), позволив российскому Фонду национального благосостояния стать единственным инвестором в украинские государственные облигации сроком погашения через два года со ставкой купона 5%, что существенно ниже доходности на вторичном рынке (12%) по двухлетним украинским долларовым облигациям. По нашему мнению, если политические потрясения приведут к образованию нового правительства, которое будет негативно относиться к альянсу г-на Януковича с Москвой, Украина может отложить погашение этих облигаций или отказаться от их погашения.

Мы оцениваем показатели внешней ликвидности Украины как «слабые» в соответствии с нашими критериями. По нашим прогнозам, потребности страны в валовом внешнем финансировании составляют 155% поступлений по счету текущих операций (СТО) и доступных резервов. Мы ожидаем, что они будут покрываться за счет рефинансирования торговых кредитов и других обязательств частного сектора, а также прямой финансовой поддержки от России, в том числе благодаря дополнительному соглашению о снижении цены, по которой «Нафтогаз» приобретает газ у «Газпрома», примерно на 30%.

В результате обострения политической ситуации курс гривны уже снизился примерно на 2,5% в 2014 г. Мы предполагаем, что он стабилизируется на уровне 8,5 грн за 1 долл.  США. По нашим прогнозам, объем валютных резервов в Национальном банке Украины (НБУ) будет в среднем достаточен для выплат по СТО в течение примерно двух месяцев и погашения 35% краткосрочного внешнего долга (по остаточному сроку погашения) в 2014 г.

По нашим прогнозам, в 2014 г. изменение долга расширенного правительства составит около 6% ВВП, а чистый долг расширенного правительства составит примерно 38% ВВП. Мы ожидаем, что кредиты со стороны России обеспечат рефинансирование расходов на обслуживание и погашение валютного долга правительства Украины в 2014-2015 гг. и не приведут к значительному увеличению государственного долга. Около 52% всего объема долга номинировано в иностранной валюте, хотя значительная часть этих валютных обязательств состоит из кредитов, выданных на льготных условиях.

Мы ожидаем, что финансирование дефицита бюджета расширенного правительства в национальной валюте будет и в дальнейшем производиться главным образом за счет средств НБУ и контролируемых государством банков. По состоянию на декабрь 2013 г. на долю НБУ приходилось 58% долга в национальной валюте,  в то время как на долю украинских банков — 32%, что составляет около 11% активов коммерческих банков. Поэтому мы прогнозируем более низкую вероятность дефолта Украины по обязательствам в национальной валюте, чем по обязательствам в иностранной валюте, что отражается в разнице в одну ступень между долгосрочным рейтингом по обязательствам в иностранной валюте и долгосрочным рейтингом по обязательствам в национальной валюте.

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s относит банковский сектор Украины к группе 10 (самая слабая группа) по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment — BICRA). Мы считаем, что слабость банковской системы оказывает негативное влияние на гибкость денежно-кредитной политики и функционирование механизмов денежно-кредитной трансмиссии. Доля проблемных кредитов в банковском секторе, включая неработающие и реструктурированные кредиты, оценивается нами как очень высокая (около 40% совокупного объема кредитов) и может увеличиться в случае резкой девальвации гривны, поскольку по данным на ноябрь 2013 г. (последние доступные данные) 34% банковских кредитов были номинированы в иностранной валюте.

По нашим оценкам, ВВП на душу населения Украины в 2014 г. составит 4 300 долл. Мы прогнозируем дальнейшее сокращение численности населения страны примерно на 0,5% в год, что в связи с нерешенными проблемами, связанными со старением населения, приведет к усилению давления на соответствующие расходы в среднесрочной перспективе. Вследствие слабого внешнего спроса на товары украинского экспорта (продукцию металлургической и машиностроительной отраслей) и дальнейшего сокращения объема промышленного производства мы прогнозируем тенденцию роста на уровне 1,8%.

Прогноз

Прогноз «Негативный» отражает наше мнение о возможном понижении долгосрочных суверенных кредитных рейтингов Украины с вероятностью по меньшей мере один к трем в ближайшие 12 месяцев, если политические потрясения приведут к дальнейшему ослаблению административной способности украинского правительства обслуживать и погашать долговые обязательства или если ожидаемая финансовая поддержка от России не будет предоставлена и не будет найдено альтернативных источников финансирования.

Уровень рейтингов может стабилизироваться и в конечном счете повыситься в случае ослабления политической напряженности и гарантированного обеспечения внешнего финансирования для покрытия значительных потребностей Украины в валовом внешнем финансировании.

Основные финансовые и экономические показатели

Таблица 1

Украина: некоторые экономические и финансовые показатели

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Номинальный ВВП, млрд долл.

108

143

180

117

138

163

176

178

193

218

252

ВВП на душу населения, долл. США

2,296

3,060

3,881

2,540

3,001

3,570

3,864

3,899

4,260

4,833

5,618

Прирост реального ВВП, %

7.4

7.6

2.3

(14.8)

4.2

5.1

0.2

(1.0)

1.0

2.5

3.5

Прирост реального ВВП на душу населения, %

8.2

8.2

2.9

(14.3)

4.6

5.5

0.5

(0.8)

1.5

3.0

4.0

Изменение долга расширенного правительства, % ВВП

0.5

0.7

6.3

10.5

8.8

2.6

3.0

9.6

5.6

4.6

4.0

Баланс бюджета расширенного правительства, % ВВП

(1.4)

(2.0)

(3.2)

(8.7)

(7.0)

(4.0)

(5.4)

(7.5)

(5.6)

(4.6)

(4.0)

Долг расширенного правительства, % ВВП

12.1

9.9

13.8

24.9

29.6

27.4

28.3

36.9

38.5

38.6

37.4

Чистый долг расширенного правительства, % ВВП

8.7

7.7

12.4

23.8

27.2

26.2

27.8

36.5

38.1

38.3

37.1

Процентные расходы расширенного правительства, % доходов

1.5

1.2

1.2

2.7

3.4

4.4

5.0

5.6

7.4

8.0

8.4

Обязательства украинского частного сектора перед банками*, % ВВП

46.0

60.0

77.8

78.3

66.3

61.2

58.2

58.8

55.1

51.2

46.5

Рост индекса потребительских цен, %

9.1

12.8

25.2

15.9

9.4

8.0

0.6

(0.5)

5.0

8.0

8.0

Cовокупные потребности во внешнем финансировании /(поступления по СТО + доступные резервы), %

107.4

116.6

121.1

130.4

132.9

131.0

136.5

147.4

155.1

152.5

152.1

Баланс счета текущих операций, % ВВП

(1.5)

(3.7)

(7.1)

(1.5)

(2.2)

(6.3)

(8.1)

(7.8)

(7.2)

(7.0)

(6.8)

Баланс счета текущих операций, % поступлений по СТО

(2.9)

(7.3)

(13.4)

(2.8)

(3.9)

(10.3)

(14.1)

(15.3)

(14.1)

(13.9)

(14.2)

«Узкий» чистый внешний долг, % поступлений по СТО

47.4

52.4

60.5

100.5

84.6

77.3

87.9

110.7

107.7

103.6

99.9

Чистые внешние обязательства, % поступлений по СТО

36.0

37.2

43.1

64.5

49.7

48.4

59.1

79.3

85.4

88.7

92.0

*Финансовые институты (кроме Центрального банка), обязательства которых включены в определение денежной массы страны. Совокупные потребности во внешнем финансировании определяются как отток средств по счету текущих операций плюс непогашенный краткосрочный долг на конец предыдущего года плюс депозиты нерезидентов на конец предыдущего года плюс долгосрочный внешний долг сроком погашения в течение года. "Узкий" чистый внешний долг определяется как совокупные заимствования в иностранной и национальной валютах государственного и частного секторов у нерезидентов минус международные резервы минус ликвидные внешние активы государственного сектора, а также депозиты финансовых институтов в иностранных банках и кредиты, выданные нерезидентам, или инвестиции в компании-нерезиденты. Если показатель отрицательный - значит, страна является внешним нетто-кредитором. СТО - счет текущих операций.

Приведенные выше данные и коэффициенты представляют собой результат собственных расчетов аналитиков S&P на основании данных национальных и международных источников и отражают независимое мнение аналитиков S&P относительно своевременности, охвата, точности, надежности и применимости имеющейся информации.

 

Критерии и статьи, имеющие отношение к теме публикации

Критерии

  • Суверенные кредитные рейтинги: Методология и допущения // 24 июня 2013 г.
  • Методология: связь краткосрочных и долгосрочных кредитных рейтингов корпоративных и суверенных эмитентов и страховых компаний // 7 мая 2013 г.
  • Критерии присвоения кредитных рейтингов «ССС+», «ССС», «ССС-» и «СС» // 1 октября 2012 г.
  • Определение оценки риска перевода и конвертации валюты для несуверенных заемщиков: Критерии // 18 мая 2009 г.

Статьи

  • Оценки отраслевых и страновых рисков банковского сектора (BICRA): // 8 января 2014 г.
  • Прогноз по рейтингам Украины пересмотрен на «Стабильный», что обусловлено финансовой поддержкой со стороны России; рейтинги подтверждены на уровне «В-/В» // 26 декабря 2013 г.
  • Рейтинги Украины понижены до уровня «В-» ввиду отсутствия у правительства страны стратегии по обеспечению валютного финансирования; прогноз — «Негативный» // 1 ноября 2013 г.
  • Отсутствие реформ и неэффективность энергетики сдерживают рост экономики стран СНГ // 16 мая 2013 г.
  • Данные о суверенных дефолтах и переходах рейтингов в другие рейтинговые категории: 2012 г. // 29 марта 2013 г.
  • Национальные шкалы кредитных рейтингов // 14 апреля 2005 г.

 

Рейтинг-лист

До                            С

Украина

Суверенные кредитные рейтинги

По обязательствам в иностранной валюте

ССС+/Негативный/С          В-/Стабильный/В

Рейтинг по национальной шкале

uaBB+                      uaBBB-                    

 

Рейтинг приоритетного необеспеченного долга

ССС+                       В-

Оценка риска перевода и конвертации валюты для украинских несуверенных заемщиков

ССС+                       В-

Суверенные кредитные рейтинги

 

По обязательствам в национальной валюте

В-/Негативный/В            В-/Стабильный/В

В соответствии с нашей политикой и процедурами в состав Рейтингового комитета вошли аналитики, имеющие достаточную квалификацию для участия в голосовании на заседании комитета и достаточный опыт для обеспечения надлежащего уровня знаний и понимания соответствующей методологии (см. «Критерии и статьи, имеющие отношение к теме публикации»). В начале Комитета его председатель подтвердил, что информация, представленная Рейтинговому комитету ведущим кредитным аналитиком, была своевременно распространена и была достаточной для принятия обоснованного решения членами Комитета.

После вводной презентации ведущего кредитного аналитика и разъяснения им своих рекомендаций члены Комитета обсудили основные рейтинговые факторы и важнейшие вопросы в соответствии с применяемыми критериями. Члены Комитета рассмотрели и обсудили качественные и количественные факторы риска на основе данных за прошлые периоды и прогнозов. Председатель Комитета обеспечил возможность высказать свое мнение каждому члену комитета с правом голоса. Председатель Комитета или уполномоченный им представитель ознакомился с проектом отчета, чтобы обеспечить его соответствие решению Комитета. Мнения и решение Рейтингового комитета представлены в приведенном выше обосновании и прогнозе.

Источник: Дедал Инфо
Всё по теме: Рейтинг Украины
 

Обзор DEDALINFO